«Ваше "непрофильное" образование может оказаться преимуществом!»
На магистерской программе «Практики кураторства в современном искусстве» учатся не только историки искусства и культурологи, но и ребята с «непрофильным» образовательным и профессиональным бэкграундом: например, юристы, экономисты, архитекторы и журналисты. Мы узнали у студентов и выпускников магистратуры, почему они решили сменить специализацию, не сложно ли им было учиться и что им дало обучение на программе.

Ирина Нетбай, студентка 4 набора магистратуры, выпускница бакалаврской программы Международного института экономики и финансов (МИЭФ), НИУ ВШЭ
В 2021 году я закончила бакалаврскую программу Международного института экономики и финансов (МИЭФ) Вышки, хотя всегда знала, что меня привлекает сфера искусства. Еще в школе я участвовала во ВСоШ по МХК [Всероссийская олимпиада школьников по мировой художественной культуре – прим.] и в процессе подготовки самостоятельно изучала историю искусства по книгам (но этого, конечно, недостаточно для работы в индустрии). Спустя год после окончания бакалавриата я решила уйти с магистратуры в сфере менеджмента и попытаться поступить на магистерскую программу Garage Academy (спойлер: и уже закончила первый курс!). Несмотря на довольно поверхностные знания в сфере культуры на тот момент, мне удалось сформулировать неплохое предложение выставочного проекта и набрать необходимый для поступления балл.
Безусловно, студенты с «профильным» бэкграундом имеют преимущества, но, в конечном счете, успешность вашего поступления и обучения действительно зависит от собственного желания. Базовая осведомленность в сфере искусства, знание основных акторов на рынке и подписки на институции в социальных сетях – это то, что поможет развить насмотренность, необходимую для поступления и спокойного освоения программы. Кстати, она построена так, что даже подкованные выпускники гуманитарных программ заполняют лакуны в собственных знаниях об истории искусства и музейно-выставочном деле!
Мне кажется, что учиться сложно всем в равной степени, вне зависимости от наличия образовательного бэкграунда. И отсутствие «профильного» образования у себя я благодаря программе теперь точно не считаю недостатком. Более того, мое образование даже помогает мне в каких-то вопросах, находящихся на стыке культуры и экономики. А смелое решение позволить себе заняться тем, о чем я всегда мечтала, стало лучшим из мною принятых за последнее время!

Элина Каримова, студентка 4 набора магистратуры, выпускница бакалаврской программы «Управление бизнесом», НИУ ВШЭ
В бакалавриате я училась на «Управлении бизнесом». На программу я шла по остаточному принципу: изначально поступала в архитектурный, но по разным причинам в итоге отказалась там учиться. Я точно знала, что в магистратуре хочу сменить специализацию, и после бакалавриата решила поступить на «Практики кураторства в современном искусстве». Меня всегда тянуло к искусству в любой его форме, а еще я училась на майноре Garage Academy «Современное искусство: введение в историю и музейно-выставочную практику», который дал мне понять, что мои знания в области менеджмента могу быть применимы в интересующей меня сфере. И вот я уже закончила первый курс магистерской программы!
В процессе обучения мне, конечно, нелегко даются более теоретические курсы, в рамках которых приходится осваиваться много философских и социологических концепций – потому что в бакалавриате я училась другому. Но это нормально, потому что если тебе легко, то зачем учиться? Зато я чувствую себя увереннее, когда мы разбираем, как устроен бюджет выпускного проекта, как работать в команде и строить отношения с контрагентами. Меня не пугают задачи по фандрайзингу и маркетингу – и вообще управленческие задачи во всем их многообразии. И важно, что без всех этих менеджерских задач ни один проект не реализуем! Поэтому ошибкой будет полагать, что искусство – это только для кураторов, а на программе смогут учиться только культурологи и искусствоведы. В выставочных командах все дополняют друг друга именно за счет разности образовательного и профессионального опыта, а учеба помогает заполнить имеющиеся у всех пробелы в знаниях. Так что ваше «непрофильное» образование может оказаться преимуществом!

Алёна Реудина, выпускница 3 набора магистратуры, выпускница Института Стран Азии и Африки (ИСАА), МГУ
Я поступила на магистерскую программу в 2021 году. К тому моменту у меня уже было два диплома: в том числе, магистратуры другого ВУЗа, которую я окончила аж в 2018 году. По первому образованию я историк-востоковед со знанием арабского языка, училась 6 лет в ИСАА [Институт Стран Азии и Африки – прим.] МГУ. Некоторое время я пыталась работать по специальности, но поняла, что хочу поменять профессиональную траекторию. После школы я хотела поступать в художественное училище, но с родителями мы решили, что знание об искусстве будет «второстепенным», а высшее должно быть более «фундаментальным». И вот я снова вернулась к своему еще школьному интересу заниматься искусством – и оказалась в магистратуре «Практики кураторства в современном искусстве».
Магистратура оказалась для меня абсолютно спасительной. Вступительные испытания были по силам мне, человеку не из «среды», и при этом за два года обучения я получила столько знаний, сколько, кажется, не всегда успевают дать за 4 года бакалавриата. А еще пару раз мне пригодились мои востоковедческие знания! Например, на втором году обучения я заинтересовалась арабским медиаискусством и планирую в дальнейшем его изучать.

Александра Урбановская, выпускница 3 набора магистратуры, выпускница бакалаврской программы «Мировая политика и международный бизнес», РГГУ
Поступление на программу и смену специализации я воспринимаю скорее как возвращение к себе. Я много лет ходила и в художественную, и в театральную школы, мне всегда было интересно искусство, но в определенный момент жизни я решила получить более «прикладное» и «приемлимое» образование, поэтому в университете я изучала международный бизнес и проработала несколько лет в консалтинге и маркетинге. В какой-то момент я столкнулась с острой нехваткой мотивации и интереса, с отсутствием смысла в работе.
При поступлении в магистратуру мне было важно, что программа практикоориентированная и, в том числе, поможет мне адаптировать ранее наработанные профессиональные навыки к реалиям культурной индустрии, в которой мне всегда хотелось работать, и за достаточно короткий промежуток времени позволит восполнить нехватку теоретической базы в сфере искусства через интенсивное погружение в изучаемый предмет. Для меня было также важно, что обучение заканчивается реализацией выпускного проекта – то есть на выходе из магистратуры у меня будет успешный кейс, который можно положить в портфолио и использовать дальше при трудоустройстве.
Учиться на программе было сложно, но учиться всегда сложно – и это нормально. Учеба – это интересный вызов, состязание с самим собой. А наличие «непрофильного» образования и опыт работы помогали мне в работе над выпускным проектом и в процессе обучения в целом. Более того, благодаря своему образовательному и профессиональному бэкграунду я точно знала, что обучение в магистратуре – это то, что я хочу и что мне нужно именно сейчас. И это очень мотивировало.

Подробнее узнать об особенностях поступления на программу «Практики кураторства в современном искусстве» можно в разделе «Траектории поступления», а задать вопросы об обучении в магистратуре – написав на почту academy@garagemca.org или в соцсетях.

