• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Состоялся шестой открытый семинар НУГ «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города»!

Прошёл шестой открытый семинар НУГ «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города».

Семинар был посвящён обсуждению вопроса о роли социальных партнёрств школ в формировании насыщенной образовательной среды и преодолении проблемы образовательного неравенства.

Состоялся шестой открытый семинар НУГ «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города»!

Как изменилось сотрудничество школ с внешними организациями со времён СССР?

Мария Козлова, Ольга Симонова и Ольга Мадфес, соавторки доклада, уделили особое внимание рассмотрению исторического контекста развития социальных партнёрств школ. В качестве главной особенности функционирования советской системы образования был отмечен акцент на практической и идеологической составляющих этой системы: приобщение школьников к трудовой деятельности на предприятиях промышленного или сельскохозяйственного типа «по умолчанию» транслировало ценность равенства. В постсоветский период степень участия государственных структур в школьной системе значительно снижается, и увеличивается уровень дифференциации и конкуренции самих школ. Сейчас внешние организации призваны улучшать качество образования за счёт своих внутренних ресурсов и тем самым способствовать преодолению неравенства между школами.

Какие типы партнёрств школы и внешних организаций существуют?

1) Производство

- Предприятия и организации могут проводить на своей базе занятия для школьников, они также актуализируют содержание конкретных дисциплин и способствуют наиболее эффективной профориентации школьников, повышают уровень профессиональной квалификации учителей и играют важную роль в оснащении школ оборудованием.

2) Академия

- Сотрудничество с вузами способствует повышению у учащихся интереса к исследовательской деятельности и мотивирует к получению высшего образования благодаря углубленному изучению определенных предметов.

3) Образовательный бизнес

- Этот тип сотрудничества воспринимается симметрично равнодушно обеими сторонами по причине сложности документации взаимодействия. Время, которое предполагается потратить на этот процесс, коммерческие организации считают напрасно потраченным, приводящим к потере потенциального дохода.

4) Некоммерческие организации

- Более комфортный тип сотрудничества, школы позитивно реагируют на оказание социальных услуг со стороны таких организаций.

5) Родители

- Большинство школ не считают родителей отдельным социальным партнером школ, имеющим право принимать участие в управлении образовательным процессом. Школа наделяет родителей правами наблюдать, оценивать и поддерживать.

Каковы риски и перспективы развития партнерских отношений школ и внешних организаций?

Риски:

- воспроизводство и углубление образовательного неравенства между школами с разным уровнем культурного, социального и экономического капитала

- усиление контроля со стороны государства вследствие вторжения школ в сферу экспериментирования

Перспектива:

- Отчетность не для контроля со стороны ведомств, а для информирования об успехах и сложностях и актуализации общественного дискурса. Благодаря такой отчетности усилится поддержка конкретных школ в решении их конкретных проблем

Какие ещё проблемы и перспективы существуют?

Дискутант, Сергей Геннадиевич Косарецкий, отметил, что видит перспективу исследования в реальном преодолении неравенства между школами России. Он также поднял важные проблемы взаимодействия школ с местными сообществами и конфессиями – а именно – Русской Православной Церковью. Сергей Геннадиевич также отметил наличие проблемы имитации государственной поддержки взаимодействия школ с внешними организациями и предложил уделить пристальное внимание рассмотрению отдельных кейсов.

Благодарим всех участников семинара!

Запись семинара: НУГ семинар №6

Презентация: 

НУГ_семинар 6_05_07_Социальные партнерства школ (PPTX, 62 Кб)