• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Это во всех отношениях полезная история»

Александра Джорджевич, PR-директор фонда «Дом с маяком», сейчас изучает коммуникации в магистратуре «Коммуникации в гос. структурах и НКО». О том, как Александра ушла из журналистики в НКО и почему выбрала именно эту магистерскую программу, а также о том, чем запомнился первый учебный год — в нашем интервью.

«Это во всех отношениях полезная история»

— Александра, почему ты решила уйти из журналистики в НКО?

— Я долгое время работала в журналистике, писала на военную тематику. У меня было несколько PR-предложений за всё время работы журналистом. Такое бывает у многих журналистов деловых изданий в том или ином виде, и 90% отказываются. Я тоже отказывалась, потому что коммерческая история меня не очень интересовала. 

Когда появились первые мысли уходить из журналистики, я задумалась, где ещё я могу применить свои навыки, что и кому я могу предложить, где я могу приносить пользу и где мне при этом будет интересно. И я подумала об НКО. С какими-то мне уже приходилось взаимодействовать по долгу службы. Например, я очень много коммуницировала с правозащитной организацией “Солдатские матери Санкт-Петербурга”. Это очень классная организация, там работают талантливые юристы, и мы много с ними взаимодействовали по вопросам защиты прав военнослужащих, когда я работала в «Новой газете».

Было много разных структур, которые меня привлекали, при этом организации, которые работают с тяжело больными детьми, не входили в круг моих интересов. Более того, когда в «Новой газете» мы с подачи главного редактора Дмитрия Андреевича Муратова занимались темой спинальной мышечной атрофии и собирали средства для детей на самое дорогое в мире лекарство (оно стоит порядка двух миллионов долларов), у меня были мысли о том, что это не моя история, что это очень тяжело, и я не хочу этим заниматься. Но обстоятельства сложились иначе.

Сначала я поступила на вышкинскую программу «Коммуникации в госструктурах и НКО». Тогда я думала, что меня интересовал в первую очередь нетворкинг — возможность познакомится с преподавателями, с их ассистентами или с моими одногруппниками, с которыми впоследствии можно будет вместе работать, что-нибудь придумывать… Может быть, потом меня куда-нибудь пригласят, например, на стажировку. Я думала, что это здоровый путь: в процессе обучения я смогу кому-то предложить свои компетенции, а кто-то сможет предложить мне работу, и мы сольёмся в едином порыве. Но всё произошло раньше.

Александра Джорджевич
PR-директор фонда «Дом с маяком»

Освободилось место PR-директора благотворительного фонда «Дом с маяком», моя предшественница — с ней мы сохранили чудесные отношения — Софья Харькова решила перейти на работув другое место, и фонд стал искать нового сотрудника. Эта вакансия “приходила” ко мне несколько раз, мне её постоянно кто-то присылал. В итоге я решила сходить и поговорить. Мне всё очень понравилось. Я поняла, что могу здесь быть полезной, и понадеялась, что мне при этом будет очень интересно. Так и вышло.

— Как принимают на работу в благотворительный фонд «Дом с маяком»? В фонде «Вера», например, обязательное условие — посещение хосписа.

— Да, есть стажировки. Когда я принимаю менеджеров на новую позицию, я прошу уже действующего сотрудника взять кандидата с собой на съёмку в семью.

Когда я сама устраивалась на работу, я попросилась на стажировку в стационаре, и мне разрешили находиться несколько часов вместе с няней, которая проводила с подопечным Детского хосписа ребёнком весь день. Мне важно было посмотреть, как я буду взаимодействовать с темой, пугает меня или не пугает.

Заочно все себе представляют не то, что есть в реальности. Многие думают, что хоспис — это место, где перекати-поле по полу катятся, слышны чьи-то рыдания, всё серое и грустное. Но это совсем не так.

Александра Джорджевич
PR-директор фонда «Дом с маяком»

Понятно, что место смерти безусловно есть. Мы не занимаемся лечением и реабилитацией детей, дети и молодые взрослые только паллиативные. Но меня всё это не напугало, когда я пришла. Думаю, это большая заслуга фонда.

— Как тебе переход от журналистики к PR?

— Я думала, что я буду просыпаться ночами в ужасе от того, что больше не могу прийти куда-то и сказать: «Здравствуйте, я журналист „Новой газеты“». Мне очень нравилось быть журналистом и влиять — или хотя бы пытаться влиять — на какие-то процессы. Но видимо, пришло время сделать паузу, временную или окончательную — жизнь покажет. Пришло время перемен, их необходимость назрела, и переход прошёл довольно легко. Он оказался намного более комфортным, чем мне представлялось.

Я думаю, здесь важную роль сыграл коллектив фонда, куда я пришла. В «Доме с маяком» чудесные люди. Мне очень повезло и с руководством, и с коллегами, и с подчинёнными. Все профессионалы, все помогали мне влиться в новую для меня работу и советами, и рекомендациями. Никаких проблем не возникло. Мне даже при желании не на что пожаловаться.

— Как проходит твой типичный день?

— Типичных дней у меня нет. Могу рассказать, чем я занимаюсь. Я возглавляю пресс-службу, у меня в подчинении восемь человек. Это PR-менеджеры, SMM-менеджеры, фотограф, редактор сайта, выпускающий редактор, менеджер по селебрити. Мы все вместе делаем фандрайзинговые публикации в СМИ, соцсетях, сайте или сопровождаем публичные мероприятия либо организовываем их. Наша задача — собирать с помощью публикаций в СМИ средства для подопечных детей и молодых взрослых, получающих помощь в программах нашего фонда. У нас несколько юридических лиц. Благотворительный фонд «Дом с маяком» поддерживает Детский хоспис Москвы, Детский хоспис Московской области, Хоспис 18+, ещё у нас есть программа перинатальный помощи и “Социальный дом”, который помогает забирать детей из интернатов. У хосписов почти 800 подопечных ребят сейчас. Помощь от фонда получают примерно 1100 семей в год. Все нужды — в зависимости от диагноза — необходимо финансово покрывать. И мы, в том числе, с помощью СМИ, пытаемся выручить средства на это.

Помимо фандрайзинговых, есть и просто информационные публикации. Это очень разные материалы — и тексты, и фильмы, и сюжеты… Ещё мы занимаемся подготовкой фандрайзинговых мероприятий. У нас есть ивент-отдел, который организует эти мероприятия, мы ему помогаем сопровождением.

— Похоже, журналистское прошлое тебе очень помогает?

— Да, так и есть.

— Как поменялось (если вообще поменялось) твоё мировоззрение или отношение к каким-то повседневным вещам, когда ты начала работать в благотворительной организации?

— Наверное, никак не поменялось.

Как любой человек, заинтересованный в своей работе, я много рассказываю о том, чем занимаюсь. Делюсь с друзьями, с семьёй. Я себя в этом смысле не ограничиваю. Стараюсь рассказывать про детей, которые у нас есть. У нас очень крутые ребята, они сами дадут фору всем пресс-службам на свете, они сами себя прекрасно пиарят. В основном это те, кто уже повзрослее. Они ведут свои соцсети. Я с удовольствием всегда рассказываю об этом. Также я стала больше рассуждать об инклюзии, об образовании для людей с инвалидностью и о многом другом — о вещах, о которых я не задумывалась, потому что не работала с этой темой. Думаю, что многие журналисты, кто работал или работает с социальной тематикой, знают обо всём этом. Я писала про другое, поэтому для меня это новое.

То есть нельзя сказать, что изменилось мировоззрение. Это просто новая информация, которая поступила в мой мозг, и я делюсь ею.

— В «Дом с маяком» ты попала практически тогда же, когда поступила на программу «Коммуникации в государственных структурах и НКО»?

— Практически. Я начала работать в октябре. Закладываем пару недель на собеседование. А с сентября мы начали учиться. То есть почти параллельно.

— Как ты выбрала эту программу? 

— Мы с мужем ехали на дачу, обсуждали то, что я хочу учиться. У меня был специалитет на журфаке МГУ, и я могла бесплатно получить магистерскую степень. Я не хотела в МГУ, мне не очень нравится то, что там сейчас происходит. В «Новой газете» было очень много ребят из Вышки, очень крутых и разносторонних. Я всё время на них смотрела и думала: Вышка — это что-то интересное. И вот мы с мужем открыли сайт Вышки, я выбрала несколько направлений и стала читать вслух наполнение программ: что изучается — какие курсы, какие предметы… В сухом остатке получилась именно эта магистратура — коммуникации в госструктурах и НКО. Она полностью подходила мне.

И даже если бы я потом решила остаться в журналистике, эта магистратура всё равно была бы мне полезна, потому что некоторые навыки и предметы я смогла бы применить и в журналистской работе. В общем, выходило, что это во всех отношениях полезная история. Я даже не смотрела стоимость платного обучения, решила, что буду действовать step by step: подам документы, и посмотрим, что будет. Всё получилось.

Александра Джорджевич
PR-директор фонда «Дом с маяком»

— Почему ты выбрала именно магистерскую программу, а не краткосрочные курсы?

— Я смотрела краткосрочные курсы, потому что слышала о них много хорошего, но у меня с ними почему-то не срослось. В целом там всё классно, я знаю многих людей, которые преподают на таких курсах, и это очень часто те же самые люди, которые преподают в Вышке, в МГУ и в других вузах. Поэтому, мне кажется, качество образования не страдает. Но почему-то мне хотелось воспользоваться возможностью получить ещё одну степень. Курсы успею потом пройти.

— А у тебя есть лаг между окончанием специалитета и поступлением в магистратуру?

— Да, причём довольно большой. Я окончила журфак МГУ в 2013 году, а в Вышку поступила в 2021-м. Я в группе самая старшая и постоянно над этим шучу. Так получилось, что я всю жизнь общалась с теми, кто был старше меня. В классе, в университете, в компаниях, на работе — я везде была одной из самых младших. А тут вышло наоборот.

Я думала сначала, что это будет не так круто, но это, мне кажется, даже ещё круче, чем быть самой младшей. Я наблюдаю за ребятами, они умные (это, возможно, немного наивно звучит), они кучу всего знают, кучу всего читали, выступают на парах, ссылаясь на какие-то исторические факты или книги, демонстрируют разносторонность мышления, качество предыдущего образования. Их очень интересно слушать.

— Когда мы обсуждаем программы с нашими научными руководителями, в частности с Никитой Савиным, одно из преимуществ, которое мы называем, — это коммьюнити, которое складывается во время обучения. Как тебе в коммьюнити твоей образовательной программы?

— Мне очень нравятся ребята. Мы подружились с частью группы и помогаем друг другу периодически с домашними заданиями. Мне кажется, в этом и есть смысл обучения.

Это один из основных — если не главный — элемент учёбы: вы учитесь делегировать какие-то вещи, в одни моменты руководить проектом, в другие — кому-то подчиняться. Это прокачка soft skills. Сейчас принято говорить, что они теряют значение в обучении, но мне кажется, что это всё же очень важно.

Александра Джорджевич
PR-директор фонда «Дом с маяком»

Ещё, конечно, для меня большой подарок — познакомиться с огромным количеством людей из разных сфер. Окончив журфак и проработав долго в журналистике, я дружу и общаюсь в основном с журналистами и пиарщиками. Вышка позволила мне познакомиться с людьми, которые работают в банках, каких-то коммерческих компаниях, изучали политологию… Они абсолютно разные, и это очень расширяет кругозор. Ты видишь, что за пределами журналистики есть жизнь, и это прикольно.

— Как уживаются вместе те, кто больше интересуется GR, и те, кто больше интересуется НКО?

— Заметна разница в активности. Мне нравится предмет о коммуникациях в НКО, и я там активно себя веду. А есть предметы, на которых я менее активна, а другие ребята более вовлечены, им больше нравится. При этом дисциплины по GR в целом мне тоже интересны — для расширения кругозора.

— Есть что-то такое на парах, что тебе реально полезно, что ты используешь в работе?

— В целом такого много. Конечно, есть вещи, оторванные от моей работы, но я стараюсь, что могу, применить сразу. Например, у нас была лекция с приглашённым экспертом: Надежда Янкелевич, PR-директор фонда «Нужна помощь» рассказывала про то, как у них устроена коммуникационная стратегия. Это для меня очень полезно в работе.

— Первый год обучения позади. Как он прошел? 

— Меня очень впечатлила Алла Тамбовцева и её курс «Теория вероятностей и математическая статистика» в первом модуле. Это просто моя любовь.

«Теория вероятностей» была вообще самой первой парой в учебном году. Дома у меня все шутили над этим. А оказалось, что это дико интересно. Понятно, что у нас low level. Для людей, которые этим занимаются — статистикой и похожими вещами — это, может быть, даже смешно. Но для меня это большой прорыв. Я думала, у меня очень плохо с точными науками. А оказалось, что если нормально объяснять, то у меня всё в порядке. Мы всё разбирали, и было очень понятно, я получила «девятку» (9 баллов из 10 возможных — прим. ред.). Алла — прекрасный преподаватель. Очень здорово, что этот предмет включён в расписание. Даже жаль, что изучается всего один модуль.

— А как это применимо в работе НКО? Как Алла смогла привязать теорию вероятностей к тому, что для вас актуально?

— Мы много говорили о разных рейтингах. Может быть, это напрямую и не связано с НКО, это скорее GR. Например, мировые рейтинги, в которых Россия занимает какое-то место, — рейтинг счастья, экономический рейтинг и так далее. Я раньше не задумывалась над тем, как это делается, как составляются рейтинги. Выяснилось, что всё построено на цифрах, всё очень логично. Понятно, что элемент субъективности всё равно присутствует, но  рейтинги — это целая наука.

Ещё в рамках курса мы говорили про нулевые гипотезы, это полезно, когда формируешь гипотезу для исследовательской работы, даже такой маленькой, как курсовая. Тебе нужно от чего-то отталкиваться. Например, сейчас у нас с коллегами была такая нулевая гипотеза: помощь взрослым больным не пользуется популярностью, потому что в целом люди считают, что помощь взрослым не так нужна. Принято помогать больным детям, пожилым — тем, кто не может сам себе помочь по ряду причин. А взрослым не надо помогать.

Но самым крутым в этом предмете было то, что не имеет никакого отношения ни к НКО, ни к GR: Алла придумывала нам задачи для домашних заданий и для экзамена, основываясь на «Гарри Поттере». Например, задача про игру в квиддич: вероятность того, что Гермиона забросит квоффл, — такая-то, что Гарри — такая-то, что Рон — такая-то, высчитайте, с какой вероятностью Гермиона и Рон одновременно забросят квоффл.

В моём представлении это идеальный преподаватель. Он приходит не просто для того, чтобы сказать: «О, ребят, вам тут поставили теорвер, он вам особо не нужен, и вообще у нас один модуль, чего вы там поймёте, давайте я вам отчитаю, и мы дальше пойдём заниматься своими делами». Нет. Человек использует возможность донести что-то до аудитории, старается тебя искренне заинтересовать. Мне кажется, что это просто космос.

— Какую мастерскую ты выбрала?

— Я сначала подалась на мастерскую Юлии Скоковой, и меня туда приняли. Но я не совсем верно поняла описание мастерской. Оказалось, что занятия будут касаться в основном проектов «Мосволонтёр» и mos.ru, а мне это совсем-совсем не интересно. Я поняла, что, если надо, я продолжу занятия в мастерской, но удовольствия в процессе не получу. Тогда я поговорила со своей однокурсницей, она была на мастерской у Агнессы Саркисян, там занимались фондом «Живой». Мне понравилось то, что я узнала. Я написала Никите Савину, спросила, можно ли перевестись в другую мастерскую. Приказ на тот момент ещё не был подписан, и мне разрешили перейти.

— Что вы делаете в мастерской?

— Писали курсовую, теперь – выпускную квалификационную работу. Изучаем вопросы фандрайзинга и волонтёрства среди молодёжи — в контексте помощи взрослым. Фонд «Живой» — это фонд помощи взрослым, поэтому от заказчика (самого фонда) у нас задача — понять, почему молодёжь не донатит вообще или донатит мало и как их привлечь.

Мы составили анкету для опроса, распространили его, описывали в проекте полученные результаты. Ну и есть и теоретическая часть: читали профильные материалы. Я периодически расспрашиваю исполнительного директора своего фонда про фандрайзинг, волонтёрство и прочее, советуюсь с ней, обсуждаю.

— А курсовая индивидуальная или групповая?

— Курсовая пишется самостоятельно, но позже превращается в общий с коллегами по мастерской проект. Сначала было не очень понятно, как этого добиться. Я окончила ВУЗ давно, ипоэтому постоянно у всех спрашиваю, что и как делать. Это довольно комично. Мы выяснили, что у нас курсовые на разные темы, но все они перекликаются и вместе они формируют одну «историю». Их нужно слить воедино, и сделать проект. Каждый пишет свою часть, мы взаимодействуем с партнёрами по мастерской, и взаимодействуем очень плотно. Нет такого, что каждый делает своё и «ни в коем случае не смотри на мою страничку».

Тема моей курсовой — «Тенденции развития технологических инструментов коммуникаций и фандрайзинга, интересных молодым потенциальным донорам».  Туда пока очень частично вошла коммуникационная стратегия, направленная на вовлечение молодёжи в деятельность фонда, и вопросы волонтёрства, чтобы в целом можно было говорить о помощи фонду «Живой».

— Ты сейчас изучаешь коммуникации в госструктурах и НКО и параллельно работаешь в благотворительном фонде. Какую цель ты перед собой ставишь? Как ты определяешь для себя то, что ты делаешь?

— Мне кажется, что основная задача в фонде — отладить работу команды таким образом, чтобы она бесперебойно работала на фандрайзинг, на сбор средств, это должна быть абсолютно чёткая система, в которой каждый понимает, чем он занимается, для чего он этим занимается, и как ему добиться более высоких результатов. Мне очень хочется мотивировать команду, я стараюсь найти подход к каждому сотруднику. Когда я пришла, некоторые уже давно работали, некоторые были новенькими, как и я, и нужно было слепить из этих людей полноценную команду, и мне кажется, что это получилось.

Хотелось ещё сохранить то, что было сделано для меня, а сделано было очень много. Это звучит не как задача, но это очень важно. Одно дело — когда ты приходишь в качестве кризис-менеджера: у тебя всё сгорело, и тебе надо выстроить новую систему. Никто не будет оценивать то, как ты её выстроил. Выстроил — и спасибо. Другое дело — когда всё и до тебя отлично работало. Очень важно это не испортить. В идеале — улучшить.

Александра Джорджевич
PR-директор фонда «Дом с маяком»

А глобально хочется больше работать на просвещение и образование. Мы стараемся объяснять и подписчикам в социальных сетях фонда, и читателями СМИ, с которыми работаем, что такое хоспис, что такое паллиативная помощь — все эти вещи. Кстати, на одном из предметов программы — «Коммуникации в государственных структурах и НКО» — нам приводили в пример количество благотворительных организаций в России и в США. Разница в несколько десятков тысяч раз — не в пользу России. К сожалению, сейчас это так. Люди не знают, боятся, хочется объяснить им, что каждый может помочь. Хочется приучить российское общество к пожертвованиям — не только «Дому с маяком». Рассказать людям, что это такое, зачем это надо, какие организации можно поддерживать — хочется больше говорить о благотворительности.

С Александрой разговаривала Виктория Матвиенко.