• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инновации не ради денег: как они возникают и чем могут быть полезны для экономики?

Инновации не ради денег: как они возникают и чем могут быть полезны для экономики?

С 10 по 12 июля в университете Инсбрука проходила XV Международная конференция, посвященная исследованиям открытых и пользовательских инноваций. Константин Фурсов, старший научный сотрудник Лаборатории экономики инноваций, представил доклад о генерации и распространении инноваций в различных экономических условиях, подготовленный совместно с профессором ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Джонатаном Линтоном.

 

Данные, собираемые в рамках Мониторинга инновационного поведения населения, позволили получить первые оценки масштабов распространенности «домашних инноваций» в России и рассмотреть позиции отечественных изобретателей в социальной структуре российского общества. Сопоставления результатов этого исследования с данными по другим странам (США, Великобритании, Японии, Финляндии, Швеции и др.)  вкупе с анализом мотивов к генерации новых идей и решений, позволили выдвинуть предположение о том, что отсутствие рыночных механизмов не  обязательно тормозит их дальнейшее распространение. Если это так, развивающиеся экономики и регионы, традиционно не склонные к новаторской деятельности (например, государства Центральной Африки), должны иметь свои примеры  успешно реализованных пользовательских инноваций. Этот тезис и попытались развить коллеги в своей работе: «Инновации не ради денег: как они возникают и чем могут быть полезны для экономики?».

 

В презентации был поставлен вопрос о том, какого рода мотивы, кроме строго коммерческих, двигают инноваторов и на что обратить внимание, если стоит задача стимулировать вывод новых товаров, произведенных пользователями, на рынок массового пользования. Представленная на конференции концептуальная модель предполагает, кроме мотивации, наличие двух обязательных элементов: инфраструктуры, которая дает возможность для создания прототипа будущего продукта, и порождающей технологии (enabling technology), призванной обеспечить реализацию инновации. Одним из примеров, представленных в докладе, является история создания в Нигерии, стране с очень низким уровнем социального доверия, системы проверки подлинности лекарственных средств (SPROXIL). Это стало возможным благодаря распространению в стране сотовой связи и готовности её операторов совместно с Министерством здравоохранения обеспечить поддержку создания базы данных закупаемых лекарственных средств. В результате любой потребитель может направить смс с уникальным номером упаковки на указанный номер и немедленно получить сообщение об оригинальности приобретаемого препарата. Реализация этого решения позволила существенно сократить уровень смертности в стране.

 

Есть и другие примеры, в частности показывающие, что роль проводника инноваций могут выполнять профессиональные и любительские сообщества, заинтересованные в решении общих проблем. Классический пример - разработка и использование открытого программного обеспечения, позволяющего пользователям, при наличии определенных навыков программирования, адаптировать «под себя» то или иное компьютерное решение.  Так, на конференции, уже в рамках другого доклада, был подробно разобран кейс с использованием программой среды R, активно использующейся для анализа данных. Поддержка сообщества и готовность делиться элементами кода, позволяет не только оптимизировать поиск нужного алгоритма, сокращая время, например, на первичную обработку данных, но и совместно  искать решения более сложных задач.

 

Современные возможности высокоскоростной связи и доступность многих технологий позволяют самому широкому кругу пользователей уже сегодня  включиться в процессы генерации инноваций. Ключевым вопросом для развивающихся и «регулируемых» экономик, по мнению Фурсова и Линтона, остается заинтересованность государства и фирм в стимулировании подобного рода совместных пользовательских инициатив, способных найти ответы на стоящие перед обществом вызовы.


Презентация доклада доступна по ссылке:  KF-JL-Why new products appear OUI 2017+.pdf