• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О программе

Первая и единственная в стране магистерская программа по клиническому психоанализу и психоаналитической психотерапии представляет собой необычный для России инновационный образовательный процесс – в большей степени непрерывный практический мастер-класс, чем традиционные лекции и семинары.

Миссия программы

Уникальность Программы

Принципы и ценности

Преимущества программы

Перспективы выпускников

Что я буду изучать?

Где я буду работать?

Программы практик

Программа профессиональной супервизии

 

 

 

Миссия программы

Создание профессиональной школы российского психоанализа, объединяющей представителей различных психоаналитических направлений,  и подготовка на её основе творчески мыслящих и глубоко чувствующих психоаналитических психотерапевтов нового поколения.

Уникальность Программы заключается в её строгом фокусировании на овладении слушателями психоаналитическим инструментарием, основными тонкостями и секретами аналитического мышления и чувствования, пониманием тончайших движений психоаналитического процесса и жизни бессознательного как во внутреннем мире человека, так и во взаимоотношениях психотерапевт-пациент.

Россохин Андрей Владимирович

Руководитель программы

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психоанализа и бизнес-консультирования департамента психологии НИУ ВШЭ, член Парижского психоаналитического общества, действительный член Международной психоаналитической ассоциации. 

Жибо Ален

Научный руководитель программы

профессор, паст-президент Европейской федерации психоанализа, паст-Генеральный секретарь Международной психоаналитической ассоциации, директор Парижского центра психоанализа и психотерапии имени Э. и Ж. Кестембергов, титулярный член Парижского психоаналитического общества.  

Принципы и ценности

Открытость: объединение лучших представителей различных школ и направлений психоанализа, масштабная программа семинаров и мастер-классов ведущих зарубежных специалистов, новейшие методы и практики обучения.

Интеграция: синергия психоаналитических подходов, интеграционная модель понимания и практики психоаналитического процесса, создание единого профессионального пространства.

Практико-ориентированность: ключевым элементом обучения является участие слушателей в обширной программе практики (проект «Доступная психология» и обязательное участие в регулярных супервизионных и интервизионных группах.

Преимущества программы

а) высокий уровень профессионализма преподавателей: программа объединяет ведущих отечественных преподавателей, имеющих зарубежное психоаналитическое образование, и известных во всем мире зарубежных преподавателей-психоаналитиков. Руководитель программы – профессор, д.психол.н. А.В.Россохин, один из лидеров в области психоанализа, психоаналитического консультирования и психотерапии, научных исследований по этим направлениям.

б) международный уровень программы – в реализации программы примут участие не менее 10 зарубежных психоаналитиков, членов Международной психоаналитической ассоциации, титулярных членов Парижского психоаналитического общества, Британского психоаналитического общества и др. Большинство отечественных преподавателей имеют французское психоаналитическое образование и являются членами Международной психоаналитической ассоциации, членами или кандидатами Парижского психоаналитического общества.

в) использование самых современных европейских обучающих программ (Парижский центр психоанализа и психотерапии и др.).

г) элитный уровень предлагаемой программы (элитный по специализации, по составу преподавателей, по уникальности методов обучения, по эксклюзивности предлагаемых услуг).

д) неэклектический характер подготовки специалистов, строго сфокусированный на профессиональном обучении психоаналитическому консультированию.

е) использование впервые в России открытых видео-консультаций, проводимых профессионалом-аналитиком. Студенты, находящиеся в соседней аудитории и наблюдающие за реальной консультативной работой в режиме реального времени, получают исключительную возможность обучения путем прямой и непосредственной идентификации с профессионалом.

ж) создание на основе видео-консультаций первых в России банков обучающих видео-кейсов психоаналитических консультаций.

з) формирование нового психоаналитически ориентированного поколения российских консультантов.

и) слушатели будут иметь возможность не только учиться у ведущих зарубежных психоаналитиков, но и стажироваться в различных психоаналитических Центрах, в частности в Парижском Центре  психоанализа и психотерапии имени Э. и Ж. Кестембергов.

Перспективы выпускников

Завершение программы даст слушателям необходимые навыки и возможность проводить психоаналитически ориентированную индивидуальную и групповую работу в госучреждениях, коммерческих центрах, центрах психотерапии и заниматься частной практикой.

Магистерская программа откроет серьезные перспективы дальнейшего профессионального развития для своих выпускников. Выпускники получат возможность пройти стажировку за рубежом в мировых психоаналитических центрах и институтах.

По окончании программы выпускники могут подать документы в аспирантуру НИУ ВШЭ (или на соискательство) и в дальнейшем получить степень кандидата психологических наук.

Образование и подготовка, полученные на программе «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия» могут стать хорошей основой для получения дальнейшего психоаналитического образования в Международной психоаналитической ассоциации (IPA), в частности, например, через SPP (Парижское психоаналитическое общество).

Мастер-классы, проводимые психоаналитиками Международной психоаналитической ассоциации (IPA), будут подтверждаться сертификатами участников, которые могут быть засчитаны в качестве теоретической подготовки в психоаналитическом обучении в дальнейшем.

Диплом Магистра психологии, выдаваемый на русском и английском языках, позволит выпускникам поступать на программы PhD европейских университетов.

Что я буду изучать?

Слушатели Программы смогут не просто заглянуть за плотно закрытые двери психоаналитического кабинета, но погрузившись в атмосферу аналитической работы с пациентом, идентифицироваться с профессиональными функциями психоаналитика и на достаточно глубоком уровнем обретать требуемые психотерапевтические навыки.

Это станет возможным благодаря просмотру и детальному анализу видео консультативной и психотерапевтической работы профессиональных психоаналитиков (М. де Мюзан, А. Жибо, А.В. Россохин); участию в работе нескольких групп психоаналитической психодрамы с реальными пациентами; постоянному разбору преподавателями клинических случаев психоаналитической психотерапии; началу слушателями Программы собственной психотерапевтической работы с пациентами и её еженедельной групповой и индивидуальной супервизии; другим многочисленным клиническим мастер-классам.

В процессе обретения психоаналитического знания практический опыт имеет критически важное значение, но становление психоаналитическим психотерапевтом невозможно без построения надежного теоретического фундамента. Слушателям Программы предстоит освоить ключевые концепции основных современных психоаналитических школ –  французской, британской и американской – которые детально представлены в издаваемой под редакцией А.В. Россохина и Алена Жибо многотомной Антологии современного психоанализа (Россохин А.В. Антология современного психоанализа. М., 2000 (американская школа); Жибо, А., Россохин А.В. Французская психоаналитическая школа. М., 2004; Жибо, А., Россохин А.В. Британская психоаналитическая школа. М., 2014 (готовится к печати).

Ключевые дисциплины программы включают в себя:

  • История и теория психоанализа
  • Метапсихология
  • Техника и практика психоанализа
  • Клиническая психология (патопсихология) + практикум в клинике
  • Психоаналитическая психопатология
  • Психоаналитическая дифференциальная диагностика и первичное интервью
  • Психиатрия для психологов + практикум в клинике
  • Теория и практика группанализа
  • Нейропсихоанализ
  • Проективные методики в психоаналитической диагностике
  • Современные психоаналитические теории различных направлений
  • Детский и подростковый психоанализ
  • Чтение классических и современных психоаналитических трудов
  • Введение в психоаналитическое консультирование
  • Введение в психоаналитическую психосоматику
  • Супервизии

Помимо теоретической подготовки слушатели также участвуют в серии регулярных практических семинаров, направленных на обсуждение и закрепление теоретического материала, а также имеют возможность участия в группах психоаналитической психодрамы и групп-терапии.

Виды профессиональной деятельности выпускника

Видами профессиональной деятельности магистров являются психологическое и психоаналитически ориентированное консультирование, психоаналитическая психотерапия, научно-исследовательская деятельность в области психоанализа, педагогическая и просветительская, экспертно-аналитическая деятельности.

Компетенции выпускников:

• Психологическое консультирование

• Психоаналитическая психотерапия

• Групповая психотерапия

Где я буду работать?

Задачами профессиональной деятельности выпускника по данному направлению подготовки в магистратуре являются: применение психоаналитических знаний и опыта для эффективной консультативной работы с психотерапевтическими и личностно развивающими целями; проведение научных исследований особенностей и феноменов консультативного и психоаналитического процесса; разработка новых методов консультативной психологии и психоаналитической психотерапии; использование материалов психоаналитических консультаций в обучающем процессе.

Профессиональные компетенции, полученные выпускниками магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия» позволят им иметь следующие места трудоустройства:

- отечественные и зарубежные бизнес-школы и Университеты;

- частная консультативная практика;

- психологические и психотерапевтические центры;

- научные и научно-исследовательские организации;

-  учебные заведения высшего профессионального образования.

Программы практик

Практика является обязательным разделом МП подготовки специалиста и представляет собой форму организации учебного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Предусматриваются следующие виды практик: постоянная практика консультативной и психоаналитически ориентированной психотерапевтической работы с обязательным прохождением групповой и индивидуальной супервизии.

Программа профессиональной супервизии

При реализации данной образовательной программы обязательным является прохождение особого вида профессиональной практики – супервизии, которая предполагает организацию практической деятельности обучающегося под руководством высококвалифицированного специалиста-психоаналитика или психоаналитического психотерапевта. Супервизия проводится в групповой форме.

Супервизия психоаналитически ориентированной практики является не просто обязательной, а ключевой составляющей обучения психоналитических консультантов и психотерапевтов. Программа реализуется следующим образом: обучающиеся проводят консультационную или психотерапевтическую работу в соответствующих базах, которая осуществляется под постоянной супервизией специалистами соответствующих Центров.

Центры практики:

  • Отделение психоанализа ГНЦССП им. В.П. Сербского
  • Парижский Центр психоанализа и психотерапии имени Ж. и Э. Кестембергов,
  • Лионский университет «Люмьер» (Франция)
  • Парижский университет «Paris X – Nanter»
  • Французский университет (Université de Poitiers)
  • Международное Общество Психоаналитического Исследования Организаций ISPSO
  • University of Detroit Mercy
  • Тавистокская клиника (Лондон)