Саморегуляция в учебных контекстах: инструкция по применению
Состоялся второй семинар первого полугодия «Мастерской учителя», посвящённый теме саморегуляции
.png)
Диана Ахмеджанова, PhD, доцент департамента образовательных программ, научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ, научный редактор журнала «Вопросы образования», рассказала о саморегуляции в обучении и метапознании, методах поддержки учащихся в самостоятельной организации себя и своих дел, а также предложила практические рекомендации и упражнения для регуляции времени и учебной среды.
Что такое «саморегуляция»?
Саморегуляция – это мега-теория (mega theory or umbrella theory) [Andrade, 2013], процесс контроля, отслеживания прогресса и оценивания обучения, поведения, мыслей, мотиваций, эмоций и состояний.
Саморегуляция обучения – обучение в любом месте и в любое время.
В иностранной литературе академическая саморегуляция относится только к школьным контекстам.
Где саморегуляция не работает?
Саморегуляция работает везде, ведь мы саморегулируем всё: здоровье, взаимоотношения, внешность, что едим, куда ходим, что читаем и т.д.
Регуляторные / исполнительные функции
Регуляторные функции – высшие психические функции, которые играют роль для развития саморегуляции: сдерживающий контроль, селективное внимание, рабочая память.
Рабочая память
Развивается по мере взросления, при этом взрослые люди (16-45 лет) удерживают до 6 смысловых единиц, а дети до 5 лет около 1.5 единиц.
Рабочую память можно увеличивать в игровой форме.
Селективное внимание
Развивается по мере взросления, при этом взрослый может фокусироваться не дольше 20 минут, а скачок развития селективного внимания происходит между 4 и 7 годами жизни человека. К 5 годам дети могут фокусироваться до 15 минут.
Сдерживающий контроль
Развивается так же по мере взросления. Появляется к 1 году жизни человека и уже хорошо функционирует к 7 годам, позволяя контролировать эмоции и поведение.
Сдерживающий контроль, селективное внимание, рабочая память позволяют развивать когнитивную гибкость (cognitive flexibility).
Когнитивная гибкость помогает развиваться префронтальной коре, отвечающей за мышление, планирование и решение задач, являющихся основой саморегуляции.
Саморегулируемое обучение (СРО) включает процессы:
Постановки целей для собственного обучения
Выбора стратегий
Отслеживания прогресса и корректировки стратегий
Пересмотра целей по мере необходимости – рефлексия
Рефлексия происходит на всех этапах.
Все процессы друг друга взаимодополняют.
Результаты исследований
Метаанализы результатов экспериментов по развитию у учащихся навыков саморегуляции обучения в традиционных, смешанных и онлайн-форматах показывают, что наибольший эффект от формирования этих навыков наблюдается у учащихся начальных классов и несколько меньший – у учащихся средней школы и студентов университетов [Dignath, Buttner 2008; Xu et al., 2022].
Самые большие улучшения по успеваемости: по математике (0,96), точным наукам (0,88) и другим школьным предметам (0,64); средний эффект по чтению (0,44) [Dignath, Buttner 2008; Xu et al., 2022].
Учащиеся с высоким уровнем саморегуляции:
- Ставят достижимые цели для своего обучения;
- Контролируют процесс своего обучения и отслеживают свой прогресс при выполнении учебных заданий;
- Организуют свою физическую и социальную среду, чтобы они способствовали достижению целей;
- Эффективно распоряжаются своим временем;
- Отслеживают и контролируют свои мотивацию и эмоции;
- Обращаются за помощью или поддержкой;
- Оценивают финальные результаты и затраченные усилия;
- Сами определяют последствия в зависимости от успехов, а также выстраивают причинно-следственную связь своих (не)успехов;
- Адаптируют свой подход для выполнения схожих заданий в будущем.
Что такое метапознание?
Метапознание (Metacognition) или метапознавательные навыки – это навыки, которые позволяют человеку «понимать и контролировать свое собственное мышление» ИЛИ «мышление о мышлении».
Метапознание включает:
- Мета-знания:
○ Декларативное знание (declarative) – Что?
○ Процедурное знание (procedural) – Как?
○ Условное знание (conditional) – Когда? При каких условиях?
- Метапознавательный контроль – механизмы саморегуляции – планирование и адаптация поведения, эмоций и т.д. (планирование, мониторинг и оценка).
Мета-знания проявляются у детей в 5 лет, в то время как мета-контроль начинает активно использоваться в возрасте около 8 лет. При этом метапознание развивается по мере взросления и трансформируется от зависящего от дисциплины к более общему метапознанию.
Развиваться метапознанию помогает обучение. Наиболее эффективно для его развития использовать «прямое научение», когда мы показываем, рассказываем, даем детям возможность практиковаться. Не менее важно и комбинирование метапознавательных стратегий: планирование + пояснение, почему это нужно.
Среди предметов, по которым наблюдаются лучшие результаты при обучении детей развитию их метапознания: математика, чтение и письмо.
Три вопроса для развития своего метапознания:
Что я делаю?
Зачем я это делаю?
Как мне это помогает?
Существуют также различные инструменты и упражнения для организации времени и среды (слайды: 39-49).
(Мета)когнитивные стратегии
Высокий уровень эффективности зафиксирован у следующих (мета)когнитивных стратегий:
- Пробные тесты или экзамены: решение практических или тестовых заданий, которые могут быть на экзамене.
- Распределённая практика: распределение усвоения материала или подготовки к экзамену на протяжении какого-то времени в соответствии с расписанием.
Рекомендации Дж. Данлоски (2013) для учителей:
Начинайте уроки с пробных коротких тестов на повторение, чтобы понимать как учащиеся усваивают новые и насколько хорошо они помнят старые темы.
Организовывайте контрольные работы и экзамены так, чтобы стимулировать учащихся учить материал посредством распределенной практики.
Мотивируйте учащихся пользоваться расписанием и планером учебных занятий, чтобы они могли спланировать свою распределенную практику.
Мотивируйте учащихся вспоминать изученную информацию, а не просто перечитывать ее в книге.
Мотивируйте учащихся задавать уточняющие вопросы, например «почему?», когда они читают тексты.
Чередуйте темы, типы и формы заданий как в классе, так и на контрольных и экзаменах.
Объясните учащимся, что подчеркивание ключевой информации – это только первая стадия изучения новых тем.
Вопрос – ответ
Это видно и на результатах исследований. Мы проводили исследование и опрашивали о метакогнитивных стратегиях школьников, которые перешли в 5 класс. Ученики, когда описывали процесс запоминания информации, называли стратегии, которые работали у них в начальной школе и работают пока на данный момент. Однако есть результаты исследований, показывающие, что по мере усложнения материала по разным предметам, привычные стратегии перестают работать или работать хорошо. И именно в этом случае учащимся потребуется помощь в усвоении новых стратегий. При этом обретение и отработка навыка использования метакогнитивных стратегий – это формирование привычки, которое занимает время. Существуют разные стратегии, эффективность которых тоже разная.
На момент написания аспирантской диссертации я сопоставила несколько рамок. По результатам я создала свою теоретическую рамку. Я рассматриваю не только саморегуляцию, но и регулирование себя другими людьми. Сейчас мы задаемся вопросом также, какую роль в этом процессе играют технологии.
Есть исследования, которые говорят, что по мере старения и угасания функций мозга, происходит регресс метапознавательных навыков. Мы изучали выгорание и на наших данных со школьникам 10-11 класса и увидели отрицательную связь между выгоранием и метапознавательными стратегиями (планирование, мониторинг, рефлексия). Мы также обнаружили, что у школьников, которых хвалят и поддерживают учителя, значительно выше метапознание и значительно ниже выгорание в сравнении с учениками, которых не поддерживают.
Массачусетский технологический институт в прошлом году провел экспериментальное исследование. Студенты должны были написать академический текст, при этом одна группа использовала ГенИИ, вторая – различные поисковые системы, третья – не пользовалась ничем. Ученые также померили ЭЭГ. Самая активная мозговая деятельность и нейронные соединения были у той группы, которая ничего не использовала при написании текста, они также лучше остальных студентов помнили текст. Самые худшие нейросоединения были в группе, которая использовала ГенИИ.
Ахмеджанова Диана Рафаильевна
Центр исследований современного детства: Научный сотрудник

