Цель дисциплины — сформировать у студентов системное понимание и профессиональные компетенции в области категорийного менеджмента и разработки коммерческих стратегий в розничной торговле. Курс охватывает современные форматы ритейла, теоретические основы и прикладные инструменты категорийного менеджмента. Особый акцент — на работе с данными: методики ритейл-аудита, анализ показателей дистрибуции, наличия, оборачиваемости и спроса. Отрабатываются подходы к управлению ассортиментом и ценообразованием (ABC/XYZ-анализ, A/B-тестирование и др.). Финальный модуль посвящён применению инструментов в коммерческих переговорах между ритейлером и производителем: подготовка, выбор стратегии и тактики, аргументация на основе данных.
Цель освоения дисциплины
Сформировать системные компетенции в области категорийного менеджмента для разработки и реализации ассортиментных и ценовых стратегий, подкрепленных данными аналитики, и их эффективного внедрения в процессе коммерческих переговоров между ритейлером и поставщиком.
Планируемые результаты обучения
Знать ключевые форматы онлайн- и офлайн-каналов розничной торговли и уметь адаптировать подходы к формированию и управлению товарными категориями с учётом их специфики
Знать основы ведения коммерческих переговоров, включая их типы, роли участников и алгоритмы подготовки
Уметь применять инструменты категорийного менеджмента в коммерческих переговорах с поставщиками/ритейлерами
Знать фундаментальные ассортиментные и ценовые стратегии в ритейле
Уметь разрабатывать ассортиментные и ценовые стратегии с учётом целей категории и поведения потребителей
Уметь проводить ABC- и XYZ-анализ ассортимента, а также проектировать A/B-тесты для оценки эффективности тактик
Иметь навыки применения мерчандайзинговых решений в контексте стратегии категории
Уметь работать с отчетами исследовательских компаний (Nielsen, GfK), интерпретировать данные ритейл-аудита и применять их для принятия управленческих решений
Иметь навыки анализа и визуализации рыночных и внутренних данных по категориям
Знать ключевые принципы, цели и задачи категорийного менеджмента, включая типологию ролей категорий и применяемые метрики оценки их эффективности
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Особенности форматов в современной торговле
Тема 2. Основы категорийного менеджмента
Тема 3. Инструменты категорийного менеджмента
Тема 4. Ассортиментные и ценовые стратегии
Тема 5. Коммерческие стратегии
Элементы контроля
Групповой проект
Групповая презентация бизнес-проекта по улучшению продаж конкретного магазина. Оценка по 10-бальной шкале. Позволяет оценить способность применения полученных методик категорийного анализа и оформление результатов в виде презентации. Работа в группах по 3-5 человек.
Письменный экзамен
Экзамен проводится в компьютерных классах с использованием платформы StartExam. Продолжительность экзамена - 80 мин. Экзамен структурно состоит из закрытых и открытых вопросов; возможен произвольный порядок выполнения заданий
Тесты по темам курса
На семинаре проводится мини-тест (5 закрытых вопросов с несколькими вариантами ответа, каждый ответ оценивается по критерию верно/неверно и весит 2 балла) по материалам лекций и дополнительной литературы. Будет проведено 2 теста (1 и 2 семинар).
Промежуточная аттестация
2025/2026 2nd module
0.25 * Групповой проект + 0.6 * Письменный экзамен + 0.15 * Тесты по темам курса
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Retailing для русскоговорящих : управление предприятием розничной торговли, Тверской, М., 2022
Большая книга директора магазина : технологии 4.0, Сысоева, С., 2022
Бузукова, Е. А. Управление ассортиментом и основы категорийного менеджмента : учебник для среднего профессионального образования / Е. А. Бузукова. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 181 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15602-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/568393 (дата обращения: 04.07.2025).
Рекомендуемая дополнительная литература
Consumer-centric category management : how to increase profits by managing categories based on consumer needs, , 2006
O’Brien, J. (2019). Category Management in Purchasing : A Strategic Approach to Maximize Business Profitability. London, United Kingdom: Kogan Page. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2037093
Радаев, В. В. Кому принадлежит власть на потребительских рынках: отношения розничных сетей и поставщиков в современной России / В. В. Радаев. — Москва : Высшая школа экономики, 2011. — 383 с. — ISBN 978-5-7598-0864-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/66072 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Преподаватель
Гулакова Ольга Вячеславовна
Программа дисциплины
Аннотация
Цель освоения дисциплины
Планируемые результаты обучения
Содержание учебной дисциплины
Элементы контроля
Промежуточная аттестация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Рекомендуемая дополнительная литература
Авторы