• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Банковская тайна растаяла, как снежок на солнце

Эксперт. 2005. № 11. 21 марта

О том, какие подходы существуют к банковской тайне на Западе и насколько они применимы в России, "Эксперт" попросил рассказать заведующего кафедрой уголовного права Государственного университета - Высшей школы экономики доктора юридических наук Альфреда Жалинского.

О том, какие подходы существуют к банковской тайне на Западе и насколько они применимы в России, "Эксперт" попросил рассказать заведующего кафедрой уголовного права Государственного университета - Высшей школы экономики доктора юридических наук Альфреда Жалинского.

- Сейчас государственным органам становится все проще получить доступ к частной банковской информации. Остались ли в мире страны, сохраняющие банковскую тайну незыблемой, Швейцария, например?
- Как таковой банковской тайны в Швейцарии, Германии, Лихтенштейне уже не существует. Везде расширяется доступ к информации о вкладах для фискальных, налоговых и правоохранительных органов. В законе об отмывании денег у немцев, например, даже ставился вопрос о доступе к банковской тайне адвокатов, и они в принципе это разрешили. Есть, правда, одно "но": одновременно с расширением доступа к банковской тайне там принимаются очень серьезные меры для охраны этой тайны, устанавливается очень жесткая ответственность за разглашение банковской тайны теми лицами, которым она оказалась доступна, усиливаются мероприятия по обеспечению тога, чтобы закрытая банковская информация, поскольку она стала известна правоохранительным органам и налоговым службам, никуда дальше не пошла. Это делается по-разному: во-первых, четко определяется круг лиц, имеющих доступ к банковской тайне. Если налоговая служба имеет право получать эту информацию, это не значит, что любая девочка, работающая в этой службе, может ее получить. Во-вторых, строго определяются обязанности лиц, владеющих банковской тайной, по предоставлению информации. Есть, например, случаи, когда банковская тайна не может быть выдана, - если на то нет оснований и если она затрагивает личную сферу владельца вклада. И в-третьих, существует уголовная ответственность за выдачу банковской тайны. Причем эта ответственность распространяется как на служащих, обязанных охранять банковскую тайну, так и на тех, кто получает к ней доступ.
- Не вызывает ли опасений тенденция размывания банковской тайны?
- Тут уже ничего не сделаешь: под влиянием борьбы с терроризмом, всех этих событий, которые происходили в последнее время, банковская тайна растаяла, как снежок на солнце. Но с другой стороны, я могу быть уверен, что сведения, составляющие банковскую тайну, будут использованы соответствующими органами только на правовых основаниях: это совершенно не означает, что они попадут в газеты, Интернет и так далее. Ну и наконец, я разговаривал со многими предпринимателями в Германии - их, например, такие послабления в части банковской тайны совершенно не беспокоят.
- Но, чем больше требований к банкам по раскрытию этой информации, тем больше у них работы. Причем совершенно непрофильной. А это отразится на процентных ставках и в конечном итоге замедлит темпы роста экономики.
- На Западе все мероприятия, связанные с банковской тайной, стремятся проводить на основе обычаев делового оборота и так называемых добрых нравов, таким образом, чтобы это не блокировало финансовый оборот. Это очень существенно. Например, когда прокуратура запрашивает банковскую информацию, она старается это делать только в тех случаях, когда это действительно необходимо. Вы думаете, в Германии прокуратура не хочет всюду влезть? Да это их работа! Но все понимают, что нельзя подрывать основы экономики, то есть банковскую систему. Они стараются взвешенно к этому подходить и реально оценивают, есть здесь нарушения или нет. А у нас, например, ФСФМ запрашивает столько информации, сколько обработать не в состоянии. Они получают тысячи сведений от банков, естественно, что все проверить просто невозможно.
- В России подходы к банковской тайне кажутся схожими с теми, что практикуются на Западе. И российские законы вроде неплохо написаны. А между тем постоянно возникают проблемы с правоприменением...
- Ну, футбольная команда у нас тоже, например, состоит из одиннадцати человек. На самом деле у нас неплохое законодательство, и, в общем, оно адекватно международному. Но любое иностранное законодательство, особенно это касается всяких карательных мер, нужно воспринимать очень осторожно и только в той степени, в которой его исполнение обеспечено существующей в России инфраструктурой и имеющимися проблемами. Что вы хотите: у немцев колоссальная кредитная история. А у нас банки возникли совсем недавно. Нам нужно обеспечить доступ к банковской тайне, но так, чтобы это, во-первых, не создавало рисков ответственности для людей, которые не имеют никакого отношения к каким-либо противоправным действиям. И во-вторых, чтобы это не питало преступность: ведь если я просто хожу по улице - это одно. А если за углом продается дискета с информацией о том, сколько денег лежит на моем счете, - просто ходить я уже, может, и не смогу.
Я категорически против тех инициатив, которые недавно выдвигались депутатами Государственной думы, потому что упрощение процедуры доступа к банковской тайне ведет только к произволу и к тому, что нашей экономике будет причинен вред. Ведь чем больше расширяется доступ к банковской тайне, тем строже надо защищать эту самую тайну, причем защита должна предшествовать расширению доступа. Нужно также иметь обычаи делового оборота: такую полицию, прокуратуру и налоговые службу, которые не будут продавать налево и направо диски со сведениями о налогоплательщиках. И наконец, существует проблема эффективности и технологичности охраны банковской тайны. Если всего этого нет - не надо принимать иностранное законодательство или нужно его адаптировать так, чтобы оно было выполнимо.