• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
25
Май

Важные моменты формирующего оценивания в практике методиста онлайн-школы

4 декабря в 18:00 состоялась очередная встреча «Мастерской учителя»

Важные моменты формирующего оценивания в практике методиста онлайн-школы

Спикер

Дарья Яковлева, старший методист онлайн-школы психологических профессий «Психодемия», более 10 лет в образовании, 5 лет в онлайн-обучении, опыт в онлайн-школах и инфобизнесе, лид менторов в кейс-чемпионате МГПУ, амбассадор life long learning и коучингового подхода в методологии.

Встреча была продолжением серии лекций по формирующему оцениванию. В этот раз гость на реальных примерах раскрыла, какие методики и техники используются в онлайн-образовании взрослых, и рассказала про рефлексию как процесс и как систему в курсе. Дарья поделилась лайфхаками по внедрению формирующего оценивания и рефлексии в онлайн-курсы для взрослых, а в конце встречи мы провели дискуссию на тему будущего в оценивании с помощью искусственного интеллекта и EdCrunch.

Содержание встречи

Векторы ФО (формирующего оценивания):

  • заменить внешний контроль внутренним
  • усилить информационно-диагностическую функцию, уйти от карательно-поощрительной
  • формировать индивидуальную образовательную траекторию (где ученик находится на данный момент с точки зрения содержания? Куда ему/ей нужно продвинуться? Как это сделать?)

Формирующее оценивание — это…

  • самооценивание и взаимное оценивание друг друга
  • открытые вопросы, рассуждения по теме (эссе, дебаты, конференции)
  • развёрнутая обратная связь и рекомендации
  • мониторинг прогресса ученика (предыдущие и текущие результаты)
  • итерационное движение и корректировка пути
  • постановка целей обучения

ФО хорошо подходит для обучения взрослых (контроль обучения, применимость, использование опыта, гибкость системы, логичность/критичность).

Ключевые вопросы ФО

  • Почему получилось хорошо/плохо?
  • Что нужно доработать в этой теме?
  • Хочу ли я дорабатывать что-то, или мне достаточно имеющихся знаний?
  • Техники рефлексии

    Big idea

    Какие 3 самых главных посыла, идеи и концепта вы вынесли из урока?

    3-2-1

    3 вывода/факта/идеи для практики

    2 интересных момента во время обучения

    1 вопрос по теме

    «Соковыжималка»

    Что ещё нужно осмыслить? Что берём в идеи? Что вдохновило? Что не понравилось, было лишним, неактуальным?

Принцип рефлексии:

  • применение (выводы на будущее)
  • чувства и эмоции (описание)
  • практика (приземление в жизнь, где ещё было)
  • действия во время (объяснение, что получилось, а что нет, и почему)

Выводы

  • ФО полезно и многогранно, его нужно внедрять в обучение, тестировать разные форматы
  • Это хорошо работает для занятых взрослых, а идеи можно позаимствовать у детей
  • Рефлексия = системность = привычка = путь. Идите сами и прокладывайте путь для студентов в своих курсах

Вопрос – ответ

Как студенты вовлекаются в рефлексию? С дневником и в других методах?

Поначалу это всегда идёт тяжело. Но, если сказать, что поток до вас прошёл через это и у них вот такие результаты, то это всегда мотивирует. Надо обозначить им, что это важные моменты в психотерапии. Путь мотивирует, когда они видят первые результаты. Когда ты видишь, например, на сложной теме, что ты не один, что ты не один устал или что команда к тебе прислушивается, это даёт дополнительную мотивацию.

Получается ли у вас отслеживать эффект от внедрения рефлексии? Как?

В метриках и цифрах пока тяжело это замерять. Качественная рефлексия помогает раньше решать конфликтные ситуации или раньше видеть проблемы, например, что студент не понимает определённый материал. Во время практик студенты часто сами делятся рефлексией (например, что для них было ценным увидеть разный взгляд коллег на одну и ту же проблему ), и тут мы видим этот эффект.

Есть ли какие-то ситуации/случаи, когда рефлексию можно не использовать? Всегда ли она обязательна?

Вы должны сами оценивать, насколько вам это нужно. Если это разовое обучение или курс очень короткий, то, наверное, это можно не использовать. Здесь скорее не вопрос обязательности, рефлексия может иметь разные масштабы (иногда это бывает целый рефлексивный вебинар), а бывает, что это просто 3 вопроса в конце. Зависит от задачи рефлексии.

Нужно ли иметь какой-то стандартный набор техник, который лучше использовать из раза в раз, или постоянно менять?

Я больше люблю что-то стандартное, потому что у студентов зачастую и так очень высокая когнитивная нагрузка, много новой информации. Поэтому если можно стандартизировать, задать какой-то фрейм, это было бы идеально. Например, дневник – это как раз достаточно системный инструмент, который незначительно меняется.

Можешь ли поделиться любимыми техниками, которые часто применяешь?

Мне очень нравится навыковая история, оценка по компетенциям, потому что это позволяет провести комплексную рефлексию. Кроме заполнения самой таблички, они во время работы в группах, часто говорят: «Я сегодня развиваю такой-то навык, у меня он недостаточно развит, и я хочу над ним поработать, потому что он важен для меня». И в конце встречи они оценивают, насколько получилось поработать над навыком. Из тех, что приводила в презентации, нравится Big idea. Ещё есть интересная техника, но она скорее для экспертов: когда ты подготовил что-то, надо посмотреть и убрать всё, что выходит за рамки 1,5 мыслей – столько и должно быть в лекции. И далее вы смотрите, насколько вы вышли за пределы основной темы, насколько будет понятна основная идея.

Есть ли практики рефлексии в твоих командах?

В команде у нас есть такая традиция: подведение итогов через благодарности. Обычно собираемся по итогам учебной недели, обсуждаем, что получилось, что не получилось и как мы себя чувствуем в процессе работы, поддерживаем друг друга.