• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Любой кризис и любой шок надо воспринимать как новые возможности»

«Любой кризис и любой шок надо воспринимать как новые возможности»

10 декабря в Высшей школе бизнеса прошло масштабное мероприятие «Graduate School of Business Meetup: Добро пожаловать в ВШБ», объединившее преподавателей, студентов, выпускников бизнес-программ, представителей корпораций и всех интересующихся развитием бизнес-образования. На онлайн-сессиях GSB Meetup гости узнали, какие качества необходимы современному менеджеру, чем сегодня живет ВШБ Высшей школы экономики и что ждет ее в будущем.

Экспертные сессии и диалоги о бизнесе, выступления преподавателей, профессоров Высшей школы бизнеса, выпускников, сделавших успешную карьеру, — на «GSB Meetup: Добро пожаловать в ВШБ» программа оказалась крайне насыщенной.

Диалог с деканом

На сессии «Challenge для декана» руководитель Высшей школы бизнеса Валерий Катькало ответил на вопросы выпускников. Бывших студентов Вышки интересовали проблемы обучения в современном, постоянно меняющемся мире, будущее ВШБ и секреты успеха самого декана школы. «Мне крайне важно иметь постоянный контакт с нашими успешными выпускниками, многого добившимся в своей карьере, — признался перед началом сессии Валерий Катькало. — Надеюсь, это произошло в том числе благодаря обучению на программах, которые сегодня консолидированы в ВШБ и развиваются здесь».

Валерий Катькало
© Высшая школа экономики

Наталья Белова, выпускница магистратуры «Стратегический менеджмент» 2002 года, победительница HSE Alumni Award 2020, а ныне член Правления, директор Департамента маркет-менеджмента «Росгосстрах-Жизнь», спросила у декана ВШБ: какие изменения бизнес-образованию принесет 2021 год. Валерий Катькало отметил, что грядущий год станет одним из нескольких годов, в которые университетам и бизнес-школам придется адаптироваться к новым вызовам современности (причем коронавирус, по мнению декана, лишь один из них).

«Любой кризис и любой шок надо воспринимать как новые возможности, как возможности создания новых проектов, которые опередят вчерашних или традиционных лидеров. Мы столкнулись с вызовом (пандемия), который требует от нас, с одной стороны, ускорения многих процессов и намерений, которые мы когда-то закладывали при проектировании ВШБ, а, с другой, дополнительных акцентов. Первый из них: цифровые навыки. Еще недавно мы говорили, что есть „твердые“ и „мягкие“ навыки, а где-то рядом диджитал-навыки, которые тоже nice to have. Совершенно очевидно, что сегодня традиционной дихотомии мягких и твердых навыков нет: цифра вошла повсеместно».

В качестве акцентов, которые сегодня требуют особого внимания, Валерий Катькало назвал «совершенно нового уровня актуализацию социальных навыков (креативность, эмпатия и т.д.) и меняющуюся роль бизнеса в современном обществе».

Анастасия Елагина, 2 курс ОП «Управление бизнесом»

Мне было невероятно интересно работать над этим проектом. Организаторы проделали огромный труд, за что хочется сказать им отдельное спасибо. Нельзя не отметить серьезность и усердие, с которым все – руководство, сценаристы и ведущие, монтажеры и дизайнеры – подошли к выполнению порученной работы. Это был очень полезный опыт для всех нас.

Выпускник ФБМ НИУ ВШЭ Максим Чернин, который сейчас является членом совета директоров «Росгосстрах», председателем совета директоров «Доктор рядом» и исполнительным директором компании «Тим-Драйв», поинтересовался у декана ВШБ, чем Школа отличается от других подобных проектов.

«Что отличает успешную бизнес-школу от других? Наверное, то, что она релевантна запросам рынка, — ответил Валерий Катькало. — Релевантность таит в себе простой ответ: нужно быть готовым к постоянным изменениям и постоянно обновляться. Мы должны понять, что мир, ускорившийся в своем развитии, ставший гораздо сложнее за последние 20 лет, характеризуется тем, что в нем необходима креативность, владение цифрой, способность работы в постоянно меняющемся сочетании партнеров, клиентов и т.д. — такого рода навыки бизнес-школа должна уметь формировать».

Опыт студентов и выпускников

Кроме диалога с деканом выпускники НИУ ВШЭ, некогда отучившиеся на программах по менеджменту, бизнес-информатике и других, поделились тем, как сложилась их жизнь после окончания Вышки и какую роль университет сыграл в их карьерной траектории.

В недавнем времени вице-президент Mail.Ru Group по персоналу и образовательным проектам Ольга Филатова, окончившая магистратуру «Стратегический менеджмент» в 2004 году, сейчас преподает в Высшей школе бизнеса. Как она отметила, в ВШБ работает много экспертов-практиков, что придает учебе особую ценность: «Я как практик, проработавший в ряде крупных компаний, везде слышала, что образование НИУ ВШЭ является своеобразным знаком качества, мне лично это очень приятно. Вышка продолжает развиваться и не теряет качество. Уважение и партнерское отношение в университете формируют такой же партнерский стиль работы, и это ценится».

Нынешние же студенты Высшей школы бизнеса представили жизнь ВШБ сегодня: раскрыли гостям тайны корпуса на Шаболовке, рассказали о прошедших и планируемых мероприятиях бизнес-школы.

В ходе практико-ориентированной сессии – digital-заседания студенческого проекта «Клуб бизнес-переговоров» – выступили руководитель клуба Никита Тесленко и Станислав Мартынов, эксперт по переговорам, директор компании BROCA & WERNICKE.

«У нашего клуба сложилась постоянная команда, которая знакомится с новыми участниками и показывает им ценность нашего проекта. Они получают пользу от посещения клуба, не стесняются делиться ею и показывать свои результаты, — рассказал Станислав Мартынов. — Мне очень нравится скорость восприятия информации студентами, современным поколением. Я обучил много людей (в основном, уже взрослых) и должен сказать, что у многих взрослых восприятие новой информации и способность ее правильно понять и применить, может быть, менее выражена, чем я вижу у наших студентов. Они быстро схватывают, это здорово».

Дмитрий Бочаров, вице-президент по внутреннему контролю и аудиту Segezha Group, член Академического совета ОП «Управление бизнесом», выпускник бакалавриата 2005 г. («Менеджмент»), выпускник магистратуры 2007 г. («Стратегический менеджмент»), выпускник аспирантуры 2011 г.

Всегда приятно возвращаться в Вышку и делиться своим опытом, спасибо за такую возможность!

Эксперт по переговорам дал участникам клуба, а также всем участникам digital-заседания совет по развитию: «Не стесняйтесь практиковаться, потому что мы даем много упражнений. Внутренние страхи надо убирать, если вы хотите быть хорошим переговорщиком: без ошибок не бывает никогда».

Никита Тесленко, в свою очередь, отметил, что на встречи клуба приходят многие представители бизнеса – потенциальные работодатели студентов Вышки: «Мы будем и дальше продолжать традицию приглашать разных гостей и ждем вас на нашей следующей встрече. Очень надеемся, что в следующем году у нас будет еще больше участников, потому что мы прекрасно понимаем: сейчас, возможно, не так легко заниматься дополнительным самообразованием помимо учебы. Однако надеемся, что в наступающем году вы придете к нам».

Разговор с бизнесом

На панельной дискуссии «Обучаться нельзя остановиться» с HR-директорами и руководителями корпоративных университетов компаний — лидеров отраслей поговорила Наталья Шумкова — профессор практики, заместитель первого проректора Вышки. Она спросила представителей бизнес-мира, может ли взрослый человек заниматься приобретением знаний и навыков всю жизнь и как компании вовлекают персонал в обучение в условиях новой нормальности.

Директор по управлению талантами и развитию персонала, руководитель Билайн Университета Евгений Уйхази ответил, что для компании концепция lifelong learning является базовым понятием.

Мария Кондрахина, 2 курс ОП «Управление бизнесом»

Мне очень понравилась организация мероприятия, так как было много интерактива и интересного контента. Было не слишком затянуто, но и не слишком сжато. Организаторы мероприятия большие молодцы, спасибо за приятно проведенное время.

«В докладе Всемирного экономического форума сказано, что в ближайшие два года появится 133 миллиона новых рабочих мест. Та скорость развития технологий, с одной стороны, и возникающие аномалии, с другой, заставляют постоянно развивать свои навыки, чтобы оставаться конкурентоспособными. Мы много времени уделяем обучению, — рассказал Евгений Уйхази. — Все, что касается электронного обучения — это must. Через онлайн люди выбирали курсы, помогающие приспособиться к изменениям. Внутренние тренеры заметили, что топ-5 компетенций, которые хотели развить сотрудники, были связаны с бизнес-проницательностью. IT обучение стало в авангарде — на 35% больше сотрудников выбрали курсы IT или курсы работы с данными. Также в марте-апреле был всплеск популярности у курсов техник работы с собой, своими эмоциями и ресурсами: их прошли 600 человек».

Бизнес-образование: ответственный подход

На сессии «Диалоги о менеджменте: зачем нужно бизнес-образование?» профессор, руководитель Департамента организационного поведения и управления человеческими ресурсами Сергей Филонович рассказал об особенностях современных бизнес-программ. Также профессор ВШБ ответил на вопрос «Могут ли выпускники российских бизнес-школ составить конкуренцию заграничным коллегам?». По его мнению, успех зависит не только от того, какой университет он окончил, но и от способностей самого человека: «Успех менеджера, безусловно, во многом определяется тем образованием, которое он получил. Но, как и во всех других сферах человеческой деятельности, он определяется и талантом человека. Поэтому обычно довольно трудно судить, в какой степени успех конкретного человека связан с тем, что он получил хорошее образование, или с тем, что он страшно талантливый и практически сразу выходит на международный уровень».

Сергей Филонович
© Высшая школа экономики

Сергей Филонович также отметил, что большую роль играет, как именно человек получает образование, с какой психологической установкой он учится. «Нужно подходить к своему образованию очень ответственно. Если у вас есть возможность что-то изучить – изучите, познакомьтесь, когда-нибудь это вам пригодится, – дал совет профессор ВШБ. – Весь мой жизненный опыт говорит, что все, чем я когда-либо занимался и интересовался (хотя мне казалось, что это очень далеко от моего профессионального развития), мне пригодилось».

Вам также может быть интересно:

«Нам нужны лидеры, инициативно меняющие реальность»

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ, французская бизнес-школа INSEAD и Билайн Университет разработали и успешно провели совместную корпоративную программу развития преемников и топ-талантов для 40 руководителей высшего звена «Билайна». Программа «Leadership. Accelerator. Beeline» (LAB) длилась 7 месяцев и объединила в себе лучшие международные практики в области управленческих компетенций, клиентоцентричности и цифровой трансформации бизнеса.

Технологии искусственного интеллекта помогут реабилитации бездомных

Исследовательская группа Центра искусственного интеллекта ФКН НИУ ВШЭ под руководством Ивана Ямщикова разработала модель для прогнозирования успешности  реабилитации бездомных. Модель с вероятностью около 80% предсказывает эффективность  работы с клиентами организаций для бездомных. Проект представлен на конференции, посвященной деятельности социальных центров.

Российские ученые доказали, что профессиональные спортсмены эффективнее играют против бывших клубов

Исследователи из ВШЭ, РАНХиГС и РЭШ определили, что профессиональные спортсмены в среднем играют против своих бывших команд лучше, чем в других матчах. На их результативность больше влияют эмоции, чем знание тактики соперника. Результаты исследования, опубликованные в журнале Journal of Behavioral and Experimental Economics, пригодятся тренерам, спортивным менеджерам и букмекерам.

Высшая школа бизнеса ВШЭ и КУ «Газпром нефти» открыли «Академию CFO»

В декабре 2021 года Центр корпоративного обучения Высшей школы бизнеса ВШЭ запустил новую масштабную корпоративную программу развития «Академия CFO» совместно с Корпоративным университетом «Газпром нефти». Программа предназначена для функционального кадрового резерва блока экономики и финансов «Газпром нефти».

НИУ ВШЭ и «Росгеология» завершили программу по повышению квалификации руководителей дочерних подразделений холдинга

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ и крупнейший российский геологоразведочный холдинг «Росгеология» подвели итоги программы «Стратегическое планирование и управление изменениями в организации», предназначенной для управленческих команд дочерних обществ компании. Результатом обучения стали разработанные и уже частично внедренные кайдзен-проекты, направленные на один из стратегических приоритетов развития холдинга.

Проекты по развитию Санкт-Петербурга представили властям города участники программы «Горизонты возможностей»

В конце октября завершилась программа «Горизонты возможностей», специально разработанная и реализованная НИУ ВШЭ по заказу правительства Санкт-Петербурга. Ее выпускники презентовали свои проекты руководству и преподавателям университета и представителям городской администрации.

ВШБ НИУ ВШЭ открыла программу развития управленческих компетенций для руководителей Росгеологии

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ и крупнейший российский геологоразведочный холдинг АО «Росгеология» запустили программу в области стратегического планирования и управления изменениями в организации. Проект предназначен для управленческих команд дочерних обществ АО «Росгеология».

Демократия не для всех. Россияне принимают западные ценности, но видят их по-своему

Европа хочет жить при демократии. Больше всего желающих в северных странах, меньше — в бывших социалистических, особенно в России. Положительно к «народовластию» относятся практически все, но понимают его по-разному. Взаимосвязь отношения и понимания Алла Салмина изучила на данных 28 государств — участников European Social Survey (ESS). Результаты работы представил журнал «ПОЛИС. Политические исследования».

Альтруизм в наследство. Как семья поддерживает культуру волонтерства

В России главный канал передачи ценностей добровольчества — от родителей к детям, показали исследователи НИУ ВШЭ. Младшие поколения семьи с возрастом начинают помогать людям по примеру старших.

Жизненные цели россиян. Создать семью, заняться музыкой, построить дачу

Опрос показал, что 48% населения России живут повседневными делами и заботами, не ставя перед собой никаких задач на перспективу. В то время как другая часть общества трудится над реализацией своих краткосрочных и долгосрочных планов. Исследователи НИУ ВШЭ проанализировали основные цели и желания россиян и пришли к выводу, что в основном они отражают нерешенность социально-бытовых проблем страны.