• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Междисциплинарная конференция медиевистов в Галвэе, Ирландия

Студентка второго курса нашей магистратуры Елена Личманова приняла участие в междисциплинарной конференции медиевистов Imbas, организованной Национальным университетом Ирландии в Галвэе. Публикуем ее репортаж.




Конференция проходит под кодовым названием Imbas, что является видоизменённой формой древнеирландского imb-fius, дословно переводимого как «великое знание». Реальное же значение слова туманно и в раннесредневековой ирландской литературе отсылает к знанию как предвидению, полученному магическими и оккультными практиками. Впрочем, использование этого термина в названии конференции чуть менее загадочно, и ее организаторами определяется как «исследовательский процесс, сходный с процессом овладения искусством или ремеслом». 

 

Конференция растянулась на целых три дня, с 29 ноября по 1 декабря, и это не случайно: она проходит вот уже десять лет, и 2019 год оказался юбилейным, поэтому организаторы желали придать ей особый масштаб. Именно в связи с круглой датой многие из тех, кто в студенчестве с Imbas конференции начинали свой путь на поприще медиевистики, вернулись в качестве молодых ученых на уровне пост-докторантуры – либо с докладами, либо для модерирования той или иной сессии.  Благодаря этому мероприятие получилось ещё более насыщенным и увлекательным, чем обычно, поскольку студенты оказались вовлечены в дискуссии не только между собой, но и со старшими коллегами. Разнородной конференция вышла и в плане географическом: в Галвэй съехались представители не только Ирландии, но и Англии, Бельгии, Испании, Бразилии и, конечно, России.

 

Один из самых интересных и глубоких докладов сделала аспирантка Университета Майнута, закончившая бакалавриат пермского филиала ВШЭ, Виктория Кривощекова, пишущая диссертацию, посвящённую концептуализации мыслительного процесса в раннесредневековых ирландских источниках. Виктория начала доклад с описания понятий внутренней и внешней речи у Августина и Боэция, и затем продолжила анализом и сравнением этих концепций в ирландских текстах, заключив, что они во многом опираются на своих римских предшественников.

 

С точки зрения подачи материала выделялся доклад молодого профессора Йеруна Венендале из университета Гента. Его научный путь начался ровно десять лет назад на самой первой конференции Imbas, и он приехал на её десятилетие поддержать организаторов и подрастающее поколение медиевистов с тем, чтобы конференция не прекращала своей деятельности и лишь набирала обороты. Поле его научных интересов связано с феноменами утраты власти в период постепенного заката Римской империи, а его доклад был посвящён вопросу того, возможно ли измерить «падение» Рима, анализируя возрастающее количество смертностей и насилия. Сильной стороной доклада было не только содержание, но и отношение к озвучиванию материала: презентация отличалась структурностью, четкими выводами, сдержанной эмоциональностью речи и постоянному апеллированию к аудитории. 

 

Диапазон тем конференции в полной степени вписывается в её междисциплинарный характер. Представительницы университета Сантьяго де Компостелла Мария Баррейро и Моника Кабезудо сделали доклады по испанской погребальной скульптуре и головным уборам Галисии, Джошуа Спотс говорил о репрезентации власти в раннесредневековой Ирландии, а Нил Гордон, специализирующийся на этом же регионе, затронул тему влияния церкви на раннеирландскую самоидентификацию. Презентация Капуцины Андре была посвящена средневековым феям, а Кристи Кумеррер из Университетского колледжа Дублина рассказывала о каталогизации музыкального манускрипта из дублинской библиотеки Честера Битти. 

 

Я участвовала в сессии, посвящённой материальной культуре. Вместе с ней доклад на сессии делала Раисса Бомбини из Католического университета Сан-Паоло, ныне пишущая диссертацию в Варбургской институте о драгоценных камнях и амулетах и их использованию в позднесредневековой медицине. В частности, выступление касалось анализа таких текстов, как трактат Хильдегарды Бингенской, и описаний того, какие, например, применения в медицине мог получить изумруд. Мой доклад фокусировался на происхождении, развитии и возможных смысловых значениях одной весьма распространённой средневековой композиции, истоки которой уходят корнями в римскую Античность. В английском языке данная композиция имеет специфическое название – quincunx – которое никак не переводиться на русский язык, но обозначает пять медальонов, расположенных в шахматном порядке. На переходе от Античности к Средневековью эта композиция приобрела значение универсальной рамки, которая могла служить простым орнаментальным декором, задавая симметрию и гармонию изображению, а могла быть применена для такой важнейшей средневековой иконографии как Христос во славе с четырьмя евангелистами, задавая этим образам иерархизированную и упорядоченную структуру.  

 

Второй день конференции, 30 ноября, оказался самым насыщенным на события и доклады – прошло четыре весьма активных сессии, каждая из которых заканчивалась бурным обсуждением презентаций и многочисленными взаимными вопросами. Но ничто не сравниться с тем энтузиазмом, который сопровождал лекцию профессора – приглашённого докладчика, завершившую этот день конференции. Часовой доклад доктора Дермута Бёрнса был посвящён средневековой поэме «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь» и специфической трактовке концепций смелости и героизма, заложенных в образ сэра Гавейна и его двойственного поведения с точки зрения рыцарских законов чести. Вывод профессора Бёрнса был неожиданным и интригующим – согласно ему, в конце этой поэмы по возвращению сэра Гавейна к королю Артуру парадоксальным образом прославленной оказывается не рыцарская доблесть, а его скрытая и стыдливая трусость. 

 

Опыт зарубежной конференции совершенно бесценен. Благодаря ему твой маленький студенческий научный мир расширяется до огромных масштабов, и ты чувствуешь, что вдруг оказался включён в очень большое – и очень дружелюбное – сообщество таких же, как ты, медиевистов, – без географических, ментальных и языковых границ. 

 

                                                                                                          Елена Личманова