• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Динозавры требуют жертв

Проспект (Нижний Новгород). 24 февраля 2009

Яков Уринсон, профессор Высшей школы экономики: "Если частный собственник не несет рисков, капиталистическая экономика не работает. Защищая российский автопром ввозными пошлинами, мы угробили его. В условиях неконкурентной жизни никакая отрасль не растет. Защита производителя — это всегда наказание потребителя".

О нынешнем финансовом кризисе говорят: не было бы счастья, да несчастье помогло. С одной стороны, жить стало трудно и тревожно. С другой — лопнули биржевые "пузыри", разорились спекулянты, оскудели олигархи. Многие уже не в "Форбсе", а совсем в другом месте.

И поделом. Эра халявы вроде бы прошла, пора шевелить мозгами. Компаниям и банкам предстоит борьба за выживание. Так, глядишь, научимся эффективно работать, а не выплывать на нефтяной пенке.

Это — в идеале. А на самом деле — дудки. Может, где-то на Западе и происходит такой целительный отбор, а у нас, как обычно, самобытная траектория.

Два месяца назад правительство увеличило пошлины на иномарки. С народом никто не советовался, стихийные протесты подавили силами спецназа. Маячила заветная цель — защитить родного производителя. То есть АвтоВАЗ.

Что же получилось? Процветают ли "Ладушки"? Куда там! Логика правительства — "граждане России перестанут покупать подорожавшие иностранные авто и пересядут на "Жигули" — не оправдалась. Граждане вообще перестали покупать. Да, продажи иномарок сократились на треть. Но падение ВАЗовских продаж еще круче — 38 процентов! Впору тормозить производство: у дилеров кое-где не реализованы прошлогодние запасы. Заводской долг поставщикам — 15 млрд рублей.

Как быть руководству предприятия в такой ситуации? Усиленно соображать, искать варианты. Думать, как снизить затраты, как стимулировать спрос, как сделать дешевле и привлекательнее свой товар. Об этом немало написано, но все это — западный опыт. А нас умом не понять. Российский учебник антикризисного менеджмента мог бы состоять из трех главных рецептов. Первый: если ваша продукция не пользуется спросом — смело повышайте на нее цены! На ВАЗе именно так и поступили. Скажете: безумие? Нет, творческий расчет.

Переходим ко второй части: определите для себя самого щедрого покупателя — государство! Кто еще не будет придираться к качеству продукции? Кто не поскупится на миллиарды? Кто вообще трогательно заботится при покупке товара не о собственных интересах, а о нуждах продавца? Конечно, правительство. Из федерального бюджета будет выделено 12,5 млрд рублей на приобретение отечественных авто для служебных целей. Значит ли это, что наши чиновники откажутся от иномарок? Нет, конечно. Тендеры на приобретение "Тойот" для областных администраций тоже продолжаются. Но это за счет местных бюджетов. А федеральный центр финансирует массовую закупку "Ладушек" — худая лошадка конюшни не испортит. Не исключено, что позже их отправят в качестве гуманитарной помощи нашим новым стратегическим друзьям — в Ливию и Боливию.

И наконец, третий спасительный рецепт: требуйте как можно больше денег из казны! Подход восточный: проси верблюда — получишь ишака. Руководство ВАЗа попросило у правительства "самую малость" — 26 миллиардов рублей. Столько ему не дали, но кредит на 10 млрд, как говорят эксперты, завод получит.

Получается, власть крепко полюбила нас дважды. Сначала — установив ценовой шлагбаум для иностранных моделей. Затем — заставив-таки раскошелиться на "свое, родное". Что, дорогие сограждане, не захотели добровольно приобретать "Жигули"? Ладно, зайдем с другой стороны: вытащим ваши деньги из бюджетного кармана! Для АвтоВАЗа миллиарды нашлись, а на лекарства для инвалидов — кто знает? — может и не хватить.

Дольче вита

Почему наша власть так щедро спонсирует потенциальных банкротов? Почему вместо "естественного отбора" мы занимаемся консервацией неэффективных производств? Почему за народный счет решаются проблемы частных менеджеров?

Вопросы весьма деликатные. Чтобы на них ответить, придется перейти к конкретным персонам. Председателем совета директоров ОАО "АвтоВАЗ" является Сергей Чемезов — давний друг Владимира Путина (познакомились еще в 80-х годах в Германии). Отказать такому серьезному человеку, конечно, трудно. Главная должность Чемезова — не на автомобильном гиганте, а на оборонном супергиганте: он возглавляет госкорпорацию "Ростехнологии", в которую входят 420 предприятий страны, почти треть всего оборонно-промышленного комплекса!

Недавно г-н Чемезов обратился в правительство с просьбой. Догадались, с какой? Верно! Все точно по антикризисной науке: дать его, то есть, простите, не его, а государственной корпорации самую малость — 7 миллиардов 220 миллионов долларов. В виде кредитов и госгарантий. Иначе — разорение, банкротство, безработица и социальная напряженность.

В переводе на рубли Чемезов попросил у государства 260 миллиардов целковых. Для сравнения: национальный проект "Образование" стоит 31 млрд рублей, "Здоровье" — 112 млрд. Бюджет Ивановской области на этот год — 22 млрд рублей. Руководство "Ростехнологий" просит двенадцать таких бюджетов — и ничего, мир не перевернулся. Кажется, власть готова согласиться, поскольку не видит иного выхода: она сделала ставку на монополии, породила динозавров и теперь будет их спасать.

Вся надежда на президента. Но не нашего

И Путин, и Медведев сегодня обещают: деньги найдутся для всех, кому они необходимы. Дадим пенсионерам и генералам, социалке и оборонке. Если что — не побоимся, залезем в долги: дефицит уточненного проекта бюджета — более 3 триллионов рублей при общих доходах в 6,3 триллиона. Неуемная щедрость властей, которые не в состоянии отказать близким и дальним друзьям, может привести к тому, что Россия вынуждена будет занимать деньги на Западе. Вся наша надежда сегодня, как ни странно, уже не на Путина, не на Медведева, а на Обаму. Если американский президент не раскрутит свое хозяйство и не повысит мировой спрос на нефть — быть России снова в глубоких должниках, как при Ельцине.

Зато родной экономический пейзаж останется без изменений. Госкорпорации и монополии — неприкосновенны. Никакого "очистительного" кризиса, никакого естественного отбора. Эти динозавры так и будут пожирать сотни миллиардов из кармана налогоплательщиков и вопреки всем законам экономической эволюции выживут.

Они-то выживут, а вот граждане как? Как обычно: кто на своем огороде, кто с грибками да семечками. Не пропадут. Привычные мы, не впервой.

Из досье

Эту необъятную структуру создали в июле прошлого года. Указ подписал президент Медведев, с чьей подачи — понятно. "Ростехнологиям" передали акции государственных унитарных предприятий на сумму более 18 миллиардов долларов. Журналисты тогда спрашивали: чья это будет теперь собственность — государственная или частная? Ответа не последовало. Это явно не собственность государства, поскольку прибыль "Ростехнологий" и доход от продажи акций предприятий в бюджет не перечисляется. Но и конкретных владельцев-частников у корпорации нет. И название у нее — "государственная". Получается очень выгодно: близкие к власти люди могут по своему усмотрению использовать огромный производственный потенциал, распоряжаться полученной прибылью, а вот за долги в случае чего расплачивается бюджет. Бонусы — менеджерам, а гарантии — за счет правительства. Коммерческие вершки — частные, а убыточные корешки — за счет народа. Пряник, а не бизнес.

Прямая речь

Яков Уринсон, профессор Высшей школы экономики:

"Если частный собственник не несет рисков, капиталистическая экономика не работает. Защищая российский автопром ввозными пошлинами, мы угробили его. В условиях неконкурентной жизни никакая отрасль не растет. Защита производителя — это всегда наказание потребителя".