• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Латинская Европа: человек и власть

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к дисциплинам базовой части 2 года обучения в магистратуре. Изучение данной дисциплины базируется на дисциплинах 1 года обучения по ОП «Медиевистика»: «История исторической науки», «Историческая текстология», «Повседневная жизнь в Средние века». Соответственно для ее освоения студенты должны владеть знаниями и компетенциями, приобретаемыми на 1 году обучения. Освоение данной дисциплины необходимо для подготовки выпускной квалификационной работы
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать у студентов представление о принципиальных различиях в выстраивании отношений власти и подчинения в новоевропейских обществах, с одной стороны, и средневековых сообществах, с другой
  • выработать у студентов понимание характерных особенностей функционирования отношений власти и подчинения в средневековой Западной Европе
  • сформировать у студентов набор определенных знаний о том, как функционировала императорская, королевская, епископская власть в латинской Европе, какие своеобразные технологии при этом использовались;
  • сформировать у студентов базовые умения анализировать средневековые исторические источники, свидетельствующие о тех или иных проявлениях отношений власти и подчинения, работать с академической литературой по данной тематике, использовать навыки междисциплинарного анализа;
  • выработать у студентов гуманистические ценности на основе культурноантропологического изучения эволюции отношений власти в латинском Средневековье.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает культурную обусловленность тех или иных способов обращения с мертвым телом средневекового правителя.
  • Понимает многозначность политического и культурного содержания церемоний въездов государей, представляет себе разнообразие использовавшихся при этом выразительных средств и связанных с ними коннотаций, может выявить диалогический характер этих церемоний
  • Понимает многозначность политического и культурного содержания церемоний въездов государей, представляет себе разнообразие использовавшихся при этом выразительных средств и связанных с ними коннотаций, может выявить диалогический характер этих церемоний
  • Понимает происхождение власти, согласно средневековым представлениям. Знает конкретные исторические формы, в которых было принято передавать власть или лишать ее, смысл предметов, жестов и церемоний, использовавшихся при этом.
  • Понимает те элементы языка средневековой власти, которые выражались в постановке квазиимпровизационных публичных сцен. Знает источниковедческие проблемы работ с описаниями таких сцена у средневековых авторов.
  • Понимает те элементы языка средневековой власти, которые выражались в постановке квазиимпровизационных публичных сцен. Знает источниковедческие проблемы работ с описаниями таких сцена у средневековых авторов.
  • Разбирается в основных концептах власти в Средние века, предлагавшихся в академической литературе
  • Разбирается в различных взглядах на содержание власти правителя, высказывавшихся в Средние века, ее возможностях и ограничениях, «правилах игры» в ходе политического общения.
  • Разбирается в различных взглядах на содержание власти правителя, высказывавшихся в Средние века, ее возможностях и ограничениях, «правилах игры» в ходе политического общения.
  • Умеет выявлять топосы, относящиеся к описанию кончины государя праведного или же, напротив, дурного.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Власть в Средние века: новая старая проблема
  • Возвышение государя: источники легитимной власти
  • «Правила политической игры»: между самовластием и консенсусом
  • Государь и полития: таинство брака или брачное соглашение?
  • Спектакли власти: постановки и импровизации
  • Кончина государя: удачная и неудачная
  • Покойный государь: мертвый, но не совсем
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий письменные работы
    Контрольная работа проводится в письменном виде. Она состоит из ответов на предложенные преподавателем вопросы. В зависимости от поставленных задач, ответы могут представлять собой и решение заданий тестового типа, и подробные обоснования мнения студента по той или иной проблеме. количество и содержание контрольных работ определяется преподавателем.
  • неблокирующий аудиторная работа
  • блокирующий экзамен
    Способ округления любой оценки по учебной дисциплине к ближайшему целому.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.4 * аудиторная работа + 0.3 * письменные работы + 0.3 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Blockmans, W., & Hoppenbrouwers, P. C. M. (2017). Introduction to Medieval Europe 300–1500 (Vol. Third edition). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1620912
  • Larson-Miller, L. (2020). Medieval Liturgy : A Book of Essays (Vol. First edition). Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2028731
  • Linehan, P., Nelson, J. L., & Costambeys, M. (2018). The Medieval World (Vol. Second edition). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1704281
  • История Средних веков. Т.1: ., , 2010
  • История средних веков. Т.1: ., Хачатурян, Н. А., 2003
  • История Средних веков. Т.2: Раннее Новое время, , 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Тысячелетнее царство (300 - 1300). Очерк христианской культуры Запада, Воскобойников, О. С., 2014