• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Главное - подвести детей к чтению текстов"

Известия Науки. 14 апреля 2005

Об особенностях интернет-курса по литературе, его задачах, содержании и форме.

Среди тех, кто создавал виртуальные уроки литературы в интернет-школе "Просвещение.ru", - заслуженный учитель России Евгения Абелюк. Она является энтузиастом интернет-образования, считая его одним из действенных способов возвращения современных детей в пространство культуры. Об этом с Евгенией АБЕЛЮК беседует обозреватель Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА.

Евгения Абелюк:Мы много времени посвятили борьбе за новые "стандарты" по литературе. В результате все свелось к отстаиванию того или иного автора. Людям почему-то кажется, что если какой-то писатель будет убран из школьного курса литературы, он вообще уйдет из нашей культуры (таков механизм ее формирования). Мы не хотим отдавать "ни пяди земли", а тем временем теряем все.

известия:Вы хотите сказать, что количество авторов и произведений, входящих в школьную программу, не дает возможности их глубокого изучения.

Абелюк:Конечно! Должны быть совсем другие подходы к изучению литературы. И интернет-уроки по литературе дают возможность все время увеличивать культурное пространство (в том числе - вводить новые тексты). Причем делать это ненавязчиво, занимательно. Со временем будут "подтягиваться" компьютерные технологии, и появится больше игровых способов обучения. Это поможет добавлять новые имена, новые краски. То, как это делается в нынешней обычной школе, убивает мотивацию к учебе. Здесь же все наоборот.

известия:Давайте посмотрим, как проходят ваши уроки.

Абелюк:Вот, например, урок, посвященный модернизму. Как войти в литературу ХХ века? Я "говорю" школьникам: представьте, что вы идете по залам музея и видите картины XVIII-XIX веков (они вывешены на этой веб-страничке, их можно увеличить). А потом неожиданно попадаете в зал, где висят картины художников ХХ века (щелкнув курсором, можно увеличить картины Малевича, Шагала и других художников). Мне важно, чтобы они почувствовали "разницу", увидели эти художественные поиски. И я спрашиваю учеников об их наблюдениях (с помощью теста). А дальше уже перехожу к литературе: мы начинаем читать тексты. Но это происходит только после того, как они вошли в культурное пространство.

Или: когда мы говорим о том, что такое Серебряный век (появляются неизвестные термины), сразу возникает виртуальный словарь. На полях портреты людей Серебряного века с объяснениями, кто это. Но главное - подвести детей к чтению текстов.

известия:Очевидным недостатком такого образования является то, что у вас нет устного общения с учениками.

Абелюк:Это не совсем так. Дело в том, что я нахожусь в переписке с этими детьми и вижу, что они учатся формулировать вопросы, оттачивать свою мысль в слове. А это значит, что они научатся и устно хорошо говорить.

известия:Какие домашние задания в интернет-школе?

Абелюк:Домашних заданий дается три - на выбор. Причем нет ни одного, которое заставляло бы репродуцировать урок. Ученик должен понять материал, пропустить его через себя. Кроме того, всем желающим предлагается написать мини-исследование по какой-то теме. Например, сравнить жизненную философию Луки ("На дне") и Платона Каратаева.

известия:Как вашими уроками могут воспользоваться учителя?

Абелюк:Это для них богатый материал. Они могут пользоваться фрагментами уроков или целыми. Недавно у меня дома была одна профессорша из Нью-Йоркского университета (она приехала писать книгу о литературном образовании в России). Так вот, она была настолько потрясена уроками нашей интернет-школы, что решила обязательно использовать их на занятиях со студентами-славистами (подпишется на них сама и будет подписывать своих студентов).