• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Россия — рай для дизайнеров, здесь все подлежит реконструкции»

21 марта в Школе дизайна НИУ ВШЭ пройдет день открытых дверей направления «Дизайн среды». Новостная служба ВШЭ поговорила с куратором этого направления Александром Джикия о том, чем будут заниматься студенты, а также о том, зачем дизайнеру проводить психологические консультации, как раскрыть смысл «Черного квадрата» и при чем тут философия.

Со следующего учебного года студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ в рамках единой образовательной программы уже с первого курса смогут выбрать более узкую специализацию. На выбор предлагается четыре профиля — «Дизайн среды», «Мода», «Коммуникационный дизайн» или «Анимация ииллюстрация».

Дизайнер-универсал

В мире вообще все связано с дизайном — это такая универсальная область. Я знаю это на собственном опыте. В 1985 году я закончил МАРХИ, после оформлял выставки, был художником на НТВ, иллюстратором в журналах, занимался книжной графикой, работал даже в нью-йоркcком Музее Гуггенхайма.

С осени я буду вести первый курс бакалавриата по направлению «Дизайн среды». Главная задача моих занятий — то, что называлось в Баухаусе «форкурс»: я буду рассказывать о больших и основополагающих вещах, которые дают необходимую базу для дальнейшего осознанного обучения, роста и понимания встроенности себя как специалиста в творческую и коммерческую среды. Я постараюсь в рамках курса передать те универсальные навыки и знания, что накопил за всю жизнь, и особенно — за время практики.

Где дизайнер среды может применить себя? Поверьте: везде, что в поле вашего зрения. Допустим, есть дом. Вот мы его «одели» изнутри и снаружи. Но есть пространства и вокруг дома — сад, площадки, зоны отдыха. В ведении дизайна среды также находятся системы навигации. Навигация соединяется с коммуникативным и графическим дизайном — поэтому мы даем необходимые знания, в том числе и в этих областях.

Кроме того, есть творческие рабочие пространства, которое подразумевает некую декоративность и напрямую сочетается с театральным дизайном и художественной постановкой в кино. Так что работа дизайнера среды может выйти далеко за рамки утилитарных задач. Предмет обширен, но на протяжении обучения студенты смогут выбирать необходимые дисциплины, получая достаточно информации и навыков, чтобы при устройстве на работу иметь багаж, который позволит им стать универсальными специалистами.

Дизайнер-стилист

Дизайн среды — это дизайн всех пространств, которые ежедневно нас окружают, кроме непосредственно архитектуры. Все взаимодействие человека внутри здания ложится на плечи интерьерного дизайнера. Это он думает: как оформить фойе, коридоры, парковку, даже ландшафт вокруг. На этапе организации пространства дизайнер становится важнее архитектора, он комплексно видит человека в среде обитания, оживляет эту среду.

Раньше архитектура считалась матерью искусств и задавала дальнейшую стилистическую разработку всего остального — само здание уже подразумевало стиль. С постмодерном мы пришли к тому, что единого стиля больше нет. Так одним из важных аспектов в обучении дизайну становится изучение разных стилей и приложение их к современности. Даже если в XXI веке придется иметь дело с барочным замком. Поэтому архитектурный стилист — еще одна специальность дизайнера среды.

Дизайнер-психотерапевт

В западном образовании очень любят гештальт — преподавателей чересчур волнует физиология восприятия объектов: черный цвет вызывает депрессию, красный возбуждает ну и т. п. По их мнению, любая структура вызывает психологическую реакцию. Но гармония, которой они пытаются научить через психологию, невозможна без геометрии — это основа комфортной среды обитания для человека. Именно на сочетании гештальта и геометрии построен мой курс. Вместе с тем студенты будут сочетать в своей учебе работу руками и компьютерное моделирование.

Да, в какой-то степени дизайнер — это психотерапевт. Порой в работе нужно забыть о собственных предпочтениях и прислушаться к клиенту. Дизайнер должен быть прежде всего человеком умным, спокойным, прощающим слабости других людей, которые зачастую не представляют, чего хотят. Мои друзья-архитекторы говорят, что большая часть их работы заключается в проведении образовательно-психологических консультаций.

Дизайнер-философ

Вкус — это некий консенсус в понимании, что такое красиво/некрасиво. И когда это понимание есть — дальше можно рассматривать мир как целостность и совокупность гармонических отношений. Чтобы понять эту космическую гармонию, надо объяснить человеку определенные законы формообразования. В первую очередь он должен научиться смотреть и видеть, и вот эта совокупность воспринятых художественных «примеров» и есть вкус. Дальше, по мере использования накопленных знаний, приходит понимание, что «Черный квадрат» — не просто квадрат, а определенный этап в развитии искусства.

Научить вкусу можно. Если у человека нет вкуса, то это не генетическое свойство, потому что в основе вкуса — элементарная насмотренность. А дальше никуда не деться. Вкус — это понимание, что такое хорошо, что плохо. Мы видим, как это работает — наши абитуриенты зачастую кроме Шишкина и Айвазовского никого не знают. Но во всех учебных проектах заложено визуальное исследование — прежде, чем что-то делать, студент готовит мини-выставку из объектов, которые могут понадобиться ему для решения поставленной задачи. Таким образом, ребята быстро развиваются и уже через год делают блестящие работы. Такой крен в сторону арт-практики очень важен. Например, классическое образование в XIX веке включало языки, танцы, шпагу — и нашу программу нам хотелось бы выстроить как фундамент для человека, который хочет успешно жить в мире искусства, дизайна, визуальных коммуникаций

Мещеряков Арсений Владимирович
руководитель Школы дизайна

Дизайнер-ремесленник

Мы, как наставники, должны научить студентов чувствовать материал. Графический дизайн позволяет передать зрительно-вербальную информацию на бумаге и электронных носителях. А когда мы имеем дело с дизайном среды, мы работаем с трехмерным пространством, где материальность выходит на первый план. Дизайнер должен владеть системой передачи трехмерного образа: придумать объект, создать трехмерную модель на компьютере, понять, как создаются чертежи и рабочие документы, по которым модель воплощается в реальность, самостоятельно создать физический макет из гипса, бумаги, ткани и так далее.

С созданием реального макета приходит понимание — как себя ведет 3D-модель в жизни. Это хороший опыт для первокурсника, потому что такая работа создаст мостик между воображением и реальностью и научит его говорить новым языком.

Дизайнер-герой

Вот в Европе очень трудно себя проявить, что-то изменить, модернизировать. Европа уже доросла до пределов дизайна, а у нас даже с навигацией в городе проблема. В этом отношении Россия — рай для дизайнеров, здесь все подлежит реконструкции, и это великое счастье, потому что есть огромный резерв работ. Это большое, долгое и интересное дело, а кроме того, способ оставить свой след и преобразовать будущее в свою сторону. Так что дизайнер — это, прежде всего, человек, который делает жизнь лучше.

Дарья Нурмуканова, студентка Школы дизайна НИУ ВШЭ, 3-й курс, специализация «Дизайн среды»

Вначале этого учебного года меня взяли на стажировку в английскую фирму Vulcan Works, которая занимается дизайном среды. Три месяца я как второй дизайнер дистанционно работала над эскизом, концепцией и планированием проекта, который готовился к фестивалю Luminasia вгороде Монтеррей в Мексике. Он был заказан госучреждением Turismo Nuevo Leon в Мексике в городе Монтеррей, продюсировался компанией ISA, а проектировался дизайнерами из Vulcan works.

В ноябре 2014 года я отправилась в Мексику, чтобы помочь с реализацией проекта на месте. Там я провела две недели и получила неоценимый практический опыт.

Задумывался грандиозный фестиваль света, посвященный наступающему Рождеству. Нам предстояло в кратчайшие сроки воплотить проект в реальность. Спроектированные нами полярные медведи, пингвины в шарфах, город из леденцов, мексиканские пиньяты должны были стать гигантскими световыми скульптурами. Центральным объектом был огромный сказочный замок на острове посреди реки. Мы, дизайнеры из Vulcan works, создавали абсолютно все объекты для Luminasia. Я была правой рукой и помощником главного дизайнера, участвовала в координации и реализации каждой стадии проекта. Это дало мне понимание того, как вообще работает индустрия дизайна.

В процессе приходилось много общаться с людьми из разных стран, среди которых я была единственным участником из России. В моем возрасте я руководила работой 18 подчиненных, осознавая всю ответственность поставленной задачи. Было непросто, однако теперь мне по силам справиться со сложной профессиональной задачей.

Сейчас я готовлюсь к другому похожему проекту, это будет фестиваль, который пройдет в Лос-Анжелесе в конце года.

Видео о фестивале

Другие направления в Школе дизайна: 

«Все — от баннеров на сайтах до спецэффектов в кино — это творение художников-аниматоров». Интервью с куратором направления «Анимация и иллюстрация» Алексеем Рюминым

«Глянцевые журналы и бренды одежды испытывают дефицит в людях, которые понимают индустрию моды». Интервью с куратором направления «Мода» Анзором Канкуловым

«Дизайнер — это мастер мгновенного смысла». Интервью с куратором направления «Коммуникационный дизайн» Александрой Кузнецовой

Вам также может быть интересно:

Виртуальная реальность, Индиана Джонс и Уолл-стрит: в Вышке прошел День открытых дверей для абитуриентов бакалавриата

В минувшее воскресенье в комплексе на Покровском бульваре и одновременно в онлайне состоялся День открытых дверей для абитуриентов бакалавриата ВШЭ. Потенциальные студенты и их родители смогли познакомиться с факультетами и задать вопросы их руководителям, побывать в университетских аудиториях, посетить мастер-классы преподавателей, вживую поговорить со студентами. Об этом в репортаже новостной службы портала Вышки.

На Дне открытых дверей магистратуры были представлены программы ВШЭ, реализуемые онлайн

В этом году Высшая школа экономики проводит прием абитуриентов на девять практико-ориентированных магистерских программ по востребованным специальностям в области IT, менеджмента, экономики и финансов. 13 и 14 марта 2021 года об особенностях этих программ рассказали их академические руководители и представители компаний-партнеров. Первая часть Дня открытых дверей была посвящена русскоязычным программам, вторая – англоязычным.

«На Дне открытых дверей мы старались передать атмосферу Вышки»

20-21 февраля состоялся общеуниверситетский День открытых дверей для поступающих в бакалавриат ВШЭ. Впервые он был проведен полностью в онлайн-формате. Видеозаписи трансляций доступны для всех желающих. Они содержат выступления первых лиц университета, деканов факультетов, руководителей образовательных программ, довузовского блока и других направлений, а также виртуальные экскурсии.

День открытых дверей для абитуриентов бакалавриата впервые пройдет онлайн

20-21 февраля 2021 г. состоится общеуниверситетский день открытых дверей для поступающих в бакалавриат ВШЭ. В программе предусмотрены выступления руководителей университета, деканов факультетов и представление образовательных программ. Об особенностях мероприятия в новом формате рассказывает проректор ВШЭ Вячеслав Башев.

«День открытых дверей»: где учатся лицеисты. Часть 1

В проекте «День открытых дверей» о здании Лицея на Солянке рассказывают лицеисты 10 класса Алексей Земцов и Александра Фролова.

День открытых дверей ВШЭ: как это было

24 февраля Вышка провела День открытых дверей программ бакалавриата и лицея. Абитуриенты могли из первых рук узнать о том, чему и как учат в Вышке, и пообщаться с ректором и другими руководителями университета. Если вы не попали туда лично, посмотрите наши видео.

Три программы Банковского института, обучение на которых начнется уже в октябре

Банковский институт ВШЭ предлагает программы дополнительного образования для тех, кто занимается управлением инвестициями, работает в финансовой сфере или банковском секторе. Обучение на них начинается в октябре, а узнать, чему и как будут на них учить, можно на днях открытых дверей, первый из которых состоится уже 26 сентября.

Как дополнить свое образование: возможности, о которых вы могли не знать

17 сентября Вышка проводит большой день открытых дверей программ дополнительного образования. На нем каждый найдет для себя занятие по вкусу — от выбора программы бизнес-обучения и тестирования по иностранным языкам до мастер-классов по дизайну и уроков каллиграфии.

«Преподаватели здесь явно строгие. Но ради перспектив можно и постараться»

28 февраля в Москве прошел день открытых дверей всех образовательных программ бакалавриата НИУ ВШЭ. На вопросы абитуриентов и их родителей отвечали руководители университета, представители программ, приемной комиссии и факультета довузовской подготовки, сотрудники и ученики лицея НИУ ВШЭ, студенты и выпускники.

«Дизайн должен быть понятным, а не субъективно красивым»

27 января пройдет день открытых дверей программ дополнительного образования Школы дизайна НИУ ВШЭ. Студенты одной из программ — «Графический дизайн. Базовый уровень» (куратор — Павел Борисовский) — рассказали о себе и о том, почему решили получить профессию дизайнера.