• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как меняется структура семьи в России

Ведомости. 2013. № 46 (378). 20 декабря

Демографы выяснили, повышает ли рождаемость материнский капитал

Когда, вводя меры по увеличению рождаемости, говорят, что у нас будет, как на Северном Кавказе, это иллюзия. Потому что дело в традициях.

Что такое «прочие» семьи, повышают ли рождаемость экономические стимулы и какие семейные отношения поддерживают россияне, обсуждали на научно-практическом семинаре в Институте управления социальными процессами (ИУСП) НИУ ВШЭ 17 декабря. Старший научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни ИУСП Лидия Прокофьева представила доклад «Тенденции изменения семейной структуры населения России».

— До середины 1980-х средний размер семьи уменьшался, состав упрощался, — начинает издалека Лидия Прокофьева, демонстрируя слайды с данными переписей 1970, 1979, 1989, 2002 и 2010 годов.

Согласно данным переписей, к 1989 году простых (нуклеарных) полных семей в стране было 66,8%. Перепись 2002 года показала слом тенденции — показатель упал до 55,5%. Выросла доля неполных семей (с 15,2 до 21,7%), сложных многопоколенческих (так, в 1989 году неполных сложных было всего 2%, а в 2002-м — 6,4%), а также «прочих» (с 3,1 до 6,5%). Сейчас ситуация с неполными и многопоколенческими семьями стабилизировалась, но число «прочих» по-прежнему растет: по переписи 2010 года их уже 9,6%.

— Имеет ли это отношение к семьям, о которых в последнее время много говорят, например, депутат Мизулина? — уточняет у докладчицы Лилия Овчарова, директор Центра анализа доходов и уровня жизни.

— Нет, — уверена Прокофьева. — В советское время в «прочих» числились в основном бабушки с внуками, реже тети с племянниками. Если люди снимали вместе квартиру, то в переписи 1989 года они фигурировали как отдельно живущие люди. Потом таких одиночек — например, трудовых мигрантов, вшестером живущих в одной квартире, — решили относить к «прочим». И в 2002 году, по данными переписи, они составили 98% «прочих». Насколько понимаю, заметных изменений в составе «прочих» с тех пор не произошло.

Крепость семейных связей показывает опрос, проведенный центром в Нижегородской области в 2011 году. 40% респондентов и получают помощь от родственников, и оказывают ее. Самый популярный вид поддержки — время от времени деньгами, вещами и продуктами (32,9% получают и 33,7% отдают).

Ответственность за престарелых родителей должны брать дети — с этим утверждением согласны 96% опрошенных в возрасте 17-29 лет (таковы данные исследования «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе» в 2011 году Независимого института социальной политики).

— Но как только речь заходит о конкретных действиях, например, по-другому организовать работу, чтобы она не мешала заботиться о родителях, — объясняет Прокофьева, — согласие высказывают всего 56,7%, и это меньше, чем среди взрослых 30-59 лет (61,1%) и пожилых (60,5%).

Среднее число детей до 18 лет в семье, по данным переписей 2002 и 2010 годов, практически не изменилось. В двух третях полных семей и трех четвертях неполных — только по одному ребенку. Доля многодетных домохозяйств в общем числе детных достигает 7%, и в 75% случаев у многодетных родителей трое детей.

— Семьи, в которых пятеро и больше детей, характерны не для Центральной России, а для сельских регионов Северного Кавказа, — поясняет Прокофьева. — Когда, вводя меры по увеличению рождаемости, говорят, что у нас будет, как на Северном Кавказе, это иллюзия. Потому что дело в традициях, в установках населения, а не в мерах. В Центральной России люди как хотели двух детей, не больше, так и хотят.

— Мы прогнозировали рост рождаемости в середине 2000-х (выросли дети, родившиеся в 1980-е, когда случился демографический подъем. — «Пятница») даже при плохом экономическом раскладе еще до того, как объявили о материнском капитале, — вступает в разговор замдиректора Института демографии НИУ ВШЭ Михаил Денисенко. — Когда появился материнский капитал, мы удивились: как вовремя.

— А чем объяснить естественный прирост за десять месяцев этого года, впервые за долгое время, о котором говорит Путин? — интересуется молодая исследовательница.

— Это же не мои слова, — ответила Прокофьева. — Мне нужны данные за весь 2013 год, чтобы сказать что-то определенное.