• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Саморегуляция в учебных контекстах: инструкция по применению

Состоялся второй семинар первого полугодия «Мастерской учителя», посвящённый теме саморегуляции

Саморегуляция в учебных контекстах: инструкция по применению

Диана Ахмеджанова, PhD, доцент департамента образовательных программ, научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ, научный редактор журнала «Вопросы образования», рассказала о саморегуляции в обучении и метапознании, методах поддержки учащихся в самостоятельной организации себя и своих дел, а также предложила практические рекомендации и упражнения для регуляции времени и учебной среды.

Что такое «саморегуляция»?

Саморегуляция – это мега-теория (mega theory or umbrella theory) [Andrade, 2013], процесс контроля, отслеживания прогресса и оценивания обучения, поведения, мыслей, мотиваций, эмоций и состояний.

Саморегуляция обучения – обучение в любом месте и в любое время.

В иностранной литературе академическая саморегуляция относится только к школьным контекстам.

Где саморегуляция не работает?

Саморегуляция работает везде, ведь мы саморегулируем всё: здоровье, взаимоотношения, внешность, что едим, куда ходим, что читаем и т.д.

Регуляторные / исполнительные функции

Регуляторные функции – высшие психические функции, которые играют роль для развития саморегуляции: сдерживающий контроль, селективное внимание, рабочая память

Рабочая память

Развивается по мере взросления, при этом взрослые люди (16-45 лет) удерживают до 6 смысловых единиц, а дети до 5 лет около 1.5 единиц. 

Рабочую память можно увеличивать в игровой форме.

Селективное внимание

Развивается по мере взросления, при этом взрослый может фокусироваться не дольше 20 минут, а скачок развития селективного внимания происходит между 4 и 7 годами жизни человека. К 5 годам дети могут фокусироваться до 15 минут.

Сдерживающий контроль

Развивается так же по мере взросления. Появляется к 1 году жизни человека и уже хорошо функционирует к 7 годам, позволяя контролировать эмоции и поведение.

Сдерживающий контроль, селективное внимание, рабочая память позволяют развивать когнитивную гибкость (cognitive flexibility)

Когнитивная гибкость помогает развиваться префронтальной коре, отвечающей за мышление, планирование и решение задач, являющихся основой саморегуляции.

Саморегулируемое обучение (СРО) включает процессы:

Постановки целей для собственного обучения

Выбора стратегий

Отслеживания прогресса и корректировки стратегий

Пересмотра целей по мере необходимости – рефлексия

Рефлексия происходит на всех этапах.

Все процессы друг друга взаимодополняют.

Результаты исследований

Метаанализы результатов экспериментов по развитию у учащихся навыков саморегуляции обучения в традиционных, смешанных и онлайн-форматах показывают, что наибольший эффект от формирования этих навыков наблюдается у учащихся начальных классов и несколько меньший – у учащихся средней школы и студентов университетов [Dignath, Buttner 2008; Xu et al., 2022].

Самые большие улучшения по успеваемости: по математике (0,96), точным наукам (0,88) и другим школьным предметам (0,64); средний эффект по чтению (0,44) [Dignath, Buttner 2008; Xu et al., 2022].

Учащиеся с высоким уровнем саморегуляции:

  • Ставят достижимые цели для своего обучения;
  • Контролируют процесс своего обучения и отслеживают свой прогресс при выполнении учебных заданий;
  • Организуют свою физическую и социальную среду, чтобы они способствовали достижению целей;
  • Эффективно распоряжаются своим временем;
  • Отслеживают и контролируют свои мотивацию и эмоции;
  • Обращаются за помощью или поддержкой;
  • Оценивают финальные результаты и затраченные усилия;
  • Сами определяют последствия в зависимости от успехов, а также выстраивают причинно-следственную связь своих (не)успехов;
  • Адаптируют свой подход для выполнения схожих заданий в будущем.

Что такое метапознание?

Метапознание (Metacognition) или метапознавательные навыки – это навыки, которые позволяют человеку «понимать и контролировать свое собственное мышление» ИЛИ «мышление о мышлении».

Метапознание включает:

  • Мета-знания:

○ Декларативное знание (declarative) – Что?

○ Процедурное знание (procedural) – Как?

○ Условное знание (conditional) – Когда? При каких условиях?

  • Метапознавательный контроль – механизмы саморегуляции – планирование и адаптация поведения, эмоций и т.д. (планирование, мониторинг и оценка).

Мета-знания проявляются у детей в 5 лет, в то время как мета-контроль начинает активно использоваться в возрасте около 8 лет. При этом метапознание развивается по мере взросления и трансформируется от зависящего от дисциплины к более общему метапознанию. 

Развиваться метапознанию помогает обучение. Наиболее эффективно для его развития использовать «прямое научение», когда мы показываем, рассказываем, даем детям возможность практиковаться. Не менее важно и комбинирование метапознавательных стратегий: планирование + пояснение, почему это нужно. 

Среди предметов, по которым наблюдаются лучшие результаты при обучении детей развитию их метапознания: математика, чтение и письмо.

Три вопроса для развития своего метапознания:

Что я делаю?

Зачем я это делаю?

Как мне это помогает?

Существуют также различные инструменты и упражнения для организации времени и среды (слайды: 39-49).

(Мета)когнитивные стратегии

Высокий уровень эффективности зафиксирован у следующих (мета)когнитивных стратегий:

  • Пробные тесты или экзамены: решение практических или тестовых заданий, которые могут быть на экзамене.
  • Распределённая практика: распределение усвоения материала или подготовки к экзамену на протяжении какого-то времени в соответствии с расписанием.

Рекомендации Дж. Данлоски (2013) для учителей:

Начинайте уроки с пробных коротких тестов на повторение, чтобы понимать как учащиеся усваивают новые и насколько хорошо они помнят старые темы.

Организовывайте контрольные работы и экзамены так, чтобы стимулировать учащихся учить материал посредством распределенной практики.

Мотивируйте учащихся пользоваться расписанием и планером учебных занятий, чтобы они могли спланировать свою распределенную практику.

Мотивируйте учащихся вспоминать изученную информацию, а не просто перечитывать ее в книге.

Мотивируйте учащихся задавать уточняющие вопросы, например «почему?», когда они читают тексты.

Чередуйте темы, типы и формы заданий как в классе, так и на контрольных и экзаменах.

Объясните учащимся, что подчеркивание ключевой информации – это только первая стадия изучения новых тем.

Вопрос – ответ

Комментарий аудитории: Развитие метапознания может приводить к негативным результатам в трёх случаях: 1) метапознание может вмешиваться в некоторые процессы, которые на уровне интуиции могут выдавать неплохие результаты 2) метакогнитивные знания / представления могут быть дисфункциональными 3) когда затраты на использование метакогнитивных стратегий могут превышать преимущества от их использования.

Это видно и на результатах исследований. Мы проводили исследование и опрашивали о метакогнитивных стратегиях школьников, которые перешли в 5 класс. Ученики, когда описывали процесс запоминания информации, называли стратегии, которые работали у них в начальной школе и работают пока на данный момент. Однако есть результаты исследований, показывающие, что по мере усложнения материала по разным предметам, привычные стратегии перестают работать или работать хорошо. И именно в этом случае учащимся потребуется помощь в усвоении новых стратегий. При этом обретение и отработка навыка использования метакогнитивных стратегий – это формирование привычки, которое занимает время. Существуют разные стратегии, эффективность которых тоже разная.

Какую модель вы используете в своих исследованиях?

На момент написания аспирантской диссертации я сопоставила несколько рамок. По результатам я создала свою теоретическую рамку. Я рассматриваю не только саморегуляцию, но и регулирование себя другими людьми. Сейчас мы задаемся вопросом также, какую роль в этом процессе играют технологии.

Можем ли мы говорить о регрессе метапознавательных навыков в условиях высокого стресса?

Есть исследования, которые говорят, что по мере старения и угасания функций мозга, происходит регресс метапознавательных навыков. Мы изучали выгорание и на наших данных со школьникам 10-11 класса и увидели отрицательную связь между выгоранием и метапознавательными стратегиями (планирование, мониторинг, рефлексия). Мы также обнаружили, что у школьников, которых хвалят и поддерживают учителя, значительно выше метапознание и значительно ниже выгорание в сравнении с учениками, которых не поддерживают.

Насколько чат-боты эффективны для саморегулируемого обучения?

Массачусетский технологический институт в прошлом году провел экспериментальное исследование. Студенты должны были написать академический текст, при этом одна группа использовала ГенИИ, вторая – различные поисковые системы, третья – не пользовалась ничем. Ученые также померили ЭЭГ. Самая активная мозговая деятельность и нейронные соединения были у той группы, которая ничего не использовала при написании текста, они также лучше остальных студентов помнили текст. Самые худшие нейросоединения были в группе, которая использовала ГенИИ. 

Запись встречи