• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школьникам помогут финансами

КоммерсантЪ. 13 марта 2013

Министерство финансов РФ предложило ввести в школах новый предмет под названием «Финансовая грамотность». Сейчас ведомство готовит учебники для школьников 1-11 классов, а первые занятия в режиме эксперимента начнутся уже осенью в пяти регионах. В Минобрнауки РФ заявляют, что школы имеют право выбрать такую дисциплину в качестве дополнительного урока.

Новый предмет является частью масштабной программы ведомства «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ», стартовавшей в июле 2011 года. Проект рассчитан на пять лет, он обойдется в $113 млн (из них $25 млн — заем Всемирного банка).

«В рамках проекта разрабатывается комплекс мер, направленных на повышение финансовой грамотности граждан, в первую очередь учащихся школ, профессиональных и высших учебных заведений», — заявили «Ъ» в пресс-службе Минфина. Для начала в 42 регионах было проведено исследование уровня финансовой грамотности 15-летних школьников. Когда его результаты будут готовы, эксперты сравнят их со знаниями детей из других стран. Но базовые образовательные программы ведомство начало готовить уже сейчас. «Система общего образования не включает в себя обучение управлению личными финансами, а опыт родителей зачастую ограничен или отрицателен», — сетуют в Минфине, подчеркивая, что в особенно сложной ситуации оказываются выпускники детских домов и интернатов, «которые никогда не держали денег в руках». Учебники пишутся по заказу Минфина сразу для всех возрастных категорий (с 1 по 11 класс) и будут носить «игровой характер». При этом свои образовательные пособия получат и родители. В Минфине утверждают, что за рубежом дети изучают этот специфический предмет всей семьей.

«Финансовую грамотность» начнут преподавать в отдельных школах и детских домах пяти регионов уже этой осенью в порядке эксперимента. Пока что свое согласие дали Калининградская и Волгоградская области. В пресс-службе Минобрнауки РФ заявили «Ъ», что школы имеют право выбрать такой предмет в рамках дополнительного образования. «В обязательный учебный план не будут добавлены часы на «Финансовую грамотность», так что нагрузка на детей не увеличится», — пояснили в пресс-службе. При этом в ведомстве считают, что до окончания эксперимента преждевременно говорить о включении«Финансовой грамотности» в список обязательных предметов.

«Финансовая грамотность россиян и правда оставляет желать лучшего, — считает заведующий кафедрой рынка инвестиций Высшей школы экономики Николай Берзон. — Наши граждане имеют сбережения, пусть и небольшие, но по привычке хранят их в коммерческих банках, хотя это не спасает от инфляции. Люди просто не знают о других возможностях, им не рассказывали про акции. В итоге они верят мошенникам и вкладываются в пирамиды». По мнению господина Берзона, детей необходимо учить рационально использовать сбережения с самого раннего возраста. «Конечно, не надо рассказывать первоклассникам про игру на бирже, — предложил профессор. — Когда дети начнут заниматься арифметикой, надо им давать задачи из жизни — про то, например, сколько останется денег после похода в магазин». К собственно финансам, считает эксперт, стоит переходить уже в старших классах. «Но чтобы программа увенчалась успехом, надо отдельно подготовить грамотных учителей, — подчеркнул Николай Берзон. — Если преподаватель сам не разбирается в финансах, то учебник ему не поможет».