2021/2022




Репрезентация истории и литературы в аудиовизуальных медиа
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
56
Программа дисциплины
Аннотация
В научно-исследовательском семинаре рассматриваются такие темы и сюжеты, как исторический фильм, трансмедийный и цифровой исторический/литературный проект, адаптация литературных и/или исторических сюжетов/книг на экране, феномен «мультиплатформенного автора» (писателя-сценариста-режиссера/автора комиксов - автора игр). Теоретически, работы, выполненные в рамках НИСа будут опираться на исследования адаптации, работы по публичной и цифровой истории, изучение трансмедийных проектов и game studies. В рамках НИСа можно проводить как академические исследования, так и проектную деятельность. 2 модуль НИСа будет, в основном, посвящен работе с теоретической литературой и формулированию и уточнению тем курсовых работ слушателей, результатом 2 модуля должно стать написание введения и теоретической главы (раздела) курсовой работы. В 3 модуле начнутся обсуждения конкретных тем слушателей и дизайна их исследований/проектов, результатом 3 модуля должен стать развернутый план курсовой и выполнение части программы исследования. В 4 модуле продолжится работа над исследованием и написанием текста курсовой, результатом 4 модуля станет предзащита курсовых работ.
Цель освоения дисциплины
- Освоении теоретических основ создания и анализа адаптаций литературных произведений в фильмах и сериалах
- Освоение теоретических основ создания и анализа адаптаций комиксов и видеоигр
- Изучение практик трансмедийного сторителлинга в исторических и литературных проектах
- Знакомство с основными положениями публичной и цифровой истории
- Формирование навыка анализа трансмедийных проектов
Планируемые результаты обучения
- Называет основные характеристики научной работы.
- Умеет анализировать трансмедийный нарратив по моделям Гамбарато, Праттена и Дженкинса.
- Знает основные определения: «метаисторический фильм», «эпический фильм», «адаптация», «расширение»
- Знает основные принципы научного языка.
- Знает основные теоретические подходы и работы, посвященные специфике литературных адаптаций
- Знает основы дискуссии об историческом фильме
- Знает требования и создаёт презентацию и текст для защиты научной работы.
- Знаком с подходом к изучения видеоигр Й. Юла и Х. Бакки.
- Знакомства с основными направлениями теоретической литературы
- Знание методов анализа мультиплатформенных проектов
- Знание методологии нарративного, семиотического, дискурс-анализа и контент-анализа.
- Понимает специфику и стуктуру основных компонентов введения к курсовой работе.
- Понимает специфику научной литературы и требования к обзору научной литературы в курсовой работе.
- Понимает специфику подходов к созданию современных адаптаций
- Понимание методологий изучения игр и комиксов
- Понимание основных теоретических положений публичной и цифровой истории
- Умеет анализировать комиксы по модели Гринберга-Сухова.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Проблемы изучения адаптаций литературных произведений и репрезентации исторических сюжетов в фильмах и сериалах.
- Тема 2. Мультиплатформенные исторические и литературные проекты (Transmedia Storytelling, публичная и цифровая история)
- Тема 3. Литературные и исторические видеоигры и комиксы
- Тема 4. Методы анализа исторического фильма и сериала
- Тема 5. Методы исследования мультиплатформенных проектов
- Тема 6. Методы исследования комиксов и видеоигр
- Тема 7. Специфика научного текста, правила написания теоретической главы (обзора) и введения к курсовой работе
- Тема 8. Принципы написания и защиты курсовой работы
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.2 * План исследования + 0.2 * Обзор + 0.11 * Посещение + 0.2 * Защита + 0.29 * Семинары
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- C. Scolari, P. Bertetti, & M. Freeman. (2014). Transmedia Archaeology : Storytelling in the Borderlines of Science Fiction, Comics and Pulp Magazines. Palgrave Pivot.
- Freeman, M., & Gambarato, R. R. (2019). The Routledge Companion to Transmedia Studies. New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1896475
- Гамбарато Ренира Рампаццо, Лапина-Кратасюк Екатерина Георгиевна, & Мороз Оксана Владимировна. (n.d.). Панорама российских трансмедиа: опыт картирования мультиплатформенных инициатив. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fpanorama-rossiyskih-transmedia-opyt-kartirovaniya-multiplatformennyh-initsiativ
- Гринберг, И., & Сухов, А. (2013). Проблема Хронотопа В Комиксе. Человек в Мире Культуры, 3.
- Денисова, А. (2011). Американский Комикс: Факторы Развития И Феномен Популярности. Аналитика Культурологии, 21.
- ЛАПИНА-КРАТАСЮК ЕКАТЕРИНА ГЕОРГИЕВНА. (2014). Аффекты Истории: Рассказы О Прошлом В Кино И На Телевидении. Артикульт, 4 (16).
- Цыркун, Н. (2013). Комикс и кинематограф: общий генетический код. Артикульт, 1 (9).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Лапина-Кратасюк Екатерина Георгиевна, & Рублева Милена Валерьевна. (n.d.). Проекты Сохранения Личной Памяти: Цифровые Архивы И Культура Участия.
- Магера Юлия Александровна. (n.d.). История появления первых японских комиксов на русском языке.