• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Основы анализа образовательной политики

2025/2026
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Система образования встроена в сложную структуру общества, соприкасаясь с областями политики, экономики и культуры, при этом отвечая на разнообразные и усложняющиеся вызовы. Поэтому неудивительно, что дискуссии о политике и об управлении в области образования часто бывают спорными. Этот курс рассматривает образовательную политику и управление образованием в связи с внешними трендами, контекстами, институтами и акторами, с учетом ожидаемых и реальных эффектов образования, его фактического и потенциального вклада в социально-экономическое развитие. В курсе будут рассмотрены ключевые институты, модели управления, стейкхолдеры в области образования, современный глобальный и национальный дискурс об образовательной политике и об управлении образованием. Мы рассмотрим логику развития, современные вызовы (а также возможные ответы на них) в области политики и управления образованием как в мире, в целом, так и на кейсах отдельных стран. В основе курса лежат передовые теоретические дискуссии в современной науке об образовании и смежных дисциплинах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью курса является стимулирование мышления об образовательной политике как системе целей, концепций и сложных отношений, связанных с широким кругом заинтересованных лиц и вызовами социально-экономических изменений
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен описывать место системы образования в обществе в контексте других социальных подсистем с точки зрения их обусловленности политическими факторами и фактором бюрократии.
  • Способен на примере конкретных практических кейсов, связанных с образовательной политикой, назвать и обосновать роли ключевых стейкхолдеров, выявить и идентифицировать их потенциальный интерес, стратегии стейкхолдеров применительно к области образования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Блок 1: Ключевые взгляды на человека, общество и образование как основания образовательной политики
  • Блок 2. Как устроено образование и управление им
  • Блок 3. Что влияет на изменения образования и как это анализировать
  • Блок 4. Формулирование и реализация образовательной политики
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Активность на занятии
  • неблокирующий Проект
  • неблокирующий Практическое задание на занятии
  • неблокирующий Итоговый тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    0.1 * Активность на занятии + 0.2 * Домашнее задание + 0.4 * Итоговый тест + 0.1 * Практическое задание на занятии + 0.2 * Проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Moe, T. M. (2006). Political Control and the Power of the Agent. https://doi.org/10.1093/jleo/ewj011
  • Ostrom, E. (2010). Beyond Markets and States: Polycentric Governance of Complex Economic Systems. American Economic Review, 100(3), 641–672. https://doi.org/10.1257/aer.100.3.641
  • Клячко, Т. Л. Стратегия для России: образование : доклад / Т. Л. Клячко, С. Г. Синельников-Мурылёв. — Москва : Дело РАНХиГС, 2018. — 118 с. — ISBN 978-5-7749-1338-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/107436 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Афанасьева Ирина Анатольевна
  • Сорокин Павел Сергеевич