• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Про туризм, экономику и тягу сердца

Преподаватель магистерской программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме», выпускница факультета экономики НИУ ВШЭ Мария Мичурина, директор по туризму туроператора «АктиТур Россия» – о туристической отрасли, преподавании и о том, что новое – враг старого, а всё лучшее впереди

Как Вы попали в туризм? Был ли этот путь тернист или вы всегда знали, что хотите работать в этой области? 
Начала я свой путь в туризме в качестве потребителя, путешествовать мне нравилось всегда. Что касается туризма как сферы деятельности, то сначала в школе, потом в студенческие годы я подрабатывала в компании - туристическом операторе. Я рада, что получила хорошую образовательную базу – закончила магистерскую программу “Банки и Банковское дело" в НИУ – ВШЭ в 2010 г.,  а перед этим бакалавриат по направлению "Математические методы и ИС в экономике" в Воронежском государственном университете.  И вот уже 8 лет я работаю в туроператорском бизнесе, и пока сферу деятельности менять не планирую.
 
Существует расхожее мнение, что туризм – весьма творческая сфера, где главное – уметь «креативить». У Вас же экономическое образование… 
Туристический бизнес - это прежде всего бизнес, успешность которого напрямую связана с уровнем его технологичности, а также умением оценивать риски и прогнозировать. Отсутствие соискателей с экономическим или управленческим образованием  - это большая проблема для отрасли и моё конкурентное преимущество как работника. Большинство крупных туристических компаний основано талантливыми менеджерами, которые до всего дошли своим умом, методом проб и ошибок, иногда эти ошибки стоили компаниям слишком дорого. Их путь был бы значительно легче, будь у них хорошая база - экономическое или управленческое образование. Удовлетворить высокие требования сверх конкурентного рынка к эффективной компании без соответствующих навыков невозможно. Учиться придётся всегда, туристическая отрасль - одна их самых динамичных, но без приобретённых в университете навыков это будет ещё сложнее и дольше.
Я очень рада, что студенты нашей программы приносят реальную пользу компаниям даже на этапе прохождения практики, в результате – обе стороны выигрывают. Например, одна из студенток 1 курса магистратуры, Анастасия Титенко, написала курсовую работу по результатам прохождения практики в многопрофильном туроператоре «АктиТур Россия». Предметом исследования стал один из турпродуктов, формируемых оператором. Благодаря рвению и успешной работе, в этом учебном году она прошла стажировку в Университете Болоньи (UNIBO) на магистерской программе Tourism Economics and Management.

Что Вам даёт совмещение практического опыта и преподавательской деятельности?
Я преподаю курс «Гостиничная и туристическая деятельность» (совместно с Анетой Коробкиной, известным в нашей стране бизнес-тренером)  уже 4 года. На это было много причин:
Во-первых, я была очень довольна магистерской программой НИУ ВШЭ, которую закончила. Конечно, меня тянуло в Вышку, я постоянно заходила на сайт просто так, посмотреть новости,  думала о том, чтобы продолжить образование. Когда я узнала о том, что в НИУ ВШЭ открыта магистерская программа "Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме", тут же связалась с руководителем программы - Предводителевой Мариной Дмитриевной, обратная связь не заставила себя долго ждать.
Во-вторых, это уверенность в том, что я смогу рассказать что-то действительно нужное студентам. В работе я часто сталкивалась с тем, что представления о бизнесе выпускников различных профильных туристических ВУЗов зачастую далеки от реальности, а знания экономических, управленческих дисциплин, английского языка тоже оставляют желать лучшего. В НИУ ВШЭ ситуация с базовыми дисциплинами изначально лучше, все студенты магистратуры проходят курс эконометрики, уровень иностранного языка традиционно высокий. При этом большинство профильных предметов читают практики из бизнеса.
В-третьих, сама работа мне очень нравится, благодаря своему курсу я сама постоянно учусь, общаюсь с коллегами, чтобы иметь представление о том, как работают все компании на рынке, не только те, в которых удалось поработать, обращаюсь к истории развития туристической деятельности, к опыту иностранных рынков, слежу за изменением нормативных документов и многим другим, что входит в область теперь уже академических интересов.

В 2014 году, как мы знаем, произошло гигантское падение спроса на туристическом рынке. К каким последствиям это привело? Будет ли рынок прежним?
Прежним рынок уже конечно не будет. Тем не менее сейчас уже очевидно, что это было не окончательное падение массового туризма, но новая веха его развития.
Туристический продукт обладает высокой ценовой эластичностью, поэтому спрос на него более чувствителен к спадам в экономике, чем у нормальных товаров. Отрасль сильно пострадала после кризиса 2014 г. Наложились сразу несколько негативных факторов – девальвация рубля, политическая обстановка, ухудшение инвестиционного климата. С другой стороны, были и положительные изменения. Стало ясно, что туристический оператор не может брать на себя абсолютно все риски, как это было раньше, контракты с поставщиками стали более выгодны. Так, например, некоторые авиакомпании начали фиксировать тарифы в рублях ввиду высокой его волатильности, принимающие компании - брать на себя риски по гарантированной перевозке и наземному обслуживанию. Из-за большого спада потребительского спроса были оптимизированы чартерные программы, в то же время появились перевозчики лоукост. В целом отрасль стала работать более эффективно. Открытие Турции оживило ситуацию, низкие цены, а также отложенный спрос значительно улучшили ситуацию на рынке.

Как вы оцениваете потенциал рынка труда в туристической сфере, учитывая изменения последних лет? В чём его специфика?
Туристический бизнес очень восприимчив к изменению конъюнктуры рынка, но мне кажется неправильным считать, что при неблагоприятных условиях он просто исчезает. Как и всегда в кризисных ситуациях, происходит оздоровление и перераспределение ресурсов. Так в 2015, 2016 годах произошло перераспределение спроса в пользу внутреннего туризма, а в 2017 году мы уже наблюдаем уверенный рост туристического потока за рубеж (по данным пограничной службы рост составил 24,13% по сравнению с 2016 годом).
Инвестиции в развитие туристической отрасли всегда имеют мультипликативный эффект. Хорошо работающий оператор даёт толчок к развитию сразу нескольких отраслей: гостиничной, авиационной, транспортной – прежде всего, в следующую очередь – ресторанам, торговым предприятиям и т.д. Увеличение спроса, а также усилия государства по развитию внутреннего туризма дают ощутимые результаты. Многие компании переориентировались на внутренний туризм. Не прекращают развиваться IT- проекты в туризме, одни из которых помогают найти самый дешёвый по цене тур, другие позволяют скомпоновать тур самостоятельно, бронируя услуги непосредственно у поставщика,  и таким образом избежать рисков и т.д. Активизировалась работа различных институтов, защищающих потребителей, повышающих транспорентность туристических компаний, возникают перевозчики-лоукостеры на смену обанкротившимся авиакомпаниям. Так что работы на всех хватит, главное - быстро адаптироваться  нашему сверх-динамичному рынку, получить хорошее образование и много работать.