• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Штатное расписание по кризисному варианту

РИА Новости. 10 октября 2008

Директор Центра трудовых исследований ГУ ВШЭ Владимир Гимпельсон считает, что работодатели, столкнувшись с падением спроса на их продукцию, постараются сократить издержки производства за счёт не увольнений, а урезания зарплат, разного рода льгот и бонусов.

Финансовый кризис, заглянувший теперь и в Россию, начинает перетекать в кризис экономический со всеми его "прелестями". Пока немногочисленные, но, тем не менее, резонансные сокращения персонала и вынужденные паузы в работе ряда крупных бизнес-структур невольно порождают разговоры об угрозе грядущих массовых увольнений. Сбудутся ли эти пророчества и если да — то в какой мере, пока говорить рано. Но в любом случае, по общему мнению экспертов, собравшихся в четверг на заседании круглого стола в РИА Новости, российский рынок труда в ближайшие месяцы ждёт серьёзная встряска.

Призрак кризиса бродит по России. И первыми, к кому он постучался, были, естественно, финансисты. Иностранные, а вскоре и многие отечественные банки тут же отреагировали сокращением кредитных программ и персонала.

Затем наступила очередь автомобилестроителей. Две недели назад автогигант "ГАЗ" временно прекратил производство "Газелей", а в минувший понедельник на четыре дня приостановил выпуск грузовиков, отправив рабочих и инженеров в принудительный отпуск. "КамАЗ" перешёл на сокращённую рабочую неделю и на 20% урезал свой бизнес-план на этот год. Да и обосновавшиеся у нас западные автоконцерны тоже корректируют прогнозы продаж "российских иномарок", что и немудрено: банки спешно сворачивают, а некоторые уже и свернули выдачу автокредитов.

Кризис докатился и до строительной отрасли, которой, как казалось совсем ещё недавно, никакие бури нипочём. По просочившимся в прессу сведениям, крупная инвестиционно-девелоперская корпорация Mirax Group решила не планировать на следующий год новых строек и приступила к уменьшению числа своих топ-менеджеров. Пересматривают ближайшие планы и другие крупные застройщики — "Интеко" и "Система Галс", а также ведущий производитель цемента в России "Евроцемент".

Не менее тревожная информация поступает и из металлургических центров. Магнитогорский комбинат объявил о снижении на четверть объёмов производства и возможном увольнении почти 3 тыс. работников, а алюминиевая промышленность, по словам участника круглого стола, депутата Госдумы Михаила Тарасенко, вообще сейчас фактически "работает на склад". Сокращаются объёмы кредитов — падает спрос на те же машины и квартиры — вот продукция металлургов и остается невостребованной. В общем, порочный круг.

Так стоит ли готовиться к всеобщему обвалу, схожему с дефолтом десятилетней давности, а значит — и к повальным увольнениям? Приглашённые на обсуждение в РИА Новости специалисты в области трудовых отношений не то чтобы отвергли возможность подобного развития событий, но всё-таки попытались несколько успокоить журналистов. А руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер даже заверил, что "апокалипсических картин в духе Америки 29-го года в стране не будет".

Тем не менее, специалисты признают, что увольнения неизбежны. По мнению преподавателя Академии народного хозяйства Елены Мальковой, первой жертвой станут секретарши, водители и прочий сервисный персонал. Затем очередь дойдёт до "наименее эффективных" и неугодных сотрудников. Ну а если и дальше не снизойдёт "оздоровление", менеджерам среднего и даже высшего звена предложат опуститься на ступеньку пониже, либо укажут на дверь.

Хотя, как уверены эксперты, если экономическая ситуация в стране не пойдёт совсем вразнос, вероятнее другой сценарий. Так, директор Центра трудовых исследований ГУ ВШЭ Владимир Гимпельсон считает, что работодатели, столкнувшись с падением спроса на их продукцию, постараются сократить издержки производства за счёт не увольнений, а урезания зарплат, разного рода льгот и бонусов. И отнюдь не потому, что им жаль своих сотрудников, а из-за законодательных ограничений, "социалистических традиций", административного ресурса, которым не преминут воспользоваться местные начальники, дабы избежать роста социального напряжения на подведомственных территориях.

Похоже, именно этими соображениями руководствуются и федеральные чиновники, ответственные за состояние финансов и экономики.

Нефтедолларовый ливень, обрушившийся на Россию в этом десятилетии, расхолодил и нас, и наше руководство, которое уверовало в то, что российская экономика отныне — "остров стабильности" и что стране никакие финансовые цунами нипочём. Размахнувшись расписать жизнь страны на десятилетия вперёд, оно с крайней неохотой соглашалось выслушивать кризисные сценарии.

Вот и итог такой беспечности: кризис подкрался незаметно, и государственные институты были застигнуты врасплох. Как заметил исполнительный вице-президент РСПП Фёдор Прокопов, оказалось не готовым к таким испытаниям трудовое законодательство, которое принималось в иных, чем сегодня, условиях. Не готова и служба занятости, которая, по его убеждению, совершенно неправильно была распылена по регионам и потому не способна реагировать на вызовы современности в общенациональном масштабе. Да и такие шаги, как, например, недавно одобренная правительством идея переложить основную тяжесть пенсионной реформы на плечи работодателей, по его убеждению, отнюдь не способствуют "разруливанию" ситуации.

Неподготовленными оказались и россияне. Хотя, как свидетельствует опубликованный на этой неделе опрос ВЦИОМ, всё больше россиян начинают осознавать, что нынешний мировой финансовый катаклизм — не нечто абстрактное и России не касающееся, а 41% наших сограждан боятся, что рано или поздно кризис постучится и в их дом.