• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Каждому по учителю

Огонек. 28 мая 2012

По данным международных исследований, среди лидеров в школьном образовании — страны Восточной Азии и Финляндия. Вот только путь к успеху у них разный.

В Финляндии с 1990-х годов применяют формулу «Учить не всех, а каждого», то есть образовательный стандарт остается единым, но осваивать его можно индивидуально. Что это значит? Если одному ученику необходимо 2 часа для того, чтобы выучить предмет, а другому — 12 часов, то учитель будет заниматься с последним все эти 12 часов. Кроме того, в Финляндии очень высокая квалификация педагогов, которые в процессе обучения помогают детям освоить современные навыки — умение быть лидером, работать в команде и принимать решения.

И это приносит плоды: финны при помощи различных показателей доказывают эффективность своего подхода. Так, они гордятся тем, что если раньше соотношение учителей и учеников у них было 1 к 17, то сегодня стало 1 к 20. Несмотря на повышенное внимание к каждому ученику, в Финляндии считают, что лучше иметь немного педагогов, но зато платить им высокую зарплату.

В странах Восточной Азии, таких как Южная Корея или Япония, важную роль играют репетиторы. Занятия с репетиторами облагаются налогами, к примеру, в Южной Корее доля дополнительного образования по основным предметам в ВВП составляет 2,7 процента. Образовательные программы в странах Восточной Азии сложные и интенсивные, в классах по 42 человека, потому и успех конкретных ребят зависит от их репетиторов. Как мы видим, такой подход приносит плоды на международном уровне.

Очень хороший рывок в последние годы сделали страны Восточной Европы — Латвия, Чехия и Польша. В них сократили количество учеников в классе до 15-18, повысили квалификацию учителей, стали вести индивидуальную работу с учащимися. В Германии, после того как в рейтинге PISA 2000 года эта страна оказалась на последнем месте в Европе, началась бурная общественная дискуссия. Школьное образование в стране страдало от формализма, и выход был найден: учредили школу полного дня, в которой учитель консультирует детей после уроков и помогает им делать самостоятельную работу.