• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Академики свободы

Эксперт. 2002. № 44. 25 ноября

Самому масштабному и успешному образовательному проекту в постсоветское время под названием "Высшая школа экономики" исполнилось десять лет.

Главное, что удалось, - приучить преподавателей и студентов к творчеству и переменам.
Новая цель - стать интеллектуальным центром мирового уровня

Пожимая мне на прощание руку, четверокурсник Государственного университета "Высшая школа экономики" Влад Тихомиров вдруг сказал: "Про общежитие и библиотеку вы, пожалуй, не пишите, статья все-таки праздничная". Обсуждать деликатную тему "чего не писать" времени уже не было, в следующую секунду студента поглотила телефонная трубка. Влад отвечает за связи с общественностью социологического клуба "Город", поэтому он с утра в университете, хотя занятия у старших курсов проходят в основном вечером. А по субботам Влад работает преподавателем в Экономико-менеджериальной школе. Там студенты "Вышки", от первого до последнего курса, добровольно и безвозмездно учат экономике и математике старшеклассников средних школ.

Просьбу Влада я решила не выполнять, но не потому, что могу сообщить нечто критическое о библиотеке или об общежитии университета. Скорее наоборот. Про библиотеку "Вышки" все говорят, что она хорошо укомплектована и оснащена самыми современными техническими средствами. Тут речь о другом. Когда Влада и его товарищей перестало удовлетворять содержимое университетской и факультетской библиотек по социологии, они создали при клубе "Город" небольшое, но гораздо более ценное, по их мнению, хранилище книг. Первые сто долларов на покупку литературы дала коммерческая фирма, которую клуб привлек в партнеры. Потом преподаватели социологического факультета и их коллеги из других вузов стали дарить библиотеке авторские экземпляры монографий, редакции специализированных журналов - свои годовые подшивки. И вот - налицо очаг культуры. Учет читателей ведется в специальном журнале.

В недрах вуза появилась "народная" научная библиотека - в этом трогательном факте проецируется очень многое из того, что я узнала о ВШЭ.

В частности, я узнала, что в университете полно студенческих организаций. В каждой из них по два-три десятка человек, организации эти разномастные по интересам, есть среди них совершенно вроде бы бесполезные, такие как клуб преферансистов (его миссия - организация турниров). Все они создаются по инициативе "снизу", и всем им без исключения администрация университета помогает материально - выделяет помещение и технику. "Некоторые в компьютерные игры играют, и школа им чуть ли не диски лицензионные закупает", - рассказывают в клубе "Город".

Сверхлиберально к общественной жизни студентов руководство "Вышки" относится сознательно. "Если грешить изъятиями, то эффектом от этого будет только ублаготворенность начальства. Вряд ли люди в это поверят", - объясняет ректор Ярослав Кузьминов. А во что должны поверить студенты ВШЭ? По мысли ректора, они должны поверить в свою полную причастность к строительству, как он выразился, новой цивилизации в образовании. То есть в идеале они должны руководствоваться тем фактом, что буквально все в этом вузе, от студенческой социалки до формирования учебных планов и управления, скажем, финансами факультетов, является предметом и их, студентов, компетенции.

Правда, сугубо образовательные задачи в какой-то степени вчерашний день в стратегии ВШЭ. "Мы пытаемся запустить у себя некую модель гражданского общества, - заявляет Кузьминов, - поскольку сформировать ее 'сверху' нельзя, можно только попытаться создать для этого условия". На практике это означает, что в последнее время в кабинетах ректората зреет идея создать на базе университета интеллектуальную корпорацию - это будет симбиоз академической мысли и предпринимательской активности. Со временем корпорация вовлечет в сферу своего влияния все слои общества - от правительства до бизнесменов и учащихся средних школ.

Аудиторных часов на экономическую теорию и математику в ВШЭ отводится в несколько раз больше, чем в государственном стандарте и в программах других вузов

Вот с такими мессианскими планами встречает ВШЭ свое десятилетие. И готовится отвечать на ряд вызовов, или челлинджей, как любят здесь говорить. Я насчитала три, но больших.

Челлиндж первый. Искоренение студента

"Наверняка студенты ругались, что им некогда развиваться. Врут гады, это они вместо того, чтобы учиться, пиво пили", - упреждает ректор мой вопрос, почему студенты недовольны тем, как их учат. Действительно, тот напор критики в адрес Школы, с которым я столкнулась в одной из групп четвертого курса, был неожиданно силен - хотя я и не за здравицами пришла.

Первый проректор Лев Любимов тоже убежден, что недовольны лентяи. Другое дело, что их слишком много, и это, по мнению проректора, результат порочной, патерналистской системы школьного образования. Кроме того, четвертый курс - особая статья, поскольку эти студенты первые два года учились по старой, семестровой системе, "гоняя балду", а теперь учатся по новой, модульной, и им особенно обидно напрягаться.

В этих словах наверняка есть доля правды. И тот шутник, который на интернет-форуме ВШЭ назвал модульную систему обучения "полным искоренением студента", скорее всего старшекурсник (младшим курсам уже не до шуток). Модуль - это главная учебно-методическая новация руководства университета, два года назад она пришла на смену семестровой системе, и это закономерный этап в эволюции "Вышки".

Дело в том, что Школа с самого начала задумывалась как учебное заведение западного формата, конкурентоспособное на мировом рынке. "Наша мечта была - учить так, как учат 'там'. И не вообще там, не в каком-нибудь университете Калабрии, а как учат в Сорбонне, в Paris I, а еще лучше - как в MTI", - рассказывает Лев Любимов.

Первым шагом на пути к намеченной цели был пересмотр содержания экономического образования - в ВШЭ с первых дней преподают economics, то есть западную экономическую теорию. А поскольку западная теория опирается на серьезный вычислительный инструментарий, программа "Вышки" стала включать и мощный блок математических дисциплин. Аудиторных часов и на экономическую теорию, и на математику здесь, по словам первого проректора, отводится в несколько раз больше, чем в государственном стандарте и в программах российских экономических вузов.

Чтобы сделать своих выпускников конкурентоспособными на мировом рынке труда, в ВШЭ усилили курс иностранного языка (500 часов в год вместо 160 положенных). Но решили не отказываться от традиционных для российского высшего образования общих дисциплин, каковых в западных университетских программах или вовсе нет, или они не являются там обязательными: бухучета, всевозможных историй - экономики, экономических учений и т. д. "Я считаю, что традицию эту терять нельзя, потому что это фантазию формирует", - говорит Ярослав Кузьминов. В результате, по словам ректора, "Вышка" работает по мировым программам, прослоенным "местными" предметами, которые и образуют прокладку между мировым знанием и российской действительностью.

Неизбежным следствием такого щедрого наполнения программы стала нехватка учебного времени. Но при существовавшей семестровой системе студенты умудрялись от сессии до сессии ничего не делать. Впрочем, как и некоторые преподаватели. Выход из создавшегося положения руководство ВШЭ увидело в модульной системе, по которой учится весь западный университетский мир. Учебный год в этой системе делится не на два семестра, а на несколько модулей, в рамках которых читаются полные курсы сразу по нескольким дисциплинам.

"Модули вывели нас на годовой объем рабочих недель с тридцати четырех до сорока двух-сорока трех. Умножьте на пять лет, и вы получите лишний год", - говорит Лев Любимов. Но главное, что должны были сделать модули, - заставить студентов учиться ежедневно. Поскольку модулей в году пять, каждый состоит из пяти предметов, и по каждому предмету надо отчитаться (в форме контрольных, эссе и тестов) примерно пять раз, расслабляться студентам некогда. Построила модульная система и преподавателей. "Сейчас мы заставили преподавателя работать, то есть постоянно давать задания и проверять. У него появилась обратная связь со студентом", - говорит Ярослав Кузьминов. По словам студентов, чтобы выполнять все задания преподавателей, им требуется примерно 25 часов в сутки.

Руководство "Вышки" в восторге от этих нововведений. По мнению ректора, это самый адекватный ответ на вызов рынка, который требует от молодых кадров хватки, мобильности, привычки к методичной, а не авральной работе. Для стимулирования конкурентного поведения студентов вводится система рейтингов: студент накапливает баллы по каждому предмету в соответствии с заданным весом предмета и весом той или иной формы зачета. Поскольку компенсировать однажды полученный низкий балл в этих условиях практически невозможно, то студент приучается стремиться всегда быть первым. Ну а реальное место, занятое в рейтинге, - критерий в оценке перспектив выпускника "Вышки" на рынке труда.

Сами студенты менее оптимистично оценивают модульную систему. Главное, чего не хватает студентам, по их признанию, - самостоятельной исследовательской работы, в ходе которой они приобретали бы профессиональные навыки аналитиков, осваивали бы необходимый инструментарий.

Университету нужна не только академическая демократия, но и современная деловая культура, и эффективное управление собственно бизнесом

Идеал, к которому стремится ВШЭ, по словам проректора по науке Вадима Радаева, это исследовательский университет, с мощным научным блоком и обязательной академической составляющей учебного процесса - модель американских университетов из первой двадцатки. Но до идеала неблизко. Ректорат изо всех сил пытается стимулировать преподавателей и студентов заниматься наукой, создана необходимая инфраструктура - аспирантура, библиотека, издательство, внутренняя сеть, учреждены даже специальные гранты и проводятся конкурсы. Студенты про все это знают и даже говорят: "Хорошая штука, но продвигается не очень" - это о конкурсе на лучшую студенческую научную работу. Парадокс налицо. И "верхи", и "низы" просто жаждут исследований, но чья-то невидимая рука тормозит дело.

Ректор считает, что все это - нормальное для "Вышки" состояние роста. По его мнению, главное - что модули введены и выплыли связанные с ними проблемы. Теперь их и надо решать. Часть письменных работ - заменить коллоквиумами, чтобы студенты перестали качать эссе из Интернета. Раз им не хватает времени на исследования, на стратегические проекты - вывести часть базовых дисциплин из-под модульного пресса и превратить снова в годовые курсы. Проректор Любимов обещает продолжить сокращение количества аудиторных часов, чтобы высвободить время для самостоятельной работы.

Челлиндж второй. От авторитаризма - к просвещенному авторитаризму

Что у "Вышки" есть, так это коллективный драйв, по выражению ректора. Или, проще говоря, ощущение свободы и радости творчества, присущее весьма заметной части обитателей университета. Двигателем этого состояния, по мнению Кузьминова, является неудовлетворенность положением вещей, причем на всех уровнях организации. Поэтому он рад любым проявлениям недовольства: "Это гениально, я считаю, это самый высший класс, когда студенты недовольны, преподаватели недовольны. Вот сейчас мы преподавателям зарплату повысим... Хотя у нас и так самая высокая зарплата в Москве, и они недовольны. А в других вузах маленькая зарплата, и все довольны".

Про драйв отцы-основатели ВШЭ придумали даже раньше, чем про формат обучения студентов. Когда Кузьминов, научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин и еще несколько преподавателей в конце 80-х годов прошлого века работали на экономфаке МГУ, они мечтали, что их Школа будет, во-первых, свободной от псевдонауки (каковой по сути была советская экономическая теория), а во-вторых, свободной от чиновничье-бюрократического духа. "Наше детище должно было стать школой-домом. А в доме ты не чувствуешь себя подавленным, ты чувствуешь себя - 'у себя'. Ты можешь, конечно, ругаться с домашними, но ты не наемник, а в какой-то степени хозяин - вместе с другими, живущими в доме", - поясняет Кузьминов.

Правда, построить такой дом оказалось трудно. Механизм воплощения идеи был в принципе понятен - это академическая демократия. Не та академическая демократия, которая существовала в советских вузах и продолжает, по мнению Кузьминова, господствовать сейчас, когда ректор имеет абсолютную власть, а все этажи "представительной власти" под него подстраиваются. "Ректор вуза - это фактически царь. И это 'тоталитарный' драйв, когда ректор сказал, и все радуются", - объясняет он.

Чтобы создать настоящую академическую демократию, пришлось преодолевать два препятствия. Первое - авторитарный стиль руководства самого автора идеи, то есть ректора Кузьминова. "Когда-то в каком-то журнале написали, что Кузьминов - абсолютный самодержец в ВШЭ. Я могу сказать: теперь это не так. Когда-то было так, а теперь не так", - говорит он.

Авторитаризм Кузьминова обуславливался не столько его личностными чертами, сколько потребностями беспрецедентного проекта по созданию ВШЭ. Для того чтобы побороть сопротивление старых вузов в 1992 году и убедить правительство создать новую Школу, да к тому же первой категории финансирования (таких вузов в России всего десять); чтобы первые два года сидеть по чужим углам и при этом создать имидж ВШЭ как одного из самых престижных вузов; чтобы сколачивать профессорско-преподавательский состав, выбивать из западных фондов гранты на заграничные стажировки для профессуры и одновременно придумывать способы удержания ее в Школе, - для всего этого недюжинный "тоталитарный" драйв ректора был жизненно важен.

Но точно так же объективно возникла нужда в переменах. С ростом университета у авторитарной власти становилось все меньше информации для принятия решений. "Я же не доктор всех наук Фауст", - продолжает Кузьминов сравнивать себя с великими. Но и сам характер деятельности ВШЭ, так сказать интеллектуальный бизнес, диктовал иные подходы к управлению. Профессура хоть и воспитана у нас в стране на авторитарных традициях, в действительности очень падка на либеральные штуки, и после денег это - эффективнейшее средство привлечения квалифицированных кадров.

Другое дело, что брать на себя реальную ответственность были готовы лишь единичные представители кафедр и деканатов. И в этом заключалось второе препятствие для Кузьминова. "Понимаете, для самоуправления нужна огромная энергия, - говорит он, - ведь управление - это постоянный конфликт, это активное действие и постоянное порождение противодействия. А если ты его не порождаешь, то тебе легче жить". Когда пять назад ректор сделал первый шаг в делегировании полномочий и создал фонды заведующих кафедрами для поощрения коллег, 80% поделили их поровну. Потому что так легче психологически.

Для того чтобы все перестали радоваться, а стали недовольны и начали вступать друг с другом в конфликты, Кузьминов придумал две вещи. Во-первых, он решил сделать людей богаче. Минимальная официальная зарплата профессора в "Вышке" составляет 600 долларов, а средняя - тысячу, что в несколько раз больше, чем в подавляющем большинстве вузов. "Деньги надо людям платить, чтобы они ощущали себя хозяевами и чтобы у них было время для реализации себя в этом качестве", - поясняет ректор. Один из эффектов этой меры - равнодушие преподавателей к административной карьере. "А какой резон? - рассуждает декан социологического факультета Александр Крыштановский, мечтающий, как он говорит, оставить эту должность. - Если раньше эта позиция в иерархии власти давала какие-то ресурсы, например деньги, то теперь их гораздо проще, эффективнее заработать в рамках своей профессии". Правда, это только с одной стороны хорошо, так как делает людей менее зависимыми от администрации, но с другой - создает новые трудности в рекрутировании деканов и завкафедрами.

Во-вторых, Кузьминов, по его собственным словам, перестал решать вопросы под ковром, чем окончательно подкосил "радующихся" и поддержал "недовольных". "Я говорю: вот есть ученый совет, и решайте там вопрос, - рассказывает он. - Очень тяжело люди отходят от этого, потому что это непривычно для академической среды. Зато если вы сейчас придете на заседание нашего ученого совета, вы увидите шквал разоблачений руководства, такого нет ни в одном другом вузе. Примерно треть моих предложений не проходит".

Каким образом Кузьминову удается побороть самого себя, доподлинно не известно. Сам он говорит, что все дело в амбициозности. Мол, приятно осознавать, что твои коллеги имеют возможность тебя сместить, но не делают этого, признавая твои достоинства. Ну, а если выгонят, то заработать кусок хлеба - не проблема.

Очевидцы между тем подтверждают, что так или иначе, но ответственность он стал потихоньку делегировать. Так, по словам декана бизнес-школы ВШЭ Сергея Филоновича, он в течение восьми месяцев вел переговоры с ректоратом о степени автономии бизнес-школы и в конце концов добился своего. "Мы не юрлицо, у нас только субсчет, но и это для ВШЭ беспрецедентно, и Кузьминов очень уважает нашу автономию. Я не могу привести ни одного примера, когда наши финансовые интересы были бы затронуты и с нами обошлись как-то некорректно", - говорит он. А недавно ректорат принял решение передать 40% средств, получаемых ВШЭ от коммерческого набора студентов, в распоряжение факультетов.

Однако до счастливого финала еще далеко. На столе у Кузьминова уже лежит аналитический отчет, подготовленный специалистами ВШЭ по результатам обследования системы принятия управленческих решений в "Вышке". В отчете говорится, что эта система остается в целом авторитарной, несмотря на отдельные сдвиги в количестве и составе лиц, принимающих решения. Подавляющее число административных действий в университете осуществляется с помощью приказов, исходящих от ректора или, в лучшем случае, от проректоров. Вывод этой аналитической работы: надо переходить к многоуровневому управлению, причем системному, не зависящему от авторитарной воли.

Ректор и не отрицает, что до сих пор демократические штучки в университете существовали благодаря его доброй воле, а не системе управления как таковой. Скажем, в отношении филиалов - в Петербурге, Нижнем и Перми - он проявляет такую же деликатность, как и в отношении бизнес-школы, но при этом говорит: "Я абсолютный центр по отношению к филиалу. Я могу снять кого угодно. Другое дело, что у меня есть возможности, а я их не использую, не вижу зачем".

Вместе с переходом к многоуровневой системе управления надо решить еще одну проблему. Она связана с эффективностью работы самих управленческих служб - финансовой, бухгалтерской, учебно-методической. "У нас динамика министерства, а не университета. Это означает, что входящих бумаг в каждое подразделение - примерно двадцать пять в день. Сроки исполнения не месяц-полтора и не год, а три дня. Здесь нужны эффективные менеджеры. Эффективным менеджерам надо платить три-пять тысяч долларов, а мы до сих пор платим триста-пятьсот, потому что в университете не полагается столько платить менеджерам", - поясняет Ярослав Кузьминов. Стало быть, университету нужна не только академическая демократия, но и современная деловая культура, эффективное управление собственно бизнесом.

Одно из достижений "просвещенного авторитаризма" - то решение, что принято недавно общей конференцией "Вышки", - нанять финансового директора за те самые 3-5 тыс. Коллектив согласился платить обслуживающему персоналу в несколько раз больше, чем ординарному профессору - достойно, по словам ректора, встретил этот "огромный челлиндж".

Интеллектуальная корпорация. Всем челлинджам челлиндж

"Не хочу я быть шамаханскою царицей, хочу быть владычицей морскою" - так проще всего описать нынешние претензии руководства ВШЭ создать на базе университета и его многочисленных "дочек" огромную структуру, наподобие американской RAND Corporation. "'Вышка' - это интеллектуальная корпорация, а не университет", - заявляет Ярослав Кузьминов.

Амбициозность руководства может заставить ВШЭ в очередной раз поменять избранную стратегию. Когда-то, когда еще ничего не было, пределом мечтаний Кузьминова и его сподвижников была небольшая элитарная школа, вроде существующей ныне Российской экономической школы (РЭШ). Потом, когда ВШЭ появилась, эти планы трансформировались в идею университета, и "Вышка" стала стремительно расти вширь. К первым двум факультетам, экономики и менеджмента, постепенно прибавилось еще семь и три филиала. А потом - с десяток НИИ, которые делали аналитику в основном для Минэкономики, и блок дополнительного образования.

Такая стратегия руководства "Вышки" была оправданна. Курс на создание университета обеспечивал ВШЭ соответствующее государственное финансирование, а научно-аналитический блок и дополнительное образование (вместе с коммерческим обучением и довузовской подготовкой) позволяли формировать внебюджетный фонд. Последний, кстати, составляет 40% от доходов "Вышки". Таким образом амбиции неплохо подкреплялись деньгами.

Но в этих рамках Ярославу Кузьминову уже тесно. А началось все в 1998 году. До августовского кризиса университет развивался "под зонтиком" - как любимое дитя правительства, ведь министры - Евгений Ясин, Александр Шохин и Анатолий Чубайс - имели прямое отношение к созданию Школы. Премьерство же Евгения Примакова руководители "Вышки" восприняли как очередной челлиндж и поспешили выработать оборонительную стратегию. Было решено выйти на политический рынок - рынок политических концепций и проектов реформ.

Недавно руководство Высшей школы экономики испытало новое стратегическое искушение - стать корпоративным "мозгом" правительства

ВШЭ выпустила несколько докладов по экономике, в условиях посткризисного концептуального безрыбья они были востребованы на самом верху. Ярослав Кузьминов не скрывает своей гордости по этому поводу: "Выяснилось, что 'вышка' представляет собой группу людей, интеллектуальное сообщество, которое может конкурировать с традиционными аналитическими центрами и с консультативными центрами правительства, причем не на базе выполнения заказа начальника департамента, а на базе формулирования стратегии". ВШЭ пригласили стать учредителем грефовского Центра стратегических разработок, так что значительная часть нынешней программы правительства написана ее аналитиками. Кроме того, "Вышка" подготовила проекты реформ образования, административной системы, госслужбы, программу "Электронная Россия".

Так руководство ВШЭ постигло новое стратегическое искушение - стать корпоративным "мозгом" правительства. Поскольку работа на правительство и вообще так называемый политический блок институционально никак не оформлены в рамках Школы, да это и невозможно, перед Кузьминовым встала проблема поиска ресурсов. Первое, что пришло в голову, - привлечь студентов. Организовали мастер-классы для желающих. "Мы им сначала будем лекции читать, потом задания давать и постепенно втягивать в эту работу", - говорит ректор. Другая идея, спровоцированная новой стратегией, - придумать способы более тесного взаимодействия всех существующих организационных блоков: университета, НИИ, бизнес-школы.

Но и это еще не все. Чтобы распространить свое интеллектуальное влияние не только "наверх", но и "вниз", ВШЭ намерена выйти в правительство с предложением создать на ее базе так называемый университетский округ. Речь идет о том, чтобы вовлечь в профессиональное университетское сообщество учителей средних школ, создать для них нечто вроде курсов повышения квалификации, но на высоком уровне.

А чтобы капитализировать имеющиеся связи в бизнес-среде и заработать денег, Кузьминов решил создать несколько инвестиционных компаний. "Мы зачастую просто дарим наши проекты, без всякой пользы для Школы. А так мы хотя бы создадим площадку для своих выпускников, для того чтобы наши преподаватели могли развиваться в качестве консультантов", - поясняет он.

Ярослав Кузьминов уверен, что участие в реформаторской работе будет сильным "творческим челлинджем" для преподавателей и аналитиков "Вышки".

Банальная менеджерская задача

Ректору ВШЭ, наверное, еще предстоит выслушать критику своих новых идей в рамках любимой им академической демократии. По мнению Сергея Филоновича, главная проблема "Вышки" сейчас - всеядность. Надо определиться, кем все-таки она хочет стать. И поскольку центром корпорации является университет, его в первую очередь должно касаться это определение.

"Мне кажется, что наша миссия - быть элитарной школой в лучшем смысле, воспитывать интеллектуальную элиту нации, без которой развитие России невозможно, - говорит Филонович. - Но элитарный университет не может быть массовым. Для меня ответ ректора, дескать есть спрос, - это не ответ. Если есть спрос, а вы хотите ограничить набор, вы управляете ценой. Вы ставите большую цену и отсеиваете хвост распределения, тех, кто приходит покупать диплом. И уж точно вы не должны заниматься, например, дистанционным обучением, потому что оно никак не может быть элитарным".

Задачу такого рода решает менеджер в любом бизнесе - это задача про соотношение цены и качества. И элитарное качество, конечно же, можно совместить с большими размерами университета, но тогда остро встает вопрос ресурсов. Самый дефицитный ресурс для ВШЭ - это высококвалифицированные преподаватели. Их мало в природе, им надо много платить - по мнению того же Филоновича, не 600 долларов и даже не тысячу, а несколько тысяч.

Скорее всего, Кузьминов еще не придумал, как решить эту проблему. Может быть, он думает, что университет вообще может развиваться теперь без его "тоталитарного" драйва. Не зря же он будил творчество масс. В связи с этим не грех рассказать и еще одну историю, которую мне поведали в социологическом клубе "Город". Члены этого клуба, оказывается, организуют семинары для студентов - тех, которые хотят углубленно изучить какую-то тему. Просто набирают группу и договариваются с преподавателем "Вышки". И тот ведет семинар. С удовольствием и совершенно бесплатно.

______________________________________________________________________________

Факторы успеха проекта "Высшая школа экономики"

Миссия - вернуть социально-экономическому высшему образованию творческий дух, выхолощенный советской идеологией, "годами ремесленничества" и повторения западных учебников

Стратегия - создать исследовательский университет с мощным научным блоком и обязательной академической составляющей учебного процесса

Финансовые ресурсы: приоритетные направления использования - привлечение самых квалифицированных преподавателей и развитие современной инфраструктуры обучения

Учебные программы Школы аналогичны программам лучших западных университетов, ВШЭ имеет совместные программы с LSE, Pantheon-Sorbonne (Paris 1), Humboldt Universitait, Erasmus University Rotterdam и еще 14 зарубежными университетами

Имидж Школы как учебного заведения, которое выпускает специалистов инструментально подготовленных и умеющих напряженно работать. Около 40% старшекурсников уже имеют работу по специальности

Плюрализм инициатив: любые проекты студентов получают поддержку администрации, поощряется их конкуренция и взаимная полемика

Практический маркетинг: стратегия формирования "своего" потребителя. Работодатель выпускников ВШЭ, как правило, заинтересован и в самой "Вышке"

______________________________________________________________________________

Развитие Государственного университета "Высшая школа экономики" (учрежден в ноябре 1992 года)

1993 - факультет экономики
1994 - факультет менеджмента
1996 - факультет права
- факультет социологии
- филиал в Нижнем Новгороде
1997 - Международный институт экономики и финансов
- филиал в Санкт-Петербурге
- филиал в Перми
- филиал в Новосибирске
1998 - факультет прикладной политологии
2002 - факультет психологии
- факультет мировой экономики
- факультет бизнес-информатики
- отделение деловой и политической журналистики