• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Никто не хотел в ПТУ

Ведомости. 8 августа 2008

В России система начального и среднего профобразования за последние 20 лет пережила кризис, считает Ирина Абанкина, замдиректора Института развития образования Высшей школы экономики.

В ПТУ сегодня дефицит абитуриентов, на производстве — квалифицированных рабочих. Эксперты говорят, что решить проблему можно, только если за подготовку специалистов низшего и среднего звена будет отвечать не только государство, но и бизнес.

В июне 2008 г. ученые Джеймс Кэмпл и Синтия Виллнер из американской исследовательской компании MDRC опубликовали результаты восьмилетнего исследования, посвященного Career Academies — американским центрам среднего профессионального образования. Доход выпускников таких учебных заведений, утверждают исследователи, ежегодно превышает доход выпускников общеобразовательных школ на 17%. Выпускники Career Academies легче трудоустраиваются, быстрее становятся независимыми от родителей. Как следует из доклада, среднее профессиональное образование появилось в США около 30 лет назад, но уже успело принести пользу экономике страны. Career Academies тесно взаимодействуют с работодателями.

Учебные заведения регулярно проводят опросы, позволяющие понять, какие специалисты и в каком количестве завтра будут востребованы рынком труда. Образование в Career Academies платное, но предприятия и организации, заинтересованные в квалифицированных кадрах, часто софинансируют обучение.

Все наоборот

В России система начального и среднего профобразования за последние 20 лет пережила кризис, считает Ирина Абанкина, замдиректора Института развития образования Высшей школы экономики.

Сохранившиеся учебные заведения страдают от хронического недофинансирования, а стандарты обучения в них законсервировались на уровне 30—50-летней давности.

В соответствии с федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" большинство ПТУ и профессиональных лицеев находятся в ведении регионов и финансируются из регионального бюджета. Средние учебные заведения (СУЗ) — колледжи, техникумы — находятся в федеральном подчинении, большая часть из них подчиняется Минобразования и науки, остальные — Мининформсвязи, Минкультуры, Минсоцздравразвития и другим профильным ведомствам. Все ПТУ и СУЗы выдают дипломы о среднем образовании, но, как показывают результаты ЕГЭ, уровень общего образования в ПТУ сильно отстает от уровня общеобразовательной школы. "Нужно или повысить уровень преподавания, или окончательно "отделить церковь от государства", — говорит Абанкина.

Непопулярные

По словам Абанкиной, после распада СССР высшее образование и среднее специальное оказались в ситуации конкуренции — за выпускников и бюджетные деньги. Благодаря появлению платной формы обучения получить высшее образование стало проще, а ПТУ и техникумы утратили популярность. "Распространено мнение, что учиться в таких заведениях — заранее записать себя в лузеры. В крупных городах 85% окончивших школу сразу метят в вузы", — констатирует Абанкина. "Налицо проблема престижа квалифицированного и напряженного тяжелого труда и готовности к нему", — отмечает директор департамента макроэкономического прогнозирования Министерства экономического развития и торговли Андрей Клепач.

"Сегодня среди молодежи непопулярны такие профессии, как фрезеровщик, портной, токарь. Больше желающих обучаться на повара, парикмахера, секретаря-референта. Еще больше выбирают бухучет, менеджмент, банковское дело", — рассказывает главный специалист управления науки и профессионального образования департамента образования Москвы Людмила Зорина. По ее словам, план по набору в ПТУ не выполняется уже много лет. Эксперты в один голос утверждают: надо налаживать партнерские связи с крупными технологическими компаниями.

Кто крайний

"Даже после получения профессионального технического образования молодые специалисты не готовы к работе. Выпускнику требуется определенный период вхождения в профессию, и чем сложнее производство, тем больше времени нужно на адаптацию", — констатирует Светлана Быковская, главный специалист департамента персонала ОАО "ГМК "Норильский никель". По этой причине многие крупные компании сырьевого сектора сегодня либо учреждают корпоративные университеты, либо оказывают финансовую и методическую поддержку профильным учебным заведениям. "В Норильске, где из 220 000 жителей более 60 000 работают в "Норильском никеле", я столкнулся с тем, что Норильский индустриальный институт и Ассоциация норильских вузов готовили кого угодно, только не специалистов для норильского промрайона. Компания потратила много сил для создания совместной программы подготовки кадров", — говорит Михаил Прохоров, президент частного инвестиционного фонда "Группа "Онэксим", член совета директоров "Норильского никеля".

В Калужской области не только сырьевые, но также пищевые и пивоваренные заводы заключают контракты с ПТУ, выпускникам таких заведений гарантировано трудоустройство, и это автоматически увеличивает их популярность — конкурс при поступлении бывает до 17 человек на место, рассказывает Абанкина. Интересен также опыт Татарстана: центры профобразования там подчинены министерству труда и те предприятия, которые нуждаются в квалифицированных специалистах, софинансируют их переподготовку. "Спрос на специалистов определяет предложение. Думаю, так должно быть и у нас", — говорит она.

"Наши выпускники востребованы, но работодатели ничем нам не помогают, — сетует замдиректора московского политехнического колледжа № 2 Юрий Оркин. — Каждый год у нас дефицит абитуриентов, даже среди иногородних. Молодым специалистам без опыта мало платят. Нет смысла ехать из Орла в Москву, чтобы, отучившись, получать 10 000 руб. Дайте выпускникам нормально зарабатывать — и проблема с рабочими кадрами будет решена" .

Слишком мало

По данным Федеральной службы госстатистики, система среднего профессионального образования включает 2600 учебных заведений по более чем 300 специальностям. В системе обучается 2,3 млн молодых людей и девушек. Система начального профессионального образования в современной России включает 3900 учебных заведений по более чем 280 профессиям. В ПТУ, лицеях и других учебных заведениях начального профессионального образования обучается 1,68 млн подростков. Выпуск системы начального профессионального образования составляет в год более 645 000 специалистов или 0,9% экономически активного населения России.