• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Зарубежное регионоведение: большая игра России за мировые рынки

Зарубежное регионоведение: большая игра России за мировые рынки

© iStock

16-17 декабря 2020 года в НИУ ВШЭ состоится II международная конференция «Восток и Запад на этапе новых трансформаций: Азия перед вызовами деглобализации». На ней впервые будут обсуждать актуальные вопросы современного зарубежного регионоведения, рассказала новостной службе портала руководитель Департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Вера Вишнякова.

Зарубежное регионоведение, как область знания, при четком и отвечающем современным вызовам формулировании целей и задач должно стать важным инструментом в реализации планов России по выводу своих товаров и услуг на мировые рынки. Оно призвано работать на продвижение национальных интересов за рубежом, укрепление позиций России на международных рынках, обеспечение политической поддержки в странах – потенциальных партнерах, привлечение иностранных инвестиций и инновационных технологий для развития собственной промышленности.

Вера Вишнякова

Зарубежное регионоведение, как отрасль знания, в частности, в области высшего образования, должно заниматься подготовкой регионоведов, имеющих специальные компетенции в сфере политического, экономического и культурного маркетинга. Такие специалисты необходимы для участия России в жесткой конкурентной борьбе за страны – рынки сбыта, на которых традиционно проводят политику своих государств профессиональные регионоведы из США и Евросоюза.

В научно-прикладных исследованиях зарубежное регионоведение должно быть сфокусировано на изучении потенциала мировых рынков, стран, регионов мира с целью выработки квалифицированными регионоведами аналитических рекомендаций политическому руководству, правительству, крупному бизнесу о перспективных отраслевых нишах для российской экономики и политики.

Запрос в нашей стране на профессиональных регионоведов созрел во всех областях: образовательной, научно-исследовательской, государственного управления, международной торговли и зарубежных инвестиций

Однако размытая трактовка университетами конкретики запроса от работодателя, неумение лаконично формулировать профессиональную сущность и карьерную привлекательность специальности «Зарубежное регионоведение» препятствует росту ее популярности среди абитуриентов. Прослеживается смешение понятий, расфокусированы акценты, кардинально отличающие регионоведов от международников, политологов и востоковедов. 

Данная проблема усугубляется еще и тем, что различные университеты имеют разный набор дисциплин по направлению подготовки «Зарубежное регионоведение» (код 41.03.01), выпуская специалистов, которые на самом деле являются филологами, культурологами, даже международниками, но не имеют соответствующих компетенций во внешней торговле, конкуренции на рынках и продвижении интересов своей страны. Это дискредитирует суть специальности и снижает интерес к ней как у абитуриентов, так и у работодателей.

Сформулированные предельно четко объект изучения, цели и задачи подготовки регионоведов позволят увеличить как количество работодателей, желающих получить таких специалистов, так и абитуриентов, готовых стать регионоведами, столь необходимыми в нашей стране.

Данная специальность должна быть понятной и привлекательной для российских работодателей, абитуриентов, а также для профессорско-преподавательского состава и студентов, если принять, что зарубежное регионоведение, как область знания, изучает экономический, политический, культурный потенциал, перспективы и соответствующие риски конкретных зарубежных стран и регионов с целью продвижения в них национальных политических и экономических интересов своего государства.

Безусловно, надо учитывать, что к базовым основам зарубежного регионоведения относятся знания в области языка, культуры, межэтнического и межрелигиозного диалога, географии, социально-экономического и политического устройства отдельной страны, региона.

В связи с этим для российских вузов в качестве основной задачи для исследовательской деятельности в области зарубежного регионоведения должна выступать разработка методологий продвижения бренда России, в свою очередь, для образовательной – формирование методик обучения специалистов, отвечающих современным рыночным условиям. 

Профессиональный специалист-регионовед должен обладать навыками решения практических задач в следующих областях:

в экономической:

- наращивать двусторонние экономические интеграционные связи с существующими партнерами;

- использовать международную помощь, гуманитарную и экономическую, как инструмент установления доверительного сотрудничества для последующего продвижения экономических интересов России;

- изучать особенности регионального рынка и искать новых партнеров, повышая экспортные возможности России, включая не углеводородные, инновационные сегменты, продукцию сельского хозяйства, деревоперерабатывающей и других отраслей промышленности, прежде всего продуктов глубокой переработки сырья;

в политической:

- изучать страны и регионы для выявления и привлечения наиболее перспективных партнеров для двухстороннего сотрудничества с целью продвижения интересов России и ее влияния в решении региональных и мировых политических задач как глобального игрока;

- использовать возможности существующих региональных политических блоков, международных организаций – БРИКС, АСЕАН, ШОС, ЕАЭС с целью реализации внешнеполитических задач России и содействовать созданию новых международных объединений, обеспечивающих ее интересы; 

в культурной:

- изучать исторические, языковые, культурные особенности страны и региона для налаживания тесных связей с негосударственными общественными и культурными организациями и ассоциациями, деловыми союзами и бизнес-ассоциациями, разрабатывать методики для расширения культурных, гуманитарных и образовательных связей;

- развивать каналы привлечения большего числа иностранных студентов для обучения в России с целью подготовки «адвокатов России» за рубежом.

Специалисты-регионоведы, обладающие современным инструментарием региональных исследований и нацеленные на решение конкретных прикладных задач, станут опорой в международных департаментах федеральных органов исполнительной власти, крупных корпораций и в институте торговых представителей для продвижения внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии России.

Департамент зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ готов к решению этих задач. Предлагаемая концепция будет качественно отличаться по своему набору компетенций от прежних, существующих в университетах России

Команды компетентных исследователей Вышки со специальными знаниями в области зарубежного регионоведения будут эффективными в реализации внешних заказов от государственных и частных структур.

Россия уже взяла курс на расширение своего влияния на мировые политические процессы в собственных национальных интересах и профессионального присутствия на международных рынках. Специалисты-регионоведы, подготовленные по новым специализированным методикам, станут эффективными менеджерами и исследователями этих процессов, способными конкурировать с западными, а теперь и с восточными коллегами.

Зарубежное регионоведение как область знания в современной трактовке позволит нашей стране реализовать внешнеполитические амбиции и стать равноправным партнером в большой международной игре за рынки.

Вам также может быть интересно:

«Развитие востоковедения и регионоведения – огромная задача на ближайшее десятилетие»

Ученые и дипломаты из 35 стран и восьми университетов из регионов России собрались в Вышке, чтобы обсудить как протекает глобализация в Азии – и чем эти процессы отличаются от происходящих в Европе.