• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кудрин и Набиуллина снова спорят из-за бюджета

РБК daily. 4 марта 2011

Эксперты о реформировании бюджетного процесса

Новая модель планирования бюджетных расходов буксует. Минфин обвиняет Минэкономразвития в затягивании сроков принятия госпрограмм федерального бюджета: вместо 2012-го подчиненные Эльвиры Набиуллиной хотят подготовить их к 2013 году. Даже плохо подготовленная реформа не должна откладываться, иначе переход на программное планирование может тянуться еще много лет, говорят эксперты.

В Минэкономразвития не уверены, что переход на программное планирование бюджета можно осуществить в течение года, заявил вчера Алексей Кудрин. «Весь бюджет должен предстать в виде программ на 2012 год, а до конца года все программы должны быть приняты, — напомнил глава Минфина. — В настоящий момент Минэкономразвития высказывает предложение растянуть этот порядок утверждения программ на два года».

По словам г-на Кудрина, МЭР, «по-видимому, ощущает сложность в формировании программ». Ведомство г-жи Набиуллиной всегда относилось к перестройке бюджетной модели несколько скептически, считая, что с ним в Минфин могут перейти некоторые функции Минэкономразвития. «Сейчас мы работаем вместе, рука об руку, дублируем друг друга, но Минэкономразвития чувствует, что потенциала министерства не хватит для того, чтобы осуществить переход на программное планирование бюджета в течение года», — добавил г-н Кудрин.

В настоящее время госпрограммы охватывают лишь 20—30% бюджетных расходов. Новая модель охватит их на 97%. Работа над документом, который будет полностью построен на программном принципе, началась еще в ноябре 2010 года. Первоначально предполагалось, что первые варианты программ будут готовы в апреле, а 1 октября 2011 года окончательный вариант бюджета внесут в Госдуму.

«Есть поручение правительства, что федеральные органы власти готовят предложения проектов госпрограмм к 15 апреля. Мы не можем никак затягивать — это все в руках профильных министерств. В Минэкономразвития есть три программы и, соответственно, больше 30 программ других ведомств»,  — рассказал РБК daily источник в Минэкономразвития, добавив, что вопрос перехода на программную модель формирования бюджета — полностью в компетенции Минфина. Официальный комментарий от Минэкономразвития вчера получить не удалось.

Затягивание подготовки программ может ущемить амбиции Минфина, который стал идейным вдохновителем бюджетной реформы. В свою очередь Минэкономразвития справедливо опасается, что может лишиться части полномочий по финансированию инвестиций, считает ведущий эксперт Центра развития ВШЭ Андрей Чернявский. «Изначально программа была разработана Минфином лишь на последнем этапе, чтобы сгладить противоречия, премьер распорядился поручить Минэкономразвития подготовить список программ»,  — поясняет он.

«Путем усилий Минфина и Минэкономразвития определен список госпрограмм, утверждены критерии эффективности, но эти материалы недостаточно проработаны. Нам тоже казалось, что переход очень резкий, он может нанести на первом этапе урон качеству планирования», — говорит он.

О сложности перехода на программное бюджетирование к 2012 году экономисты говорили еще в прошлом году. «При наличии такого дедлайна все будет достаточно формально: оценка эффективности довольно трудоемка, для этого нужны квалифицированные специалисты, которых сейчас в России нет», — говорил в декабре 2010 года РБК daily главный экономист «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов.

«Как и многие наши реформы, эта была очень плохо подготовлена, — сетует директор по науке Центра фискальной политики Елена Андреева. — Решение о переходе было принято в конце 2010 года, а в апреле отраслевым ведомствам уже необходимо подготовить предложения по программам, не имея при этом методологической поддержки».

Однако эксперт уверена, что даже в этом случае откладывать реформу не стоит. «Перенос на год позже ровным счетом ничего не изменит. Если мы будем тормозить реформу, пока не будут сглажены все шероховатости, она вообще никогда никуда не пойдет», — считает она.

Контрольная цифра, которую поставил премьер-министр, — 1 января 2012 года — пока никем не отменялась, отмечает зампред комитета на бюджету и налогам Госдумы Александр Коган. «Если Минэкономразвития не хочет работать по принципу «хотели как лучше, а получилось как всегда», им надо готовить достаточно серьезное обоснование», — считает он.

Версию о том, что затягивание сроков связано с политически сложным 2012 годом, эксперты не поддерживают. Наоборот, при программном методе, когда будет учитываться каждый потраченный рубль, качество и объемы государственных услуг увеличатся, уверен г-н Коган. Это, в свою очередь, положительно повлияет на электорат.