2021/2022
Анализ медиарепрезентаций сензитивных и квир-групп
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Мороз Оксана Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
56
Программа дисциплины
Аннотация
Тематика НИСа сосредоточена на изучении истории, теории и практики конструирования языка и медиатекстов сензитивных социальных групп – тех, кто сталкивается с негативной оценкой собственной другости и «квирности», а также с десубъективацией и нарушением гражданский прав. В рамках НИСа будут анализировать следующие концептуальные сюжеты: – как в истории культуры и медиакоммуникаций происходило определение «других», исключаемых, сензитивных групп, – каким образом политическая философия и теория коммуникаций определяет право на высказывание, – как анализировать медиатексты, представляющие опыт конструирования идентичности сензитивности. Этот курс будет полезен тем, кто планирует работать в области социальной журналистики, участвует в активисткой правозащитной деятельности и/или интересуется актуальной критической теорией.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство с историей концептуального определения «другости» и ее эффектами на актуальные политики идентичности.
- Освоение методологического и концептуального аппарата квир-теории и близких исследовательских полей.
- Знакомство с практиками определения неконвенциональных идентичностей и их репрезентаций в медиа, а также иных коммуникативных практиках.
Планируемые результаты обучения
- Анализирует избранные теории коммуникации и соответствующие практики на предмет обнаружения в исторической перспективе ключевых подходов к репрезентации «другости».
- Анализирует современные дискуссии о «нормативности» и попытки построения сензитивных языков.
- Знакомится с базисом квир-исследований и квир-теории.
- Знакомится с базовыми подходами из пространства политической философии, позволяющими определять Другого, субъекта и вообще интерперсональные взаимодействия.
- Создает собственное исследование/проектирует собственный продукт, основанный на принципах сензитивности.
- Сравнивает подходы гендерных исследований для обнаружения ключевых принципов применения социального конструктивизма к определению «нормативности».
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Феномен Другого
- Тема 2. Теория и практика коммуникаций в контексте «другости»
- Тема 3. Основы гендерных исследований
- Тема 4. Квир: теория и исследования
- Тема 5. Словари «квирности» и медиатексты (о Других)
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.4 * Дизайн исследования + 0.3 * Эссе (в формате case study) + 0.3 * Реферат
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Второй пол : этика подлинного существования, Бовуар, С. де, 2014
- ЛАПИНА ВЕРОНИКА. (2016). 12 Разгневанных Лекций Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. (2015)12 Лекций По Гендерной Социологии: Учебное Пособие, Спб: Издательство Европейского Университета В Санкт-Петербурге. 768 С. Isbn 978-5-94380-196-9. Журнал Исследований Социальной Политики, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16937021
Рекомендуемая дополнительная литература
- Герменевтика субъекта : курс лекций, прочит. в Коллеж де Франс в 1981-1982 учеб. году, Фуко, М., 2007
- Притязания культуры : равенство и разнообразие в глобальную эру, Бенхабиб, С., 2005
- Психика власти : теории субъекции, Батлер, Дж., 2002