Базовый курс по потребительскому маркетингу с фокусом на кейсы из сферы ритейла. Студенты знакомятся с основными понятиями, концепциями, фреймворками и инструментами маркетинга, осваивают навыки типовых маркетинговых задач: проведение анализа рыночной ситуации, рынка, категории и покупателей, принятие стратегических решений в выборе сегментов, разработки позиционирования, бренда и портфеля брендов, разработки коммуникационной, ценовой, продуктовой стратегии и стратегии дистрибуции, а также плана маркетинга.
Цель освоения дисциплины
Базовый курс по потребительскому маркетингу с фокусом на кейсы из сферы ритейла. Студенты знакомятся с основными понятиями, концепциями, фреймворками и инструментами маркетинга, осваивают навыки типовых маркетинговых задач: проведение анализа рыночной ситуации, рынка, категории и покупателей, принятие стратегических решений в выборе сегментов, разработки позиционирования, бренда и портфеля брендов, разработки коммуникационной, ценовой, продуктовой стратегии и стратегии дистрибуции, а также плана маркетинга.
Планируемые результаты обучения
Студенты объясняют роль маркетинга в бизнес-модели компании, анализируют его как экономический феномен и оценивают как управленческую логику. Они используют ключевые понятия и модели маркетинга, применяют их для анализа бизнес-практик и аргументируют значимость маркетингового мышления в развитии компании.
Студенты проводят анализ внешней и внутренней среды компании, определяют границы и размер рынка, оценивают позиции компании и конкурентов. Они объясняют модели поведения потребителей, интерпретируют факторы, влияющие на принятие решений, и различают покупательские роли. Студенты осваивают методы маркетинговых исследований, применяют инструменты анализа интервью и описывают клиентский путь для выявления рыночных возможностей.
Студенты определяют и выбирают рыночные сегменты, формулируют ценностное предложение и разрабатывают заявление о позиционировании. Они объясняют ключевые элементы модели СТП, применяют модель пяти элементов позиционирования и обосновывают выбор целевой аудитории и дифференциаторов. Студенты принимают решения в области управления продуктом и ценообразования, анализируют современные подходы к брендингу и демонстрируют умение использовать эти инструменты для построения маркетинговой стратегии.
Студенты проектируют каналы распределения и оценивают эффективность различных форматов торговли, объясняют принципы управления участниками каналов. Они формулируют задачи коммуникационной стратегии, выбирают инструменты и каналы маркетинговых коммуникаций, разрабатывают кампании и планы. Студенты осваивают основы диджитал-маркетинга и применяют их при построении стратегии выхода компании на рынок.
Содержание учебной дисциплины
Введение в маркетинг: три перспективы в интерпретации феномена маркетинга
Анализ рыночной ситуации: внешний и внутренний контекст, конкуренты, покупатели, размер и структура рынка
Стратегические решения в маркетинге: разработка ценностного предложения и позиционирования
Стратегия выхода на рынок: решения в области дистрибуции и маркетинговые коммуникации
Элементы контроля
Групповой проект
- Работа в командах по 5-7 человек
- Формат выполненной работы: презентация с решением кейса в формате PDF. Возможны дополнительные материалы, ссылки на которые можно дать в презентации.
- Защита кейса: групповая защита на последнем семинарском занятии по курсу
- Тайминг на защиту кейса: 10 минут в формате доклада + 5-10 минут на вопросы и ответы
- Контент: при работе над проектом можно использовать любые фреймворки, модели и инструменты, изученные в рамках курса. Использование того или иного инструмента должно укладываться в общую логику работы и быть оправданным с точки зрения ценности результатов и полученных выводов. Другими словами, анализ ради анализа без значимых выводов, которые используются в дальнейшей работе по проекту, не нужен. Сбор и использование первичных данных не является обязательным, но может стать бонусом при оценивании. Бюджетирование и финансовое моделирование (план продаж, маржа и проч.) проводить не требуется
Работа с материалами курса на платформе Perusall
- Максимальное количество баллов: 100 (среднее арифметическое по результатам выполнения всех заданий)
- Общее количество заданий может быть изменено
- Платформа: Perusall
Тренировочные тесты по темам курса
- Максимальное количество баллов: 100. Максимум 10 баллов за каждый тест. Финальный результат по элементу рассчитывается по формуле: Общее количество баллов за все тесты * 100 / 120.
- Платформа: Perusall
Дополнительные задания
Экзамен
- Максимальное количество баллов: 100
- Продолжительность: 80 мин
- Платформа: StartExam с прокторингом
- При прохождении теста студенты обязуются соблюдать протокол прохождения экзамена. В случае невозможности соблюдения требований протокола студент должен заранее поставить преподавателя в известность. При несоблюдении студентом протокола прохождения теста преподаватель готовит служебную записку о нарушении академических норм НИУ ВШЭ.
- Подготовка: по каждой теме доступен чек-лист (что нужно знать / что нужно уметь).
- Консультация перед экзаменом возможна по запросу.
- Сутки до экзамена являются “днем тишины”: преподаватели не отвечают на индивидуальные вопросы студентов и вопросы в группе Телеграм.
Промежуточная аттестация
2025/2026 2nd module
Финальный балл (100 макс) = экзамен * 0,5 + тренировочные тесты по темам курса * 0,1 + работа с материалами курса на платформе Perusall * 0,2 + групповой проект * 0,2 + Дополнительные задания. В случае, если финальный результат превышает 100 баллов, проводится округление до 100 баллов. Для получения оценки 8, 9 и 10 необходимо выполнение более 80% заданий на семинарах (подробности указаны в описании элемента контроля "Задания на семинарах"). Финальный балл переводится в десятибалльную систему оценивания (10: 95-100; 9: 85-94; 8: 75-84; 7: 65-74; 6: 55-64; 5: 45-54; 4: 35-44; 3: 25-34; 2: 15-24; 1: 0-14).
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
22464 - Мини-курс по книге «Маркетинг от А до Я» - Ф.Котлер - Альпина Паблишер - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/video/22464 - Alpina
Десять смертных грехов маркетинга, Котлер, Ф., 2024
Маркетинг 6.0 : будущее за иммерсивностью, слиянием цифрового и физического миров, Котлер, Ф., 2025
Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 6-е изд. - 978-5-4461-0581-6 - Котлер Ф., Келлер К. - 2019 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/376988 - 376988 - iBOOKS
Позиционирование: битва за умы : пер. с англ., Траут, Д., 2019
Разработка ценностных предложений, Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. Ваш первый шаг..., дизайн Т. Пападакос ; пер. с англ. М. Кульнева ; ред. В. Ионов, 2-е изд., 309 с., Остервальдер, А., Пинье, И., Бернарда, Г., Смит, А., 2017
Стратегический менеджмент по Котлеру : лучшие приемы и методы, Котлер, Ф., 2024
Рекомендуемая дополнительная литература
Маркетинг от А до Я : 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер, Котлер, Ф., 2023
Преподаватели
Калюкина Александра Евгеньевна
Старков Андрей Геннадьевич
Программа дисциплины
Аннотация
Цель освоения дисциплины
Планируемые результаты обучения
Содержание учебной дисциплины
Элементы контроля
Промежуточная аттестация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Рекомендуемая дополнительная литература
Авторы