• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Визуализируя Японию: изобразительное искусство

Статус: Майнор
Когда читается: 1 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 22

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках данного курса предлагается рассмотрение особенностей целого ряда элементов японской культуры, как традиционных, так и современных, среди которых: графика, живопись, кинематограф и каллиграфия. Курс состоит из двух частей: часть 1: «Изобразительное искусство и каллиграфия», часть 2: «Кинематограф». Помимо краткого рассказа об основных этапах истории японского искусства, деятелях и знаковых произведениях различных периодов, курс освещает основные подходы к анализу, трактовке и «прочтению» японской гравюры. Отдельное внимание уделяется символике художественных произведений, буддийской иконографии. Блок лекций курса, посвященный каллиграфии, знакомит студентов с основными стилями письма, базовыми принципами японской каллиграфии и предполагает ряд практических занятий. Знание японского языка при этом не требуется. Блок лекций курса, посвященный кинематографу, включает исторический очерк и проблемный анализ ключевых картин японского кино, рассказ о знаменитых режиссерах и киностудиях, а также демонстрирует возможность использования кино в исторических исследованиях.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель дисциплины — научить студентов работать с материалом художественной культуры Японии как с уникальным источником, раскрывающим особенности образа жизни, восприятия и миропонимания в тот или иной период истории.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимать специфику формирования жанровых и стилистических особенностей японского кинематографа.
  • Обладать терминологией и аналитическими навыками для интерпретации наиболее значимых японских фильмов в их историческом и социокультурном контексте.
  • Понимать специфику взаимодействия кинематографа с другими сферами массовой культуры.
  • Ознакомление студентов с основными техниками, форматами и видами художественных практик Японии; традиционными принципами классификаций произведений и мастеров; основными концепциями о происхождении и значении искусства, его положения в общей системе знаний и умений
  • Создание общего представления об исторических вехах и процессах развития в художественной культуре Японии, знакомство с ее выдающимися памятниками и деятелями
  • Ознакомление студентов с основными техниками, форматами и видами художественных практик Японии; традиционными принципами классификаций произведений и мастеров; основными концепциями о происхождении и значении искусства, его положения в общей системе знаний и умений;
  • Развитие навыков самостоятельной работы с источниками по художественной культуре (как памятниками искусства, так и текстовыми свидетельствами)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Искусство Японии в древности (археологический период)
  • Тема 2. Искусство периода Нара
  • Тема 3. Искусство эпохи Хэйан
  • Тема 4. Искусство средневековой Японии
  • Тема 5. Декоративно-прикладное искусство эпохи Эдо
  • Тема 6. Театральная культура эпохи Эдо
  • Тема 7. Живопись и цветная гравюра укиёэ
  • Творчество Китано Такэси.
  • Японская анимация
  • Тема 8. Реформы периода Мэйдзи и их влияние на сферу искусства
  • Тема 9. Искусство Японии в эпоху Тайсё
  • Тема 10. Искусство на службе колониального проекта
  • Тема 11. Послевоенный модернизм
  • Тема 12. Современное искусство Японии
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация
  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Семинарская работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.3 * Письменный экзамен + 0.14 * Презентация + 0.35 * Реферат + 0.21 * Семинарская работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Brian Powell, Japan's Modern Theatre : A Century of Change and Continuity
  • Dora Amsden and Woldermar von Seidlitz, Ukiyo-E
  • Joseph T. Sorensen, Optical Allusions : Screens, Paintings, and Poetry in Classical Japan (Ca. 800-1200)
  • Mitsuyo Wada-Marciano, Japanese Cinema in the Digital Age
  • Thomas Lamarre, Anime Machine : A Media Theory of Animation

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kazuo Nishiyama and Gerald Groemer, Edo Culture : Daily Life and Diversions in Urban Japan, 1600-1868