• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Обучение по профилю В ближайшее время российских школьников ждет еще один образовательный эксперимент

Ежедневные новости (Владивосток). 2003. № 113. 27 июня

...Выступая на совещании в Минобразования, член Российского общественного совета развития образования Анатолий Пинский сообщил, что эксперимент пройдет в десяти субъектах: Якутии, Татарстане, Краснодарском крае, Калининградской, Кемеровской, Московской, Новгородской, Псковской, Самарской и Челябинской областях...

На днях Михаил Касьянов подписал постановление о проведении эксперимента по профильному обучению, и уже 1 сентября в некоторых российских школах начнется переход старших классов на эту форму обучения. А в 2006 году профильной станет вся отечественная старшая школа.

Считается, что в 7-8 классах и учителям, и учащимся становится ясно, кто в классе склонен к изучению гуманитарных дисциплин, а кто - стопроцентный технарь. При этом учатся все дети по одинаковой программе. Чтобы избавить учеников от лишней нагрузки, в Минобразования активно совершенствуют Базисный учебный план для старшей ступени, в котором предусмотрено восемь профилей обучения.
Согласно этому плану, старшеклассники смогут выбрать физико-математическое, естественнонаучное, социально-экономическое, гуманитарное, филологическое, информационно-технологическое, агротехнологическое или индустриально-технологическое направление обучения. Вполне вероятно, что к ним прибавятся еще два профиля: военный и эстетический. При этом на совещании замминистра образования Виктор Болотов заметил, что профильное обучение - это не предвузовская подготовка. В 9 классе перед школьниками встанет проблема выбора не просто профиля обучения, а фактически жизненного пути.
Во всех программах останутся базовые предметы, которые Минобразования отменять не собирается. Это прежде всего русский и иностранный языки, физкультура, математика, история, литература. Жизнь юных гуманитариев станет проще. В их программе точным наукам отводится только три часа в неделю, столько же времени займет преподавание истории и литературы, а осваивать иностранные языки они будут ежедневно.
Их технически настроенные ровесники посветят точным дисциплинам в два раза больше времени - шесть часов в неделю. Это произойдет за счет сокращения изучения "физиками" гуманитарных дисциплин. По два часа в неделю ребята отдадут изучению истории и литературы, и три часа - иностранному языку. Избравшие естественнонаучный профиль будут учить физику, химию, биологию и географию раздельно. Ребята, выбравшие иное направление, будут изучать курс "Естествознание", который объединит эти четыре предмета. Причем он, скорее всего, по планам Минобразования, закончится еще в 9 классе. Та же ситуация ждет обществоведение. А информатику, ОБЖ и технологию из обязательных предметов старшей ступени уже точно исключат вообще. Их начнут учить во 2 классе и на средней ступени успеют полностью пройти. Такие перестановки позволят максимально разгрузить школьников, дав им возможность посвятить себя предметам, которые пригодятся во взрослой жизни.
Для более комфортного перехода школ на профильное обучение за парты посадят и педагогов. Уже в октябре закончится подготовка 640 учителей для работы с коллегами в региональных институтах повышения квалификации. Всего до 2006 года необходимо переподготовить 28 000 работников образования. Кроме того, в постановлении правительства выделен пункт, рекомендующий органам исполнительной власти и местного самоуправления ежегодно предусматривать в своих бюджетах необходимые средства для финансирования мероприятий, проводимых в учебных заведениях, задействованных в эксперименте.