• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Влияние плотности фонологического соседства на порождение и понимание отдельных слов детьми 4-6 лет

Основной целью данного исследования было понять, как слова хранятся в голове ребенка и как они извлекаются при порождении и восприятии. А именно нас интересовало, как на скорость порождения и восприятия слова может влиять плотность его фонологического соседства. Фонологические соседи – это близкие по звучания слова, то есть те, которые отличаются друг от друга всего лишь одним звуком (напр., Бочка – Почка). Есть слова, которые имеют плотное соседство, то есть слова, у которых много фонологических соседей, для русского языка – больше четырех (Бочка – Кочка – Почка – Точка – Мочка и др.),  и редкое соседство – одно или меньше (баРан – баНан). Мы провели два эксперимента, чтобы оценить, как плотность фонологического соседства влияет на доступ к слову при порождении и восприятии.

Исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально в развивающе-игровой форме. В первом эксперименте исследователь-лингвист показывал ребенку изображения предметов и просил назвать их. Во втором эксперименте ребенок видел на экране ноутбука три изображения предметов и слышал слово, обозначающее только один из предметов. Исследователь просил ребенка посмотреть на предмет, обозначенный словом, сразу же, как ребенок услышит слово. Во время эксперимента мы записывали движения глаз ребенка при помощи видеоокулографа SMI Red-m. Таким образом мы могли оценить, как быстро ребенок произносит и распознает слова, которые имели либо плотное, либо редкое фонологическое соседство.


 Рисунок 1. Примеры стимулов на порождение слов




Рисунок 2. Пример экрана, который видит ребенок, в эксперименте на восприятие слов

Результаты проведенного исследования показали, что в русском языке уже у маленьких детей (4-6 лет) эффекты фонологического соседства влияют на порождение и восприятие слова: чем больше у слова фонологических соседей (например, Бочка – Кочка – Почка – Точка – Мочка и др.), тем больше времени ребенку требовалось, чтобы произнести это слово, и наоборот, тем быстрее ребенок распознавал объект, названный этим словом. Такой эффект фонологического соседства отличает русский язык от английского языка, где был найден противоположный эффект, и сближает с испанским языком, где был обнаружен такой же эффект, как и в русском (то есть слова с большим соседством тормозят нахождение слова в голове при порождении и ускоряют при восприятии). Наше исследование стало важным аргументом в пользу теории о том, что морфологическая сложность языка влияет на то, как слова хранятся в памяти и извлекаются из нее при порождении и восприятии речи.

 

Мы благодарим всех детей и родителей, принявших участие в данном исследовании.


Все материалы доступны онлайн:https://osf.io/yau59/

Публикации

Arutiunian V., Lopukhina A. Phonological neighbourhood density in Russian word production: Evidence from children and adults / Working papers by the Basic Research Program. Series WP BRP 64/LNG/2018 "Linguistics / LNG". 2018.

 

Доклады на конференциях


Arutiunian V., Lopukhina A. Постерный доклад “Phonological neighbourhood density effect in word production in Russian children: A naming-task study”. Международная летняя школа 3rd Summer School: Infant Studies on Language Development in Europe, Потсдам, Германия, 11-15 июня 2018 г.

Arutiunian V., Lopukhina A. Постерный доклад “The influence of phonological neighbourhood density on spoken-word comprehension in Russian children: Evidence from eye-tracking”. Международная конференция Asia-Pacific BabyLab Constellation Conference, Сингапур, 4-5 октября 2018 г.

 

Сотрудник Центра языка и мозга Вардан Арутюнян рассказал телеканалу «Культура» о проекте (11 минута 20 секунда).

 



 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.