• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Главная тема

3 Канал. 14 марта 2009

СЕРГЕЙ РОЩИН, проректор Государственного университета — Высшей школы экономики: Всех перевести ни в коем случае нельзя.

ВЕДУЩИЙ: Существующее состояние Российской системы образования не может рассматриваться как удовлетворительное. Кризис имеет характер системного, такой итог подвели недавно в специальном докладе члены Общественной палаты.

Государство, в свое время не имея возможности давать деньги, сказала ВУЗам, "зарабатывайте, выживайте, плодитесь и размножайтесь", и ПТУ превратились в колледжи и университеты. А теперь выясняется, что образование больно, его надо лечить, а лучше оперировать, оно не обеспечивает качество, оно не обеспечивает рынок труда и коммерческих институтов слишком много. Некоторые частные лицеи и ВУЗы из-за кризиса сами сейчас разоряются и не понятно, куда податься бедному студенту, что делать тем, кто взял кредит на обучение? Чему и как нас учат, пыталась разобраться Ирина Близнюк.

КОР: Если Вере Павловне из романа Чернышевского "Что делать?" приснится сон об идеальной системе образования, то точно не о современной Российской. Чему нас учат семья и школа сегодня, знания — это деньги, диплом престижного ВУЗа — это большие деньги. Причем качество не гарантируется, бесплатное среднее образование у нас уже давно условно бесплатное. Но главная проблема в том, что тот, кто должен обучать, сам плохо обучен, да и работать в школе молодые и прогрессивные не стремятся.

ЯКОВ ТУРБОВСКИЙ, председатель совета директоров школ России: Те реформы, которые мы проводили в образовании, были связаны в основном с организационным решениями. То есть ЕГЭ, двенадцатилетняя школа, ДЕФО, то есть индивидуальные финансовые отчеты. Это вещи связанны сугубо с управленческими решениями, а не в качество образования, в эффективность деятельности не вмешивались никак.

КОР: Еще одна беда — учебники, уже обычной считается ситуация, когда ученик из пятого "Б" не может перевестись в пятый "А", потому что учебники по одному и тому же предмету у них разные. К тому же каждый доктор тех или иных наук стремиться стиснуть в обучающую литературу для детей свою диссертацию.

ЯКОВ ТУРБОВСКИЙ, председатель совета директоров школ России: Для того, чтобы сегодня ответить, почему у нас кризис, я отвечаю, потому что мы не знаем, что делается в системе образования, потому что мы не заметили, что образование у нас вариативное, т.е. школы разные, условия разные и единых управленческих решений быть не может. И решения содержания образования и стандарта только потому и топчется на месте, что мы по-прежнему думаем, что ничего не изменилось. А детки-то выросли.

КОР: Детки выросли, и будут сдавать ЕГЭ. Единый государственный экзамен был изобретен не только для равных условий при поступлении в ВУЗы, но и еще, чтобы хоть как-то привести образование к общему знаменателю. Чтобы решить это уравнение со множеством неизвестных, уроки в старших классах теперь делятся на две части. Одна — обязательная программа, другая — репетиция ЕГЭ. В процессе выясняется, то, что учили 10 лет, отличается от того, что в тестах. К тому же многие ВУЗы все равно устраивают свои дополнительные экзамены.

ТАМАРА ЛУКЬЯНОВА, учитель русского языка: Плюсов на данный момент не вижу, у нас нет преемственности с институтом, поэтому для детей это большой вопрос, нужно им это будет или нет.

КОР: В прошлом году в столице действовала система "2+1", т.е. ученик, получивший двойку по ЕГЭ, автоматически получал "3". В этом году это послабление отменено. И выпускники школ, не сдавшие Единый государственный экзамен по основным предметам, не получат аттестат зрелости. Предположительно, их будет около 4 000 человек.

ОЛЬГА КОРОВИНА, учитель иностранного языка: Часть из них пойдет на улицу, я говорю, и ребятам, и взрослым на собрании, что улица добрая, она примет всех, обратно не отдаст.

КОР: Здесь таланты не ищут, а воспитывают. В классах более 12 учеников, и у каждого индивидуальный курс. Практически с детского сада в гимназии есть дошкольное отделение. Еще тут учат принимать собственные решения и отвечать за них. Стоит все это дорого. Но частная гимназия гарантирует, что никто из выпускников на улице не останется. Даже, если ЕГЭ не сдаст. А это дорогого стоит.

СВЕТЛАНА КУЛИЧЕНКО, директор частного лицея: В школе работают довольно большое количество преподавателей ВУЗовских. И не только из российских ВУЗов, да? Но и вот из американских, в частности. И ВУЗов российских, как я уже сказала. Из Высшей школы экономики, из МГУ, из МАРХИ. Кроме этого, у нас давно уже сложившиеся и очень эффективно работающие контакты с Высшей школой экономики. Это мы являемся базовой школой этого университета. И зачастую наши дети поступают в этот ВУЗ без экзаменов, просто проходя успешно Олимпиадные конкурсы.

КОР: В условиях экономического кризиса платить за обучение становится все сложнее. Увольняют сейчас и топ-менеджеров. а родители гимназистов в основном из среднего класса. Чтобы сохранить учеников, гимназия создает стипендиальные фонды и делает скидки на обучение лучшим ученикам. Примерно то же самое вынуждены делать и ВУЗы. Государственные и негосударственные. Разница только в том, что госвузах есть бесплатные бюджетные места. Хотя, чтобы перевестись, недостаточно стать неплатежеспособными.

СЕРГЕЙ РОЩИН, проректор Государственного университета — Высшей школы экономики: Всех перевести ни в коем случае нельзя. У нас учатся в университете, как я уже говорил, порядка 35—40% студентов на платных местах. Это почти 3800 человек. А бюджетных мест свободных, которые освобождаются в результате отчислений, гораздо меньше. Речь идет буквально о паре сотен мест. Поэтому, конечно, во-первых, всех не переведешь. Во-вторых, надо переводить не всех, а тех, кто показывает хорошие результаты обучения. Это должно быть стимулом для хорошего обучения.

КОР: В очереди у кассы негосударственного Российского нового университета те, кто еще может платить. Родители Жене помочь не могут, сам он иногородний, вместе с другом снимает квартиру, но пока ситуацию тянет.

ПАРЕНЬ: Я вот параллельно с тем, что учусь, еще и работаю, но мне так немного тяжеловато, но все равно стараюсь 4—5 стандартно.

КОР: Студентов, попавших в тяжелую финансовую ситуацию, университет переводит с по семестровой на ежемесячную оплату, отличникам дают отсрочку. Александре предоставили еще и скидку в 30%, потому что она делает университетский сайт. Саша из Екатеринбурга, до кризиса родители оплачивали общежитие, сейчас у них проблемы.

ДЕВУШКА: Сейчас я работаю на двух работах. Работаю на сайте редактором и работаю в детском театре, на сказках. То есть, по выходным я работаю, то есть постоянно учусь на очном отделении, плюс еще там подрабатываю, здесь, вроде родители довольны, все нормально.

КОР: Пока ни один из студентов из этого университета за долги не отчислен. Возможно, один из лучших негосударственных ВУЗов страны благодаря собственной научно-производственной базе сможет спасти лучших, но сам принцип неравноценного отношения государства к коммерческим и государственным ВУЗам ректор университета считает несправедливым и неэффективным.

ВЛАДИМИР ЗЕРНОВ, ректор РОСНОУ, президент ассоциации негосударственных вузов России: Налогооблажение по всем параметрам, начиная от налога на недвижимость и заканчивая тем, что студентам негосударственных ВУЗов государство отказывает в оплате проезда на транспорте и даже медицинском обслуживании. Вот медицинский пункт, мы в ВУЗе не можем открыть без государства, хотя налоги все платим одинаково. Причина очень простая, потому что образование осталось на принципах социализма. Но это полбеды, беда в другом, главное, чтобы была конкурентоспособность за государственные ресурсы. Чтобы не было такого, вот если вы с государственного, значит, он получает бюджетные места, но негде в мире этого нет.

КОР: Спасибо кризису, который обнажил кризис в образование. По мнению Владимира Зернова, негосударственный сектор должен иметь равный доступ к госресурсам. А предоставляться они должны на честной конкурсной основе. Главные критерии качества — число студентов, побеждающих на Олимпиадах, наличие научной базы и количество изобретений. Так, кстати, и неэффективные ВУЗы будет легче выявлять.

ВЛАДИМИР ЗЕРНОВ, ректор РОСНОУ, президент ассоциации негосударственных вузов России: Кто это оценивает, вот этот самый вселенский университет, который расположен в здании ПТУ и где преподаватели ПТУ проходят, проводят подготовку. Какие результаты в Олимпиадах? Я знаю многочисленные примеры, когда наша гордость советская технические университеты проходят аккредитацию, отчитываясь методичками и монографиями по экономике и юриспруденции. А где техническая школа? А где же наша гордость? Куда это все делось? Как же мы будем становиться мировым лидером?

КОР: 2/3 студентов в России учатся на платной основе. Причем, в госвузах преимущество тоже за платниками. Можно, конечно, дать бесплатные места и негосударственным институтам и университетам. Но Владимир Зернов считает, что выгоднее для всех перевести бюджетников на контракт.

ВЛАДИМИР ЗЕРНОВ, ректор РОСНОУ, президент ассоциации негосударственных вузов России:  Бюджет — это то же самое, что халява. Пришел, получил и ушел. И ни за что не отвечаешь. А по контракту ты подписался. Либо ты денежки верни, либо идти отработай. И работай по специальности. Сколько у нас сейчас людей идет работать по полученным специальностям? Нам говорят, в лучшем случае, четверть, в лучшем. А по ряду специальностей и того меньше. Есть специальности, по которым работают десятая, двадцатая часть. Кто же будет хорошо учиться, если он не будет работать по специальности? И зачем? Получается, одни делают вид, что учатся, а другие делают вид, что учат. И кому такое образование надо?

КОР: В кабинете президента Ассоциации негосударственных ВУЗов России портреты лучших инновационных менеджеров страны — Королева и Капицы. В то время, когда они осуществляли свой прорыв в мировой науке, наше образование считалось лучшим на планете. И развитые капстраны тогда взяли много из нашей системы, модернизировали и умело пользуются до сих пор. Теперь мы должны забрать все лучшее обратно, потому как конкурентоспособный выпускник — это наш билет в постиндустриальный мир. Ирина Близнюк, Алексей Зотов. "Главная тема".