• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Перми настало время больших скидок

Бизнес сфера. 14 ноября 2008

Декан факультета экономики Пермского филиала Высшей школы экономики Андрей Емельянов: "На самом деле мы еще только входим в большой кризис".

Ударив в первую очередь по банкам и строителям, финансовый кризис понемногу добрался и до малого бизнеса. В редакцию уже звонят предприниматели, которые владеют несколькими магазинами одежды, салонами красоты, парикмахерскими... Продажи резко упали, дохода нет, а банкам нужно выплачивать кредит, бизнес на грани краха... Что же делать? "А ведь если бизнес рухнет, кто же будет нас стричь, мыть и одевать?" — задумались мы. И обратились с этим вопросом к специалистам.

Выживут ли салоны красоты и парикмахерские?

— На самом деле мы еще только входим в большой кризис, — говорит Андрей Емельянов, декан факультета экономики Пермского филиала Государственного университета — Высшей школы экономики. — Существует такое наблюдение: экономический кризис длится от 6 до 16 месяцев. Когда-то предприниматели брали кредиты под 10—15%, сейчас они подорожали в полтора — два раза. Естественно, финансовые планы составлялись под меньшие проценты. Теперь предприятия и фирмы пытаются выжить и увольняют рабочих, сокращают количество рабочих дней. Реальные денежные доходы падают, а вслед за ними и уровень потребления. Нужно переждать это время. Пока не начнется рост экономики, хороших новостей ждать не стоит.

А вот как на этот вопрос ответил нам Дмитрий Кувалин, ученый секретарь Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН:

— Я очень надеюсь, что кризис у нас не затянется. Выживет ли бизнес, зависит от его характера. Если вы торгуете предметами роскоши или ведете крупное строительство, тут, понятно, проблемы посыплются со всех сторон. Салоны красоты как раз могут тоже пострадать. Когда люди начинают экономить деньги, они начинают с необязательных затрат. С магазинами одежды вот какая ситуация: если это средний ценовой диапазон, то тут, может быть, ситуация улучшится. Люди откажутся от дорогих товаров и будут покупать что подешевле. Малый и средний бизнес — это все-таки предмет заботы региона, стоит уповать на региональные власти и у них просить поддержки.

Почему в магазинах такие большие скидки?

- Цены на товары сейчас снижают почти все, — рассказал "КП" Андрей Емельянов. — Могу привести простой пример. В одном из автосалонов очередь на дорогой автомобиль была огромной, ждать нужно было не один месяц. Стоил он раньше 900 тысяч рублей, сейчас — бери не хочу за 830. Распродажами магазины стимулируют спрос: товар, купленный на кредит, им нужно продать, чтобы хотя бы погасить долг перед банками, а о прибыли говорить совсем не приходится. Для потребителя это, конечно, плюс, сейчас можно купить товары по более низким ценам. Но проблема в том, что новые товары не завозят, а если и завозят, то только под заказ с высоким первоначальным взносом.

— Скидки — это, конечно, благо для населения. Опасность заключается в том, что в будущем торговые предприятия лишатся оборотных средств, и тогда может ухудшиться ассортимент продукции, — считает Дмитрий Кувалин. — Скорее всего, исчезнут из продажи наиболее качественные, дорогие продукты. На складах их держать будет невыгодно. А вот на продовольственном рынке особо ничего не изменится, я думаю. Продукты всегда покупать будут, тем более, что сейчас снижаются цены на зерно и сельхозпродукцию.

Какого подвоха ждать от доллара?

— Если в России курс доллара изменится, скажем, до 30 рублей, это будет выгодно российским производителям, — говорит Андрей Емельянов. — Наши товары будут стоить дешевле, соответственно покупать их будет выгодно.