Единство разнообразия: интеграция современных подходов к развитию мышления и компетентностей в образовании
Состоялась заключительная встреча «Мастерской учителя» в этом учебном году
Юлия Николаевна Корешникова, доцент департамента образовательных программ Института образования и академический руководитель программы «Педагогическое образование», обобщила предыдущие доклады, обратила внимание аудитории на их ключевые положения и ответила на вопросы слушателей.
Встречи «Мастерской учителя» за последние полгода были посвящены развитию мышления и универсальных компетенций. Запрос на данную тематику поступил от магистрантов:
Содержание образования постоянно расширяется. Сейчас учитель должен передать учащимся очень много единиц содержания – непонятно, как уложить их все в образовательные рамки классно-урочной системы. Да и учащиеся не справляются с объёмом информации.
Одно из возможных решений указанной проблемы – теория развивающего обучения нацеленная на развитие мышления.
Мышление тесно связано с деятельностью, структура которой состоит из четырёх компонентов:
1️⃣ мотивационная основа – стимулирующие импульсы,
2️⃣ ориентировочная основа – установление направляющих целей и планирование,
3️⃣ деятельность – воплощение замысла в действие,
4️⃣ рефлексия – соотнесение планов и получаемых результатов, корректировка действий.
В теории развивающего обучения выделяются два вида деятельности: практическая и учебная. Первая направлена на конкретные предметы, вторая – на способы работы с этими предметами.
Иными словами, ключевой вопрос учебной деятельности – «Как действовать?».
Задача образования – становление субъекта учебной деятельности. Учащийся становится субъектом, когда овладевает способностью учиться и развивать теоретическое мышление. Напомним, что такое мышление направлено на поиск конструктов и смыслов, стоящих за внешними проявлениями. Наряду с развитием теоретического мышления идёт становление учебной самостоятельности, которая рассматривается в рамках конструктов автономного обучения, саморегулируемого обучения, агентности и других. Чтобы учить и менять самого себя, человек должен знать о своей ограниченности в чём-то и уметь её преодолевать.
Субъектность у учащегося возникает не сразу: на первых этапах необходима поддержка учителя, которая ослабевает по мере роста самостоятельности ребёнка. Ключевой становится активность ребёнка, а задача учителя – поставить такие учебные задачи, где у ребёнка возникнет необходимость искать новый способ действия. Ещё одно условие развития учебной самостоятельности – образовательное пространство, в котором учащиеся реализуют учебные действия.
Шаги развития:
1️⃣ формирование академических знаний через овладение культурными правилами и нормами,
2️⃣ развитие специальных высших психических функций, включая мышление,
3️⃣ развитие универсальных компетентностей.
Вопрос – ответ
Теория развивающего обучения в большей степени проработана для детского образования, созданы учебно-методические материалы для начальной школы. Если говорить с позиции исследователя, то принципы распространяются и на более старшие возраста.
По этому поводу существуют разные мнения. В рамках теории развивающего обучения эту способность нужно формировать в начальной школе. Если правильно организовать образовательный процесс, рефлексии можно достичь даже на первых этапах обучения.
Можно! Но важно помнить, что во взрослом возрасте меняется мотивация и принципы обучения, поэтому нужно применять другие методики и модели педагогического дизайна.
Спасибо всем, кто принимал участие в работе «Мастерской учителя», и до встречи в новом учебном году!✨