• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

2012: Распространение инновационных практик

Использование информационно-коммуникационных технологий

В наиболее развитых странах Европы показатель доли активных пользователей (пользующихся Интернетом каждый день) близок к насыщению (рисунок 1). В России же таковых пока менее половины (41%). Причем в России в пропорциональном отношении доля активных пользователей среди всех респондентов, имеющих опыт применения Интернета, ниже, чем с лидирующих по охвату населения Интернетом странах. В связи с этим данный индикатор сохраняет свою актуальность для России при исследовании инновационного поведения населения.

 

Использование Интернета в европейских странах и в России: 2012 (в % от численности опрошенных)

 

С каждым годом все большая часть населения осваивает различные навыки использования Интернета. Если в 2011 г. навыки пользователей зачастую ограничивались знанием поисковика, реже коммуникацией по электронной почте и скачиванием текстов, игр и т.д., то к 2012 г. это стало уже само собой разумеющимися способами применения сети. Более того, распространенным стало умение звонить с помощью Интернета и писать комментарии на коммуникационных площадках Интернета.

Если в 2011 г. большинство пользователей относились к группе с низким уровнем навыков, то в 2012 г. пропорция изменилась в сторону более высокого уровня (рисунок 4). По сравнению с 2011 г. в 2012 г. среди пользователей существенно увеличились доли групп со средним и высоким уровнем навыков (с 16% и 4% до 26% и 11% соответственно), в то время как доля группы с низким уровнем – уменьшилась (с 31% до 21%).

 

Навыки работы в Интернете (в % от численности опрошенных)

 

За последние три года заметно изменился и формат использования Интернета. Если в 2009 г. Интернет использовался преимущественно для общения и поиска информации, то в 2012 г. стало возможным говорить о нем как об альтернативе традиционным СМИ: выросла доля читателей Интернет-изданий (с 23% до 38%), расширилась аудитория радио- и телевизионных программ в Интернете (с 14% до 26%). Многие пользователи стали не только искать, но и хранить информацию в Интернете (с 12% до 30%). Выросла активность населения в части использования систем интернет-банкинга и Интернет-торговли. В 2009 г. доли этих видов практик находились на уровне статистической погрешности (2-3% против 10-13%). Наконец, пользователи начали активно взаимодействовать через Интернет с органами государственной власти, местного самоуправления.

Несмотря на указанные изменения многие возможности, открывшиеся с появлением и развитием ИКТ, пока не используются. Сегодня в среднем пользователи имеют опыт осуществления 6-7 практик из всего перечня. При этом большинство ограничивается простыми моделями использования возможностей Интернета, воспринимая его как средство общения, источник/хранилище данных и средство развлечения. Другие практики (финансовые, образовательные и пр.) пока остаются выбором отдельных групп населения, которые довольно активно используют эти возможности.

 

Динамика целей использования Интернета за 2009-2011 гг. (в % от численности опрошенных)

*В 2009 году этих вариантов не было

 

Новые практики в сфере трудовой деятельности

Трансформация трудовых практик также является одной из тенденций развития информационного общества. К этим изменения относятся изменение подхода поиску работы в контексте развития информационных технологий, распространение свободных форм занятости, при которых работник не состоит в штате организации, предлагая свои профессиональные услуги различным клиентам на рынке (фриланс) и стирание географических ограничений (работа за границей). В 2009 г. в рамках обследования домохозяйств задавались вопросы о формах занятости и о поиске работы. При этом была зафиксирована весьма слабая распространенность таких явлений. К 2012 г. положение дел существенно не изменилось.

По результатам опроса 2012 год около трети респондентов (32%) приходилось искать работу в течение последних 6 месяцев, предшествовавших опросу. При этом структура каналов поиска не изменилась по сравнению с 2009 годом: 5% обращались в государственные службы занятости и лишь 1,6% - в частные агентства. Основным каналом остаются социальные сети: 10% обращались к знакомым людям, 6% - к родственникам. Еще 4% обращались непосредственно в организацию. Несмотря на рост аудитории Интернета доля тех, кто изучал объявления о вакансиях в этом источнике осталась не прежнем уровне (5%).

Доля респондентов, желающих стать фрилансерами среди респондентов 16-24 лет вдвое выше, чем в среднем по выборке (рисунок 15). С возрастом интенции на свободную занятость снижаются. Причем в 2009 году распределение по группам было аналогичным. Подобные планы молодежи могут быть обусловлены двумя факторами: привлекательностью для молодежи свободной занятости и возможностью совмещения такого формата трудовой занятости с учебой.

 

Мечты о свободной занятости среди разных возрастных групп (в % от групп)

Географическая мобильность остается еще менее распространенным явлением. Среди опрошенных 16-74 лет лишь 2% отметили, что в их трудовой биографии за последние 10 лет был опыт работы за границей более 6 месяцев подряд.

 

Новые практики в сфере проведения досуга

Досуговые практики, будучи частью повседневной жизни населения, позволяют судить о его стиле жизни. С 2009 по 2012 гг. структура досуговых практики населения не претерпела существенных изменений (рисунок 22). Досуг стал немного разнообразнее, но общий рейтинг практик остался тем же. Вместе с тем заметно увеличилась популярность электронных книг. В 2012 год на каждого читающего электронные книги приходилось уже только два читающих обычные книги, в то время как в 2009 году соотношение было «1:4» (рисунок 22). При этом среди молодежи 16-24 лет соотношение долей, читающих электронные и обычные книги близко к 1:1 (64% против 79%).

Интернет и компьютерные игры также стали более распространенной формой досуга. Практически все респонденты, которые пользовались Интернетом за последние 3 месяца, проводили свое свободное время именно так. При этом абсолютное большинство из них (72% группы) как минимум раз в неделю играли в компьютерные игры или что-то делали в Интернете (среди пользователей 16-24 лет таких еще больше – 88%).

Досуговые практики населения: 2009 и 2012 гг. (в % от численности опрошенных)


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.