• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Формирование навыка чтения у русскоговорящих школьников: видеоокулографическое исследование вклада разноуровневой языковой обработки в освоение чтения

Проект посвящен изучению этапов и механизмов овладения навыком чтения у русскоязычных детей младшего школьного возраста. В 2020-2021 годах сформирована методологическая база исследования и на базе НТУ «Сириус», а также в лаборатории в Москве и в школе в Нижнем Новгороде собраны поведенческие и видеоокулографические данные 357 детей в возрасте от 6 до 13 лет – с использованием теста на быстрое автоматизированное называние (для оценки навыков орфографической обработки), тестов на фонологический анализ (для оценки навыков фонологической обработки), Стандартизованной методики исследования навыка чтения и детского корпуса для записей движений глаз при чтении. 
Мы обнаружили, что скорость чтения вслух зависит от навыка сложной фонологической обработки и навыка орфографической обработки. Оба этих навыка влияют и на скорость чтения про себя. Так, анализ видеоокулографических данных показал, что навык сложной фонологической обработки влияет на поздние этапы лексической и синтаксической обработки, а орфографический навык является значимым и для ранних мер распознавания слова, и для поздних этапов. В качестве дополнительного анализа мы исследовали влияние факторов речевого развития и читательского опыта на формирование навыков чтения у русскоязычных школьников. Мы нашли, что чем больше у ребёнка мотивации самостоятельно читать и чем раньше он научился это делать, тем больше у него скорость чтения, а раннее изучение иностранного языка не влияет на успешность чтения. 
Анализ данных из корпуса чтения про себя показал, что с увеличением возраста дети делают меньше фиксаций на словах и фиксации становятся короче. Тем не менее, даже к 13 годам видеоокулографические параметры чтения ещё не достигают взрослого уровня. На скорость чтения влияют длина слова, его частотность и предсказуемость: чем слово короче, чаще употребляется и легче предсказуемо, тем больше скорость его обработки. Эти эффекты резко уменьшаются между 3 и 4 классами, что говорит о качественном изменении чтения в этом возрасте.
Кроме того, был создан и проведен видеоокулографический эксперимент, направленный на определение дифференциального вклада фонологической и орфографической информации из парафовеальной области при чтении у детей разного возраста в сравнении со взрослыми. В нём приняли участие 65 взрослых, 56 учащихся второго класса и 48 учащихся четвёртого класса. Анализ показал, что и второклассники, и четвероклассники опираются только на орфографическую парафовеальную информацию, в то время как взрослые пользуются не только орфографической, но и фонологической парафовеальной информацией. 
Полученные научные результаты новы и важны для понимания различных этапов овладения чтением детьми. Прикладные результаты (набор созданных компьютеризированных русскоязычных тестов для оценки сформированности фонологического и орфографического анализа) имеют ценность для прогнозирования и отслеживания успешности овладения навыком чтения детьми. 
Результаты выполненной работы были представлены в девятнадцати докладах на научных конференциях (Summer Neurolinguistics School on Child Language Development, Москва, Россия; The 26th Architectures and mechanisms for language processing conference, Потсдам, Германия; IX Международная конференция по когнитивной науке, Москва, Россия; Восьмая конференция-школа «Проблемы языка: взгляд молодых учёных», Москва, Россия; Society for Research in Children Development 2021 Biennial Meeting, США; Когнитивная наука в Москве: новые исследования, Москва, Россия; Summer Neurolinguistics School on Reading, Москва, Россия; 5th International Neurobiology of Speech and Language Conference, Санкт-Петербург, Россия; 46th Boston University Conference on Language Development, США), в семи опубликованных тезисах/ коротких статьях в сборниках; статье, опубликованной в «Российском журнале когнитивной науки» (РИНЦ), и статье, поданной в “Journal of Experimental Child Psychology” (WoS).  В рамках образовательных модулей и научных мероприятий НТУ «Сириус» (модули «Уникальность развития: междисциплинарные подходы в исследованиях индивидуальных различий», «Методы когнитивных исследований: айтрекинг, электроэнцефалография, сетевой анализ и машинное обучение», «Методика айтрекинга в контексте анализа чтения»; саммит «Большие вызовы для общества, государства и науки»; научная конференция «Современные тренды в исследованиях работы мозга: междисциплинарная перспектива»; Фестиваль науки и дополнительного образования) прочитаны и подготовлены лекции. Для преподавательского состава Лицея «Сириус» были проведены мастер-классы по обучению современным методикам оценки навыков чтения и речевого развития младших школьников.
 
Проект поддержан грантом РФФИ (совместно с Образовательным Фондом «Талант и успех») № 19-313-51014. 
 
Публикации:
 
Здорова Н. С., Каприелова А. В., Лопухина А. А., Барцева К. В., Веденина О. Д., Гольдина С. М., Староверова В. Н., Драгой О. В. (2021). Вклад фонологической и орфографической обработки в развитие скорости чтения у русскоязычных младших школьников. Российский журнал когнитивной науки. 
 
Staroverova V., Lopukhina A., Zdorova N., Ladinskaya N., Vedenina O., Goldina S., Kaprielova A., Bartseva K., Dragoy O. (Submitted). Phonological and orthographic parafoveal processing during silent reading in Russian children and adults. 
 
 

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.