• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Как медиа влияют на культуру. Как культура усваивает медиа

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Маго-лего
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 42

Программа дисциплины

Аннотация

Курс дает широкое и междисциплинарное понимание места медиа в жизни человека и общества, влияния медиа на картину мира людей, начиная с времен начала книгопечатания до появления продуктов современных цифровых технологий. В наше время культура постепенно и с трудностями начинает осваивать все возможности и осознавать последствия новых цифровых медиа. Также трудно и интересно все происходило в прошлом веке с кинематографом, радио и телевидением. Курс сформирован в основном в рамках научного направления cultural studies. Направлен на понимание того, как медиа и отражают, и также формируют мировоззрение общества и человека. Практическая часть курса состоит в анализе с этой точки зрения современных аудиовизуальных произведений - от фэнтези и исторических сериалов до компьютерных игр и социальных сетей. Какие смыслы несут нам явно или подспудно различные аудиовизуальные произведения? Какими смыслами наполняем или собираемся наполнять их мы и почему?
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование понимания студентами места, роли, функций различного вида медиа и медиакоммуникаций в обществе в контексте интеграции с традиционной культурой.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует медиапродукцию с точки зрения апелляции к определенным культурным направлениям и ценностям.
  • Выделяет перспективные тренды в развитии медиа производства с точки зрения доминирующих культурологических направлений.
  • Видит влияние актуальных общекультурных мифологем на развитие и содержание медиаконтента.
  • Решает медиазадачи в рамках различных индустриальных направлений деятельности в соответствии с особенностями заданных нишевых сегментов аудитории.
  • Использует современные методы анализа медиаконтента для дешифровки содержательной части коммуникационного послания.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Основные реалии и этапы развития медиа коммуникаций.
    Язык, письменность, печать, средства массовой информации, цифровое пространство. Искусство как медиа: архитектура, живопись, музыка. Хронологические и сущностные характеристики этапов в контексте актуальной мифологии, картины мира общества и индивида, социальные слои. Площадная коммуникация. Уровень и сущность общественных коммуникаций и искусство. Готика. Искусство Возрождения. Эпоха Просвещения. Постепенная замена религии в качестве мифологической базы на науку. Россия 17-19 века – европеизация медиакультуры. Нормативные теории медиа. Проблематика опосредованной (медиатизированной) коммуникации в сравнении с коммуникацией очной.
  • Тема 2. Массовая культура.
    Восстание масс и запрос на изменение медийного ландшафта. Публика. Массовые зрелища. Средства массовой информации. Визуальная культура. Фотография и кинематограф. Русский авангард, Серебряный век поэзии. Влияние советской идеологии. Культурология и Cultural studies. Модерн и постмодерн. Культурный мейнстрим и нишевые субкультуры. Интеллегенция как коммуникативная ниша. Эпоха телевидения.
  • Тема 3. Цифровая эпоха.
    Взрывной характер роста медиакоммуникаций. Message М.Маклюэнна. Глобализм и проблема идентификации. Массовая культура. Наследие В.Проппа и проблема автоматизации производства медиаконтента. Мультимедийный сторителлинг. История эмоций. Репрезентация индивида в социальных сетях. Влияние цифровой революции на традиционные виды искусства. Массовые зрелища и культурный досуга. Театр, музей, инсталяции. Институализация интерактивности. Образование и онлайн обучение. Проблема отцов и детей, конфликт поколений. Cultural studies vs культурология как проблема научного осмысления взаимодействия медиакоммуникаций и традиционной культуры. Фэнтези как защищенный способ проектирования интеграции цифровой реальности и традиционной культуры. Искусственный интеллект.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на занятиях
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.6 * Активность на занятиях + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кирия И.В., Новикова А.А. - История и теория медиа - Издательский дом Высшей школы экономики - 2017 - 423с. - ISBN: 978-5-7598-1188-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100133

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Массовая культура: Учебное пособие / К.З. Акопян, А.В. Захаров, С.Я. Кагарлицкая и др. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2004. - 304 с.: 60x90 1/16. (п) ISBN 5-98281-021-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/73495