• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

44.04.01 Педагогическое образование

Утверждение программы
Протокол Ученого совета №5 от 29.05.2015
Дата обновления паспорта
23.07.2025 Протокол заседания Академического совета № 3.50-06.3/230725-1 от 23.07.2025
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

2 года

Очная форма обучения, 120 з.е.

Язык реализации

RUS

Обучение ведётся полностью на русском языке

Квалификация выпускника

Магистр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

С применением

Траектории

2025/2026 учебный год

Педагог-исследователь

Вид: Исследовательская
Язык реализации: Русский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Магистр
Ключевые образовательные результаты:

КОР-1 Разрабатывает образовательные продукты с опорой на понимание современных теорий обучения и развития, а также возрастных особенностей учащихся
КОР-2 При проектировании образовательных продуктов в очных, дистанционных и гибридных средах следует принципу конструктивного выравнивания и использует соответствующие целям и формату модели педагогического дизайна, владеет методикой преподавания предметных дисциплин
КОР-3 Демонстрирует навыки профессиональной коммуникации со всеми участниками образовательного процесса, включая навык работы с конфликтными ситуациями
КОР-4 Демонстрирует понимание приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации, в том числе, в исторической перспективе, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в сфере образования в Российской Федерации
КОР-5 Оценивает эффективность организованного образовательного процесса на основании результатов проведенных исследований, исследует новые для себя практические и теоретические области знаний с опорой на критический анализ профессиональной и научной литературы

Характеристика профессиональной деятельности:

ПК-1 Способен применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам
ПК-2 Способен анализировать образовательные потребности и образовательный опыт обучающихся и учитывать их для проектирования программ
ПК-3 Способен организовывать и управлять коммуникацией и взаимодействием обучающихся и педагогов в разных форматах образовательной деятельности
ПК-4 Способен разрабатывать и реализовать методики, технологии и приемы обучения, анализировать результаты процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
ПК-5 Способен анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование
ПК-6 Способен использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач
ПК-7 Способен проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии
ПК-8 Способен осуществлять педагогическое проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов
ПК-9 Способен проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта
ПК-10 Способен проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения
ПК-11 Способен разрабатывать и реализовывать методические модели, методики, технологии и приемы обучения, анализировать результаты процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
ПК-12 Способен систематизировать, обобщать и распространять отечественный и зарубежный методический опыт в профессиональной области
ПК-13 Способен организовывать командную работу для решения задач развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализовывать экспериментальную работу
ПК-14 Способен изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения
ПК-15 Способен использовать современные информационно-коммуникационные технологии и средства массовой информации для решения культурно-просветительских задач

Педагог-практик

Вид: Прикладная
Язык реализации: Русский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Магистр
Ключевые образовательные результаты:
КОР-1 Разрабатывает образовательные продукты с опорой на понимание современных теорий обучения и развития, а также возрастных особенностей учащихся
КОР-2 При проектировании образовательных продуктов в очных, дистанционных и гибридных средах следует принципу конструктивного выравнивания и использует соответствующие целям и формату модели педагогического дизайна, владеет методикой преподавания предметных дисциплин
КОР-3 Демонстрирует навыки профессиональной коммуникации со всеми участниками образовательного процесса, включая навык работы с конфликтными ситуациями
КОР-4 Демонстрирует понимание приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации, в том числе, в исторической перспективе, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в сфере образования в Российской Федерации
КОР-5 Оценивает эффективность организованного образовательного процесса на основании результатов проведенных исследований, исследует новые для себя практические и теоретические области знаний с опорой на критический анализ профессиональной и научной литературы
Характеристика профессиональной деятельности:
ПК-1 Способен применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам
ПК-2 Способен анализировать образовательные потребности и образовательный опыт обучающихся и учитывать их для проектирования программ
ПК-3 Способен организовывать и управлять коммуникацией и взаимодействием обучающихся и педагогов в разных форматах образовательной деятельности
ПК-4 Способен разрабатывать и реализовать методики, технологии и приемы обучения, анализировать результаты процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
ПК-5 Способен анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование
ПК-6 Способен использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач
ПК-7 Способен проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии
ПК-8 Способен осуществлять педагогическое проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов
ПК-9 Способен проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта
ПК-10 Способен проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения
ПК-11 Способен разрабатывать и реализовывать методические модели, методики, технологии и приемы обучения, анализировать результаты процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
ПК-12 Способен систематизировать, обобщать и распространять отечественный и зарубежный методический опыт в профессиональной области
ПК-13 Способен организовывать командную работу для решения задач развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализовывать экспериментальную работу
ПК-14 Способен изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения
ПК-15 Способен использовать современные информационно-коммуникационные технологии и средства массовой информации для решения культурно-просветительских задач

2024/2025 учебный год

Дизайн образовательных продуктов

Вид: Прикладная
Язык реализации: Русский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Магистр
Ключевые образовательные результаты:
КОР-1 Разрабатывает образовательные продукты с опорой на понимание современных теорий обучения и развития, а также возрастных особенностей учащихся
КОР-2 При проектировании образовательных продуктов в очных, дистанционных и гибридных средах следует принципу конструктивного выравнивания и использует соответствующие целям и формату модели педагогического дизайна, владеет методикой преподавания предметных дисциплин
КОР-3 Владеет навыками продвижения образовательных продуктов, включая навыки анализа рынка и целевой аудитории, понимания юнит-экономики и оценки метрик образовательных продуктов
КОР-4 Демонстрирует развитое проектное мышление через грамотную разработку технического задания на создание образовательного продукта и внедрения его в деятельность
КОР-5 Оценивает эффективность разработанных образовательных продуктов на основании результатов проведенных исследований, исследует новые для себя практические и теоретические области знаний с опорой на критический анализ профессиональной и научной литературы
Характеристика профессиональной деятельности:
ПК-1 Способен применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам
ПК-2 Способен анализировать образовательные потребности и образовательный опыт обучающихся и учитывать их для проектирования программ
ПК-3 Способен организовывать и управлять коммуникацией и взаимодействием обучающихся и педагогов в разных форматах образовательной деятельности
ПК-4 Способен разрабатывать и реализовать методики, технологии и приемы обучения, анализировать результаты процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
ПК-5 Способен анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование
ПК-6 Способен использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач
ПК-7 Способен проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии
ПК-8 Способен осуществлять педагогическое проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов
ПК-9 Способен проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта
ПК-10 Способен проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения
ПК-11 Способен разрабатывать и реализовывать методические модели, методики, технологии и приемы обучения, анализировать результаты процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
ПК-12 Способен систематизировать, обобщать и распространять отечественный и зарубежный методический опыт в профессиональной области
ПК-13 Способен организовывать командную работу для решения задач развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализовывать экспериментальную работу
ПК-14 Способен изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения
ПК-15 Способен использовать современные информационно-коммуникационные технологии и средства массовой информации для решения культурно-просветительских задач

Преподавание в современном мире

Вид: Прикладная
Язык реализации: Русский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Магистр
Ключевые образовательные результаты:
КОР-1 Разрабатывает образовательные продукты с опорой на понимание современных теорий обучения и развития, а также возрастных особенностей учащихся
КОР-2 При проектировании образовательных продуктов в очных, дистанционных и гибридных средах следует принципу конструктивного выравнивания и использует соответствующие целям и формату модели педагогического дизайна, владеет методикой преподавания предметных дисциплин
КОР-3 Демонстрирует навыки профессиональной коммуникации со всеми участниками образовательного процесса, включая навык работы с конфликтными ситуациями
КОР-4 Демонстрирует понимание приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации, в том числе, в исторической перспективе, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в сфере образования в Российской Федерации
КОР-5 Оценивает эффективность организованного образовательного процесса на основании результатов проведенных исследований, исследует новые для себя практические и теоретические области знаний с опорой на критический анализ профессиональной и научной литературы
Характеристика профессиональной деятельности:
ПК-1 Способен применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам
ПК-2 Способен анализировать образовательные потребности и образовательный опыт обучающихся и учитывать их для проектирования программ
ПК-3 Способен организовывать и управлять коммуникацией и взаимодействием обучающихся и педагогов в разных форматах образовательной деятельности
ПК-4 Способен разрабатывать и реализовать методики, технологии и приемы обучения, анализировать результаты процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
ПК-5 Способен анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование
ПК-6 Способен использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач
ПК-7 Способен проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии
ПК-8 Способен осуществлять педагогическое проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов
ПК-9 Способен проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта
ПК-10 Способен проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения
ПК-11 Способен разрабатывать и реализовывать методические модели, методики, технологии и приемы обучения, анализировать результаты процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
ПК-12 Способен систематизировать, обобщать и распространять отечественный и зарубежный методический опыт в профессиональной области
ПК-13 Способен организовывать командную работу для решения задач развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализовывать экспериментальную работу
ПК-14 Способен изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения
ПК-15 Способен использовать современные информационно-коммуникационные технологии и средства массовой информации для решения культурно-просветительских задач
Конкурентные преимущества программы

Мир меняется, а вместе с ним меняется и образование, оставаясь ключевым институтом развития человека. Отвечая на вызовы современного мира, в системе образования формируется новая система образовательных результатов, для достижения которых требуются другие технологии и подходы к обучению, что неизменно влечёт преобразование требований к профессии педагога. Задачей педагога становится не только обеспечение основы в виде знаний, умений и навыков, формирование системы ценностей, а также подготовка к жизни в постоянно меняющейся реальности через развитие универсальных компетентностей, личностных характеристик, субъектности или активной самостоятельности при условии сохранения благополучия. Задача весьма амбициозная и сложная, поэтому необходима интеграция инновационных методов обучения, сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса и активное использование технологий, способствующих персонализации обучения.

Магистерская программа «Педагогическое образование» Института образования НИУ ВШЭ признаёт потребность подготовки компетентных специалистов, отвечающих вызовам неопределённости и гибкости, и повышения престижа педагогической профессии. Наша магистерская программа идеально подходит для выпускников бакалавриата любой специальности, желающих развиваться в области педагогики, практикующих учителей, осознающих, что их парадигма не соответствует требованиям современного мира, других специалистов в области образования, стремящихся развивать свою карьеру в соответствии с передовыми наработками учёных и практиков. Наше внимание – не только к практической стороне процесса преподавания, но и к исследованиям высокого уровня, работа опытных высококвалифицированных преподавателей обеспечит вам наилучшие возможности для дальнейшего развития вашей карьеры в системе общего, высшего и дополнительного образования.

Эта магистратура предлагает на выбор несколько путей развития, позволяя вам адаптировать своё обучение к вашему уникальному опыту и карьерным целям. Вы можете развиваться как учитель, овладевая современными инструментами преподавания, либо строить научную карьеру, развивая исследовательское мышление и изобретая новые методы преподавания релевантные для современных образовательных результатов. Вы также можете самостоятельно конструировать свой образовательный маршрут, выбирая дополнительные курсы из общего пула университета. Программа составлена таким образом, что вы быстро сможете применять знания в деле, ведь одна из основных ценностей программы – практика в реальной школе для траектории «Педагог-практик: Трансформация обучения в цифровую эпоху технологий» или включение в проектную и исследовательскую деятельность, реализуемую сотрудниками структурных подразделений НИУ «Высшая школа экономики» для студентов траектории «Педагог-исследователь: Открытие и внедрение новых методов обучения». Мы стараемся предоставить вам максимальную палитру возможностей для дальнейшего карьерного развития. По окончании программы вы будете успешны как учитель-предметник или педагог дополнительного образования, а также сможете построить академическую карьеру, поступив в аспирантуру.

Ключевой целью программы является формирование когорты современных педагогов-практиков и педагогов-исследователей, любящих свою профессию, способных отвечать на вызовы современности, поэтому задача наших преподавателей – учить только лучшим образовательным практикам, на своем примере показывая, как должен быть организован образовательный процесс с доказанной эффективностью и как создаются научные открытия в системе образования.

Дополнительные преимущества обучения на программе:

 — Индивидуальные образовательные траектории / прозрачные перегородки между траекториями программы

 — Смешанные и гибридные технологии преподавания

 — Учёба в ведущем исследовательском центре в области образования

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Наша программа нацелена на формирование когорты педагогов, обладающих современным педагогическим мышлением, способных:

— осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики,

— проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации,

— проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями,

— создавать и реализовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей,

— разрабатывать программы мониторинга результатов образования обучающихся, разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении,

— проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями,

— планировать и организовывать взаимодействие участников образовательных отношений,

— проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований.

Сформированные профессиональные компетенции позволят выпускнику программы:

  • Разрабатывать образовательные продукты с опорой на понимание современных теорий обучения и развития, а также возрастных особенностей учащихся,
  • При проектировании образовательных продуктов в очных, дистанционных и гибридных средах следовать принципу конструктивного выравнивания и использовать соответствующие целям и формату модели педагогического дизайна, владеть методикой преподавания предметных дисциплин,
  • Демонстрировать навыки профессиональной коммуникации со всеми участниками образовательного процесса, включая навык работы с конфликтными ситуациями,
  • Демонстрировать понимание приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации, в том числе, в исторической перспективе, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в сфере образования в Российской Федерации,
  • Оценивать эффективность организованного образовательного процесса на основании результатов проведенных исследований, исследовать новые для себя практические и теоретические области знаний с опорой на критический анализ профессиональной и научной литературы.

 

Характеристики образовательных модулей программы

Логика разворачивания программы для всех траекторий охватывает одновременное движение магистрантов по четырем направлениям: (1) мировоззренческому, (2) проектировочному, (3) практическому и (4) исследовательскому. Различия заключаются в соотношении объема дисциплин. В рамках исследовательского трека большую часть составляют мировоззренческие дисциплины и исследовательская деятельность. Тогда как в рамках практического трека подавляющее большинство дисциплин относятся к проектировочному направлению и практической деятельности.

Мировоззренческое направление включает в себя набор дисциплин, ориентированных на освоение фундаментальных педагогических и психологических идей и концепций. Это дисциплины «История педагогической культуры», «Возрастная психология образования», «Современные теории обучения», «Теория содержания образования» и др.

Проектировочное направление, включает в себя набор дисциплин, ориентированных на оснащение магистрантов современными методами и приемами обучения, инструментами планирования и оценки образовательных достижений. Это дисциплины: «Педагогический дизайн», «Искусственный интеллект и цифровые инструменты в проектировании образовательных продуктов», «Оценивание и обратная связь» и др.

Исследовательское направление, включает в себя набор дисциплин, призванных выстроить экосистему для овладения обучающимися опытом научно-исследовательской деятельности. Это, прежде всего, «научно-исследовательский семинар».

Практическое направление охватывает практическую подготовку в виде работы в школе или проектной деятельности в структурном подразделении НИУ «Высшая школа экономики». К нему также относится дисциплины «Проектный семинар» и «Семинар наставника».

Information Circle
Информация о возможностях и способах выбора (распределения) по специализациям/траекториям

1. Студент 1 курса не позднее начала обучения посредством онлайн-формы или с использованием электронной почты сообщает менеджеру программы свои пожелания относительно образовательного трека магистратуры: трек первого приоритета и трек второго приоритета.

2. В срок до 9 сентября академический руководитель образовательной программы совместно с наставниками треков и менеджером программы распределяет студентов на треки, учитывая их пожелания и исходя, в первую очередь, из количества баллов, полученных студентом на вступительных испытаниях, и во вторую очередь, из количества мест на треках.

3.   Студент будет зачислен в порядке очереди (от высшего балла поступивших к низшему):

  • на трек первого приоритета при условии достаточного количества мест на треке первого приоритета
  • на трек второго приоритета при условии отсутствия свободных мест на треке первого приоритета

4.   Академическим руководителем образовательной программы количество мест на треке может быть увеличено или уменьшено в пользу другого трека.

5.   Распределение студентов на треки доводится до сведения студентов посредством уведомления по корпоративной электронной почте.

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Педагогическое образование»

Перейти к содержанию программы