• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Север и Арктика с точки зрения социальных и гуманитарных наук

Статус: Общеуниверситетский факультатив
Когда читается: 1 модуль
Охват аудитории: для всех
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Основная цель предлагаемого курса — сформировать у студентов всестороннее представление об обширном регионе, который условно называется «Север и Арктика», и познакомить их с основными тенденциями изучения этого региона в современных социальных и гуманитарных науках. На семинарских занятиях обучающиеся обсуждают тексты современных исследований, посвященных этому региону. Подробно рассматриваются темы индустриализации Арктики и Севера и социальные проблемы коренных малочисленных народов Севера. В результате освоения дисциплины слушатель должен: иметь представление о границах и географии изучаемого региона, об истории заселения и о составе населения Арктики и Сибири, а также об основных демографических и этнокультурных процессах в регионе; уметь критически анализировать концепцию «освоения» региона и характер отношений между различными категориями населения региона, а также современные этнокультурные и этноязыковые процессы в регионе; иметь навыки анализа актуальных экономических процессов и основных экологических проблем в регионе, а также современной политико-экономической ситуации в регионе и роли Арктики и Севера в глобальных политических и экономических процессах; обладать знаниями о трансграничных и транснациональных процессах в регионе, повседневной жизни и социальном взаимодействии на Севере, о различных типах расселения и об особенностях мобильности и коммуникаций на Севере, а также об особенностях социальной жизни на Севере.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать у студентов всестороннее представление о Севере и Арктике
  • познакомить студентов с основными тенденциями изучения Севера и Арктики в современных социальных и гуманитарных науках
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • различает и уверенно использует термины, называющие отдельные части региона (Арктика, Север, Сибирь и так далее)
  • имеет представление о границах изучаемого региона
  • имеет представление о физической географии изучаемого региона
  • имеет представление об истории заселения Арктики и Сибири
  • имеет представление о составе населения изучаемого региона
  • имеет представление об основных демографических и этнокультурных процессах в изучаемом регионе
  • представляет себе историю промышленного освоения Сибири и Арктики
  • критически анализирует концепцию «освоения» региона
  • анализирует характер отношений между различными категориями населения региона
  • имеет представление о языковой ситуации на территории изучаемого региона
  • имеет представление об этнической карте изучаемого региона
  • критически анализирует современные этнокультурные и этноязыковые процессы в регионе
  • имеет представление об актуальных экономических процессах в изучаемом регионе
  • имеет представление об основных экологических проблемах в изучаемом регионе
  • имеет представление о современной политико-экономической ситуации в регионе
  • имеет представление о роли Арктики и Севера в глобальных политических и экономических процессах
  • критически осмысляет общественно-политический дискурс в отношении изучаемого региона
  • имеет представление о трансграничных и транснациональных процессах в регионе
  • имеет представление о повседневной жизни и социального взаимодействия на Севере
  • имеет представление о различных типах расселения в регионе (городские, сельские поселения, в том числе моногорода, и кочевой образ жизни)
  • имеет представление об особенностях мобильности и коммуникаций на Севере
  • имеет представление об особенностях социальной жизни на Севере (сети обмена и взаимопомощи, subsistence economy и др.)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в североведение
    Определяются основные термины и понятия курса, обсуждаются термины «Арктика», «Север», «Сибирь» и проч., определяются границы региона в разных трактовках. Сообщаются основные сведения о физической географии региона и о сопредельных территориях. Анализируется дискурсивный образ Севера, Сибири, Арктики и проч.
  • История заселения и современное население Севера и Сибири
    Сообщаются основные сведения об истории заселения Сибири и Арктики, анализируются исторические источники по истории региона. Приводятся демографические данные о современном населении Сибири и Севера, рассматриваются вопросы этнической и территориальной идентичности населения.
  • Арктика, Север и Сибирь: история освоения
    Рассматривается понятие «освоения Севера», характерное как для российского, так и для глобального контекста, и доминировавшее на протяжении долгого времени представление о Севере как «ресурсной кладовой» и «ничьей земле». Анализируется характер отношения между коренным и «пришлым» населением, стратегии освоения (колонизации, оккупации) региона в России и в других циркумполярных странах. Рассматривается история промышленного освоения региона в разные исторические периоды.
  • Языки и народы Арктики и Сибири
    Рассматриваются современные языковые и этнические проблемы Арктики и Сибири, описывается актуальная языковая и этническая карта региона, приводятся основные сведения о культурно-антропологических характеристиках населения Севера.
  • Экономика и экология Арктики, Сибири и Севера
    Идёт речь об основных экономических процессах в изучаемом регионе, в том числе в результате процессов промышленного освоения в 20 веке. Анализируется современная экологическая ситуация в Арктике, в том числе в Северном Ледовитом океане, и тренды её развития.
  • Арктика в глобальном контексте
    Изучаются современная политико-экономическая ситуация в регионе и роль Арктики и Севера в глобальных политических и экономических процессах. Анализируется общественно-политический дискурс в отношении изучаемого региона. Изучаются трансграничные и транснациональные процессы в регионе.
  • Жизнь на Севере
    Изучаются аспекты повседневной жизни и социального взаимодействия на Севере. Изучаются различные типы расселения (городские, сельские поселения, в том числе моногорода, и кочевой образ жизни), особенности мобильности и коммуникаций на Севере, особенности социальной жизни (сети обмена и взаимопомощи, subsistence economy и др.)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа по языковой и этнической карте региона
  • неблокирующий контрольная работа по истории и экономике Севера
  • неблокирующий эссе о жизни на Севере
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.25 * контрольная работа по истории и экономике Севера + 0.25 * контрольная работа по языковой и этнической карте региона + 0.5 * эссе о жизни на Севере
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Арефьев А. Л. ; Под ред. Осипова Г.В. - СОЦИОЛОГИЯ ЯЗЫКА. ЯЗЫКИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА 3-е изд., пер. и доп. Монография - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 355с. - ISBN: 978-5-534-10786-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-yazyka-yazyki-korennyh-malochislennyh-narodov-severa-sibiri-i-dalnego-vostoka-431519

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Садохин А.П., Шабаев Ю.П. - Народы Севера России: обычаи, традиции, культура.Справочник - КноРус - 2017 - 750с. - ISBN: 978-5-406-06471-9 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/928865