• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как добиться желаемого через обратную связь

23 октября состоялась очередная встреча «Мастерской учителя»

Как добиться желаемого через обратную связь

Спикер

В этот раз гостем встречи была Марина Холманская, стажер-исследователь Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования, аспирантка Института образования.

Содержание встречи

В наше время об обратной связи очень много говорят, но её большой потенциал до конца не понятен ни для педагогов, ни тем более для детей. Данные недавнего исследования показали, что обе стороны отмечают её важность в образовательном процессе, но педагоги обычно считают, что они её дают, а ученики – что они её до конца не получают.

Обратная связь должна быть конструктивной: должна быть не только констатация текущего положения, но и постановка цели на будущее. Основная цель обратной связи – сократить «разрыв» между состоянием в данный момент и желаемым результатом в будущем. Также обратная связь необходима для повышения мотивации (в правильном ли направлении движется учащийся), снижения когнитивной нагрузки, корректировки (исправления ошибок).

4 уровня обратной связи

Уровень задания

учитель сообщает правильный или неправильный ответ был дан на задание

Уровень процессов

учитель объясняет алгоритм решения задания

Уровень саморегуляции

учитель мотивирует ученика, помогает ставить цели

Уровень личности

учитель сообщает своё личное мнение об ученике

Как правильно давать обратную связь?

  • чётко сообщить о своих ожиданиях
  • обозначить критерии успеха
  • найти и обсудить моменты, которые уже хорошо получаются
  • найти то, над чем ещё надо работать
  • похвалить за приложенные усилия по достижению цели
  • предложить конкретные инструменты для дальнейшего прогресса
  • приободрить и замотивировать

Некоторые условия эффективности обратной связи:

  • время сообщения (немедленная vs отложенная)
  • степень сложности (простая vs детализированная)
  • степень индивидуализации (индивидуальная vs групповая)
  • способ подачи (устная vs письменная vs с применением технологий)
  • модальность (критика vs похвала)
  • объём (указание на все ошибки vs на некоторые)

Feedback literacy – грамотность восприятия обратной связи (Carless, Boud 2018).

  • Какими качествами должны обладать ученики, чтобы правильно воспринимать обратную связь?

    Понимать важность обратной связи

    Уметь делать суждения о своей работе

    Уметь управлять аффектом

Совокупность этих качеств позволяет ученикам правильно применить полученные данные в дальнейшем.

Вопрос – ответ

Как соотносится формирующее оценивание с нынешней системой оценивания в школе? Как не погасить в ученике мотивацию?

Мы не можем, конечно, до конца избавиться от оценочной системы. Мы хотим конвертировать в 5-балльную систему, хотя можно давать развёрнутые письменные комментарии. Если мы не можем выйти из этой системы, тогда надо формировать правильное отношение к отметкам, правильный фокус внимания, чтобы ученик оценивал свой прогресс, планировал шаги по улучшению своих показателей. Но кроме отметок должны быть критериальные рубрики, инструменты обратной связи и т.д.

На каком уровне обратной связи находится критериальное оценивание?

Это всё ещё уровень задания, потому что даже если даются подробные критерии, эта информация всё равно не связана с другими темами, заданиями, не выводит понимание на новый уровень, если сравнивать с уровнем процессов.

Разве критерии не содержат в себе «свёрнутый путь» в вопросе самооценивания?

Критерии – это скорее про соответствие ответа верному, но при этом наглядно не показываются шаги к этому ответу, связь с прошлыми темами.

С какого возраста можно начинать давать подробную обратную связь?

С 8-9-летними детьми это уже работает. Но можно пробовать давать и более младшим ученикам, просто немного подстраиваться под их уровень, под их задания, давать обратную связь более простым языком.

Какие способы обратной связи вы используете на своих занятиях в синхронном моменте, когда задание только что было выполнено?

Не всегда удаётся давать подробную обратную связь, если большая группа, но, например, если человек стоит у доски, можно попробовать в процесс вовлекать остальных в классе, чтобы они тоже по определённым критериям оценивали (парная обратная связь).

В какой момент урока лучше всего давать обратную связь?

В принципе это можно делать в любой момент урока, когда есть взаимодействие учителя и ученика (не формат лекции): и во время отработки, когда они что-то в тетрадях пишут, и в конце урока, и по итогам работы.

На всех ли видах урока должно быть место и время для обратной связи?

Нет, конечно. Если это урок, где объясняется новый материал, то там просто не к чему давать обратную связь. А вот если это лабораторная работа, проектная деятельность, то есть ученики что-то сами делают, то тут обратная связь будет очень кстати.