• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар: Христианская археология и архитектура Средневековья

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 2, 3 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

I. ЦЕЛЬ, РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ПРЕРЕКВИЗИТЫ Целями освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар: Христианская археология и архитектура Средневековья» являются: o закрепление навыков исследовательской работы и научной деятельности; o приобретение знаний об основных направлениях и методах исследований по христианской средневековой археологии и архитектуре; o приобретение знаний о комплексе источников по христианской средневековой археологии и архитектуре; o приобретение умений и компетенций, связанных с поиском и использованием исторической информации; o совершенствование навыков работы с визуальным материалом; o овладение навыками аннотирования научной литературы и анализа источников; o совершенствование навыков презентации материалов научного исследования. В результате освоения дисциплины студент должен: • знать основные направления и методы исследований по христианской средневековой археологии и архитектуре; • знать основные источники по христианской средневековой археологии и архитектуре; • уметь находить историографическую и источниковую информацию в библиотеках и в электронных базах, доступных на сайтах архивов и библиотек и работать с ними; • овладеть навыками аннотирования научной литературы и анализа исторических источников; • овладеть навыками представления результатов научно-исследовательской работы. II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Занятия делятся на две категории. В первой обсуждаются заранее прослушанные студентами лекции курса «Византийская архитектура» (https://magisteria.ru/category/byzantine-architecture), по 1-2 на занятии. Во второй обсуждаются темы и проблемы христианской археологии, включая научные работы (с их реферированием или переводом). Тема 1 Общие проблемы христианской археологии и архитектуры Средневековья Тема 2 Навыки анализа памятников археологии и архитектуры Тема 3. Раннехристианская археология и архитектура Тема 4 Ранневизантийская археология и архитектура Тема 5 Средневизантийская археология и архитектура Тема 6 Поздневизантийская археология и архитектура III. ОЦЕНИВАНИЕ Представление и обсуждение реферата каждого студента на занятиях – это возможность продемонстрировать владение первичными навыками составления историографических комментариев, источниковедческого анализа, выявления научной информации. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. Оценки за курс выставляются по результатам семинарских занятий по формуле 0,5 Одоклад/реферат + 0, 5 Оактивность. Способ округления оценок, не являющихся целым числом — к ближайшему целому. В расчетах по формулам используются округленные оценки. Блокирующей оценки нет. IV. ПРИМЕРЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ Оценочные средства для текущего контроля студента Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях: Возникновение публичного христианского храма Базилика и центрический храм на Востоке и Западе империи Ранняя христианская архитектура на периферии империи Христианский храм в «темные века» Формирование крестово-купольного храма и его варианты Специфика поздневизантийского храма Оценочные средства для промежуточной аттестации. Устный доклад или реферат по теме семинара.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар: Христианская археология и архитектура Средневековья» являются: o закрепление навыков исследовательской работы и научной деятельности; o приобретение знаний об основных направлениях и методах исследо-ваний по христианской средневековой археологии и архитектуре; o приобретение знаний о комплексе источников по христианской средневековой археологии и архитектуре; o приобретение умений и компетенций, связанных с поиском и ис-пользованием исторической информации; o совершенствование навыков работы с визуальным материалом; o овладение навыками аннотирования научной литературы и анализа источников; o совершенствование навыков презентации материалов научного ис-следования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • получены знания о комплексе источников по христианской археологии средневизантийского периода
  • Приобретены знания о комплексе источников по ранневизантийской археологии.
  • Проанализированы основные археологические источники по данной теме.
  • Проанализированы основные направления и методы исследования памятников раннехристианской археологии.
  • проанализировать основные направления и методы исследований по христианской археологии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Общие проблемы христианской археологии
  • Тема 2. Навыки анализа памятников археологии.
  • Тема 3. Раннехристианская археология.
  • Тема 4. Ранневизантийская археология
  • Тема 5. Средневизантийская археология
  • Тема 6. Поздневизантийская археология
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Перевод части книги
  • неблокирующий Тесты
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.2 * Тесты + 0.4 * Активность на семинарах + 0.4 * Перевод части книги
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Crook, J. (2000). The Architectural Setting of the Cult of Saints in the Early Christian West C.300-c.1200. Oxford: Clarendon Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1938819
  • Gautier Paul. (1978). T. F. Mathews, The Byzantine Churches of Istanbul. A Photographic Survey. Revue Des Études Byzantines, (1), 293. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.rebyz.0766.5598.1978.num.36.1.2089.t1.0293.0000.1
  • Marinis, V. (2013). Architecture and Ritual in the Churches of Constantinople : Ninth to Fifteenth Centuries. New York: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=656930
  • Sodini Jean-Pierre. (1985). F. W. Deichmann, Rom, Ravenna, Konstantinopel, Naher Osten. Gesammelte Studien zur spätantiken Architektur, Kunst und Geschichte. GmbH Wiesbaden, Franz Steiner verlag, 1982. Bulletin Monumental, (4), 356. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.bulmo.0007.473x.1985.num.143.4.4123.t1.0356.0000.3
  • Walter Christopher. (1973). Thomas Mathews, The Early Churches of Constantinople. Architecture and Liturgy. Revue Des Études Byzantines, (1), 375. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.rebyz.0766.5598.1973.num.31.1.1475.t1.0375.0000.2

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Institut Français d’Études Byzantines. (1993). W. Eugene Kleinbauer, Early Christian and Byzantine architecture : an annotated bibliography and historiography. Revue Des Études Byzantines, (1), 331. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.rebyz.0766.5598.1993.num.51.1.1881.t1.0331.0000.4
  • Peterson, M. K. (2002). Architectural Setting of the Cult of Saints in the Early Christian West/The Cult of Saints in Late Antiquity and the Early Middle Ages (Book). Journal of the American Academy of Religion, 70(3), 623. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=7219408
  • Rémy Bernard. (1990). A. Bryer, D. Winfield. — The Byzantine Monuments and Topography of the Pontos, with Maps and Plans by R. Anderson and Drawings by J. Winfield, 1985. (Dumbarton Oaks Studies, XX, Washington, 1985). Revue Des Études Anciennes, (3–4), 442. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.rea.0035.2004.1990.num.92.3.5573.t1.0442.0000.3