• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Влечение захвата, нарциссизм и дар художника

«Абсолютный классик французского психоанализа», — так назвал Поля Дени руководитель нашей программы, психоаналитик, профессор Андрей Владимирович Россохин. Семинар доктора Дени — гранд-мэтра современного французского психоанализа состоялся на нашей программе в конце января.За три дня успели обсудить многое: как формируется влечение и где оно находится, куда направлено либидо, какую цель преследует влечение захвата, как мы выбираем объекты любви, когда возникает стыд и можно ли назвать влечение к смерти влечением в полном смысле слова…Конечно, в небольшой публикации невозможно передать всю широту взглядов месье Дени и глубину его мысли, но мы постарались запечатлеть некоторые моменты встречи, тронувшие и восхитившие нас.

Поль Дени

Поль Дени
онлайн-семинар, ВШЭ, 2024

Интерес к влечениям

«В истинном смысле слова власть — это лишь выражение самой большой зависимости, в которой мы оказываемся в отношениях с другим». Это слова классика русской литературы Льва Николаевича Толстого, с которых начал свой семинар Поль Дени.

Сфера интересов французского психоаналитика — теория влечений. Доктор Дени внес значительный вклад в исследование влечения захвата (влечение к схватыванию) и власти, которой человек пользуется в отношении других.

«Фраза Толстого показывает, в какой степени мы оказываемся зависимыми от объекта любви, который демонстрирует власть по отношению к нам и над кем хотим властвовать мы», — сказал Поль Дени.

По словам доктора Дени, с помощью различных инструментов метапсихологии мы можем наделять психоаналитическим видением те факты, которые наблюдаем. Если наше мышление перестанет быть мышлением на уровне метапсихологии, оно перестанет быть психоаналитическим.

Между собой и другими

Понятие влечения неразрывно связано с либидо. Фрейд считал, что влечение — это демаркационная линия между психическим и телесным, соматическим. Это потребность психики проделывать психическую работу. И эта потребность организовывает поток энергии (либидо).
Доктор Дени говорит о том, что мы не можем увидеть и измерить энергию либидо. Но мы знаем, что оно идет по двум направлениям: инвестирование Я и инвестирование объектов внешнего мира.

«Когда родители говорят ребенку о том, какой он красивый, сильный и большой, — они инвестируют его Я», — поясняет месье Дени.

А когда хвалят то, что он делает — какой он молодец, что помог маме, или угостил брата — инвестируют его объектное либидо. 

«Точно также и во взрослом возрасте, — отмечает психоаналитик. — Мы постоянно ищем баланс между двумя полюсами инвестирования: заниматься собой (гулять, читать) или инвестировать свои объекты (проводить время на работе, с детьми или партнером)». 

Стремление к власти

Когда мы говорим про отношения с объектами, мы сталкиваемся с понятием влечения захвата. Такое поведение свойственно каждому из нас. По словам Поля Дени, человеку присущи тенденции к захвату, овладению, доминированию над другими людьми, особенно теми, кто для нас значим. При этом он не рассматривает его как отдельное влечение, это лишь «составляющая часть либидинального потока, инвестированного через захват».

Удовлетворить влечение можно с помощью объекта (например, чтобы утолить голод, ребенку нужна мать). При этом малыш должен «захватить» грудь, чтобы получить молоко. То есть захват становится необходимой частью самого влечения.

«Благодаря специфическим действиям психическое возбуждение превращается в удовольствие, — поясняет Поль Дени. — Эти действия возможны благодаря тому, что у нашего организма есть система рефлексов, которые помогают достичь результата».

Однако в жизни бывает так, что объект, с помощью которого мы хотим получить удовольствие, не хочет вступать с нами в отношения, мы не можем «овладеть» им. По словам доктора Дени, тогда количество влечения захвата будет расти и может достигнуть уровня, на котором захочется не просто «захватить» объект, но и ранить его, покалечить и даже уничтожить. Впрочем, как писал еще Фрейд, объект — самая изменчивая часть влечения, он может быть заменяем.

Плавильный котел 

Постоянное проживание опыта удовольствия создает в психике образ, репрезентацию.

«Это происходит благодаря соединению двух элементов, — рассказывает доктор Дени. Первый — это образ объекта, с помощью которого происходит удовлетворение. Второй — это мнестический след самого процесса разрядки. Опыт удовольствия — это плавильный котел, в котором выстраиваются и внутренние объекты, и влечения, и репрезентации».

Повторяющийся опыт удовлетворения прокладывает дорогу, по которой потом снова и снова будет идти либидо. 

«Когда путь проложен, либидо течет по этому каналу в сторону повторяющегося опыта удовольствия, — поясняет психоаналитик. — Психике свойственно использовать уже проложенные пути, ей понятно, как можно получить этот опыт удовольствия».

Например, в случае алкоголизма, человек с зависимостью использует уже знакомый путь получения удовлетворения. Несмотря на то, что этот путь патологический, психике понятно, по какому пути это удовольствие можно получить.

Два нарциссизма

Ситуация, когда либидо идет по двум направлениям (в сторону Я и в сторону объектов внешнего мира) сама по себе конфликтна. Потому что есть оппозиция между этими двумя потоками. Когда преобладает объектное инвестирование, либидинальное инвестирование Я обедняется, и наоборот.

«Эти процессы можно наблюдать в состоянии влюбленности, — говорит Поль Дени. — Субъект отказывается от инвестирования своего Я, чтобы направить свое либидо на объект любви».

В самом начале жизни человека формируется его первичный нарциссизм. Это то либидо, которое инвестируют в него другие (в первую очередь мать) и он сам. Оно формирует первичное ядро его психики. 

«Как только появляется возможность инвестировать других, развивается вторичный нарциссизм, — продолжает месье Дени. — Поскольку Я — это большой резервуар для либидо, именно оттуда либидо начинает направляться в сторону объектов внешнего мира».

Когда оно возвращается обратно в Я, возникает вторичный нарциссизм.

«Вторичный нарциссизм — это результат возвращения в Я того либидо, которое раньше было инвестировано в объекты», — говорит Поль Дени.

И здесь мы снова сталкиваемся с необходимостью находить баланс. Между нарциссическим инвестированием (любить себя) и объектным (любить другого).

«Согласно Фрейду, надежный эгоизм предохраняет и защищает нас от болезней, — считает французский психоаналитик. — Но мы должны любить и другого».

Уйти от реальности

Примером дисбаланса нарциссического и объектного либидо может служить история известного художника — импрессиониста Винсента Ван Гога. На семинаре месье Дени рассказал свое видение взаимоотношений художника с семьей, самим собой, своим творчеством и Полем Гогеном.

«Для того, чтобы творить, творческий человек должен отказаться от того удовлетворения, которое предоставляет реальность, — говорит месье Дени. — Он отворачивается от реальности и отдается потоку своей фантазматической жизни, эротических и амбициозных желаний».

Именно поэтому творческие люди ищут уединения в своих мастерских: психическое функционирование художника — это вариант нарциссического ухода. И вместе с тем он находит путь, который возвращает его к реальности.

«Благодаря своему особому дару, художник может представить свои фантазмы в определенной форме, может создать реальность нового вида, — считает Поль Дени. — И мы (другие люди) можем рассматривать произведения искусства как драгоценные образы реальности. Художник использует свой дар, чтобы в реальности трансформировать свой внешний мир».

Многое из семинара Поля Дени осталось за рамками нашей публикации. Благодарим Ольгу Валентиновну Чекункову, нашего преподавателя, психоаналитически-ориентированного психотерапевта, клинического психолога, кандидата Международной психоаналитической ассоциации (IPA) и Парижского Психоаналитического Общества (SPP) за последовательный перевод.

***

Поль Дени — психоаналитик, психиатр, титулярный член и тренинг-аналитик Парижского психоаналитического общества (SPP), долгое время входил в редакционный совет журнала «La psychiatrie de l'enfant». В течение восьми лет был главным редактором «Revue française de psychanalyse». Доктор Дени — лауреат премии Мориса Буве, работал  в области детского психоанализа вместе с Сержем Лебовиси и Рене Дяткиным. У него учились преподаватели нашей программы. Поль Дени — автор многочисленных статей и монографий.

__________

Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.