• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Евгений Ясин: "Нынешний кризис: мы опустились до дна"

Kp.ru. 12 сентября 2009

На Пермском экономическом форуме, который завершился сегодня, научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин рассказал о том, какие у нас есть пути выхода из кризиса.

Перспективы не особо радужные. Однако проблемы можно преодолеть, если ко многим вопросам подойти по-новому, считает эксперт.

О кризисе: "Это было очень тяжелое испытание"

- Мы опустились до дна и по этому поводу слышно два основных возгласа. Первый: "Ура! Мы уже на дне, и дальше уже хуже не будет!" А другой возглас: "Ох, как выбираться?" Я понимаю в особенности тех, кто выступает со вторым возгласом. Я мог бы рассказать, показать даже, но мне просто жалко тратить время на большую презентацию - это для часового доклада.

В сущности, к 2008 году мы только-только выбрались из трансформационного кризиса: последние десять лет ушли на то, что мы вышли на показатели 1990 года. Правда, это показатели по официальной статистике, я им не очень доверяю. Даже не потому, что там работают малоквалифицированные люди, и кто-то на них давит, а просто потому, что сопоставлять советскую экономику и рыночную экономику, какая она ни есть, просто невозможно. Никогда не знаешь, что там правда, а что не соответствует действительности. Но если опираться на эти показатели, то становится понятно, что мы вышли на уровень 1990 года по основным объемным показателям и тут же провалились примерно на 10 процентов. Правда недавно нам обещали, что к концу года будет не 10, а 8, 5 процента, но я подозреваю, что будет несколько больше - 9,5 процента. Это означает, что мы провалились где-то до уровня 2006 года. Если хуже не будет, то будем считать, что нам повезло. Потому что мы, в отличие от других стран, провалились при высокой инфляции. Алексей Кудрин (министр финансов. - Ред.) скопил нам резервы под общие возгласы одобрения, и мы смогли использовать их, чтобы не допустить худшего развития событий. А в принципе, это было очень тяжелое испытание. Мы должны сейчас начать движение со дна, если у нас это будет получаться.

Как побороть безработицу

- Такой момент, на который я бы хотел обратить внимание, это вопросы относительно безработицы. Единая ось, когда вопросы невыплаты заработной платы или прекращения увольнения работников, поддержания занятости должны решаться с помощью прокуратуры, она свидетельствует о несоответствии нормам разумного поведения или понимания того, что вообще такое экономика. Такой диссонанс трудно понять, но, тем не менее, он существенен, в особенности, учитывая то обстоятельство, что в России не будет большой безработицы, даже если вообще ничего не делать. Проблема роста производительности является проблемой номер один. Даже с точки зрения элементарного поддержания минимальных темпов экономического роста, которые необходимы для того, чтобы люди не стали жить хуже. Для этого вот так повышать производительность, используя прокуратуру для решения вопросов занятости? - я этого не понимаю. Я хотел обратить на это внимание в надежде на то, что кроме тех, кто приходит к Дмитрию Анатольевичу с такими идеями, дойдут сигналы из Перми, что это совершенно неразумно.

Медицина должна быть бизнесом, а не собесом

- Я считаю, что центральные направления, в которых мы должны направлять наши усилия, это наука, это образование, это здравоохранение, это доступное жилье. Это вот наши приоритеты основные, которые должны поднимать российскую экономику. Каким образом можно поднять российскую экономику с помощью образования и здравоохранения? Я вам скажу. Нужно рассматривать эти сектора как бизнес, а не как собес. И тогда этого можно добиваться. На здоровье огромный спрос. Нужно научиться его удовлетворять. Но пока для этого ничего не сделали. Если мы и дальше будем оставаться в плену разделения обязательного медицинского страхования и дополнительного, которое, как правило, эффективнее и оплачивается людьми из своего кармана, то никогда никуда не сдвинемся. Потому что все будут жить по убеждениям, что оборудование для медицины можно покупать только на бюджетные деньги. Это ставит все направление этой отрасли в тупик. Надо это каким-то образом решать. Это одна из маленьких проблем, которых бесчисленное количество.

Крупнейший вызов в истории России

- Я должен сказать, что в прошлом десятилетии темпы роста производительности в России были достаточно высокими, где-то около 5 процентов в год, Но происходило это в связи с факторами, которые вам хорошо известны, включая и рост цен на нефть. Но были и реальные процессы роста производительности, которые мы отметили. Кроме того, темпы экономического роста подталкивались ежегодно ростом численности занятых примерно на 2,2 процента. Это довольно существенная величина. Рост еще на 1 процент обуславливался приростом основного капитала. Таким образом, мы имели за счет экстенсивных факторов рост объема ВВП примерно на 3,2 процента в год. Ну вот - в среднем темп роста составлял 7,3 процента. Вычтите 3,2 и вы получите 4,1 процента - это то, на что мы можем рассчитывать в дальнейшем. При этом мы должны иметь рост производительности, который опережал бы рост валового внутреннего продукта, чего в истории России никогда не было. Вот это обстоятельство, на самом деле, - крупнейший вызов в истории России. Он выражается в очень примитивных цифрах, но он говорит о том, что мы больше не можем опираться на те факторы, на которые мы (в русле экономики, в развитие страны) всегда опирались до сих пор. Это действительно серьезный вызов. Я не знаю, что представляется более серьезным вызовом - переход к рыночной экономике или нахождение ресурсов, возможностей, которые откроют перспективу для развития страны в этих принципиально новых условиях.

Пора менять поведение людей

- Следующий шаг, на который хотел бы обратить внимание, это как раз то, что называют институтами культуры, на самом деле институты и культура это примерно одно и то же. Я бы сказал, что это термины из разных предметных областей. А в принципе там одно и то же содержание, связанное с тем, что мы говорим об изменении правил игры, правил жизни, и мы говорим о том, что это не просто изменения, которые фиксируются в законе. Это усвоение, внедрение в человеческое сознание, в менталитет, в систему ценностей определенных установок, которые меняют поведение людей. Это очень серьезная задача. Я бы сказал, что вот эту задачу нам в России решать еще не приходилось. Это не означает, что у нас не менялась культура, что не менялись институты. Но как сознательная задача, как вызов это никогда не воспринималось. А сегодня это таким вызовом является. Здесь я хочу обратиться к статье Дмитрия Медведева. Все последние годы все время доказывалось, что мы должны гордиться нашим прошлым, мы должны поддерживать наши традиции, без этого нет патриотизма, без этого нет Родины и так далее. Вот как раз Медведев позволил себе не с моей скромной позиции, а со своей высокой позиции сказать, что это не так. И, с моей точки зрения, это принципиально важно.