• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Завершился заключительный этап олимпиады «Высшая проба»

В 42 городах России и ближнего зарубежья с 1 по 8 февраля прошел второй (заключительный) этап олимпиады «Высшая проба» для учеников 7–11 классов. Приглашение принять участие в заключительном этапе получили около 16 тыс. человек.

Олимпиада «Высшая проба» с каждым годом становится все масштабнее, отмечает директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ Тамара Протасевич. В этом году она проводится по 22 профилям, в том числе по двум новым, а число участников отборочного этапа почти на 6 тыс. больше, чем год назад — 82098 человек. Самые популярные профили — обществознание, русский язык, математика и иностранные языки.

Совершенствуется содержание олимпиадных заданий. Например, значительно усложнены задания по физике, а участникам заключительного этапа по электронике и вычислительной технике впервые было предложено практическое задание, которое они выполняли на компьютере.

Заключительный этап продолжался восемь дней подряд, включая выходные (каждый день — от двух до четырех предметных олимпиад). В некоторых городах он был организован впервые. Например, в Архангельской и Ростовской областях на заключительный этап год от года проходит все больше участников, и в этом году их число стало достаточным, чтобы открыть региональные площадки для его проведения в Архангельске и Ростове-на-Дону. Стало больше участников заключительного этапа и в восточных регионах, так что в этом году при составлении расписания состязаний пришлось учитывать разницу во времени.

Очные состязания на всех площадках проводятся по единым правилам. В этом году случаев нарушения правил и отстранения участников на заключительном этапе было меньше, чем в прошлом году (основная причина, как и раньше, — попытка использования мобильного телефона).

Во многих городах во время заключительного этапа преподаватели Вышки провели для участников олимпиады образовательные и презентационные мероприятия (мастер-классы, лекции, игры, презентации образовательных программ, консультации о возможных траекториях поступления в университет и т.п.), причем программа мероприятий была обширной не только в Москве, но и, например, в Якутске.

Я брала картины кубистов и показывала, как можно превратить то, что на них изображено, в здания

Екатерина Коновалова, 10-классница из подмосковного Обнинска, участвовала в заключительном этапе олимпиады по дизайну. В отличие от олимпиады по другим предметам дизайнеры на отборочном этапе не выполняют задания в онлайн-формате за отведенное время, а загружают свои творческие работы в личный кабинет. Работа Екатерины — фирменный стиль творческого центра Peace of Art, причем сам центр существует только в ее воображении, но у него теперь есть реальная фирменная футболка, визитки, плакаты, чехол для телефона и значки.

«Когда узнала, что прошла на заключительный этап, я была в шоке — прыгала от радости, — рассказывает девушка. — Поняла, что двигаюсь в правильном направлении. А потом целый месяц готовилась к заключительному этапу — изучала историю искусств, за это время мне нужно было пройти программу до конца 10-го класса, потому что в школе мы этот предмет изучаем медленно, и один урок в неделю — это мало. Еще я поучилась на дистанционных курсах в Интернет-школе ВШЭ — это помогло понять формат предстоящих заданий. Но теория меня не очень увлекает — гораздо больше нравится создавать красивые вещи, привлекающие внимание, окружать ими себя и других людей».

10-классница Диана Находкина из Москвы прошла на заключительный этап по двум направлениям — дизайну и журналистике. Ее дизайнерский проект был посвящен архитектурному видению картин: «Я брала картины кубистов и показывала, как можно превратить то, что на них изображено, в здания. Если когда-нибудь такие здания удастся построить в реальности, они точно станут городскими достопримечательностями».

Задания отборочного этапа по журналистике Диана считает актуальными и не очень сложными: они были посвящены современным журналистам и их работам, а она этим интересуется, так что оставалось лишь проявить эрудицию. На заключительном этапе нужно было написать эссе на заданную тему и новостную заметку по фотографии. «Была фотография, на которой изображено тушение лесного пожара, и я написала заметку, как тушат пожар в подмосковном лесу, но это не удается из-за сильного ветра, так что приходится эвакуировать людей из соседнего поселка. А эссе написала о том, как выжить в путешествии по России, — давала разные советы, что делать в экстремальных ситуациях, например, если встретишь медведя. Задания интересные, мне понравились».


Фото: Михаил Дмитриев

Один из новых профилей олимпиады «Высшая проба» этого года — «финансовая грамотность». Его появление во многом обусловлено инициативами государства по повышению финансовой грамотности граждан. В прошлом году была принята Национальная стратегия повышения финансовой грамотности на 2017–2023 годы, а годом раньше ВШЭ при поддержке Минфина России и Всемирного банка начала повышать квалификацию учителей в регионах, чтобы они обучали школьников финансовой грамотности в рамках существующих предметов (обществознание, математика и проч.) или факультативно. Соответствующие темы включены в образовательные стандарты, выпущены пособия, созданы дистанционные курсы.

10-классница Мария Михалева из Москвы выбрала олимпиаду по финансовой грамотности, потому что «это полезно для моего будущего и настоящего, ведь нужно уметь рассчитывать, сколько платить по кредиту и сколько ты получишь по вкладу». Ее мама — консультант по финансам — одобряет интерес дочери к подобным вопросам. Отдельного курса финансовой грамотности в школе, где она учится, нет, но вопросам финансовой грамотности большое внимание уделяет учительница обществознания. На заключительном этапе олимпиады Марии понравилось задание, где нужно было сравнить микрозаймы и потребительские кредиты, указав плюсы и минусы для потребителя.

9-классник Денис Мартьянов из Москвы участвует в олимпиаде по финансовой грамотности, потому что его мечта — стать финансовым управляющим. На вопрос, чем привлекает именно эта профессия, он отвечает: «Не могу объяснить, душа так просит!» Пока в его школе финансовую грамотность не преподают, если не считать разделы в курсе обществознания, но он надеется, что такой предмет появится в 10 классе. Любимые задания — те, где нужны знания математики, и есть только один верный ответ. Денис собирается поступать в ВШЭ и уже сейчас присматривает себе образовательные программы по финансам.

Денис Якиманский, 11-классник из Лицея ВШЭ, в прошлом году победил на финале Всероса по праву, а на заключительном этапе «Высшей пробы» — по обществознанию и по праву, так что поступление в вуз ему гарантировано. В этом году он участвует в олимпиадах, одна из которых — по финансовой грамотности, скорее для удовольствия.

«На олимпиаде мне понравилось задание о видах финансовой неграмотности, — рассказывает Денис. — Была предложена история про студента, который берет деньги в долг в одной организации под определенный процент, а потом вкладывает в другую организацию, очень сомнительную, тоже под процент. Нужно было проанализировать, почему он поступает неправильно, и привести свои примеры финансовой безалаберности. Я привел несколько примеров, один из них — когда человек плохо учится в школе, а потом вынужден поступать в вуз на платное место. В то же время если абитуриент выбирает между слабым вузом, куда он проходит на бюджет, и сильным, где его берут только на платное, то лучше выбрать сильный вуз. Ведь вложение средств в качественное образование — это наиболее ценный вклад».

Вам также может быть интересно:

Командная олимпиада «Высшая проба» по программированию прошла в 45 городах

Состоялся основной этап командной олимпиады школьников «Высшая проба» по программированию. Его участниками стали 3038 учеников 6–10-х классов в составе 1154 команд из России и Беларуси. Имена победителей и призеров будут объявлены в середине мая. Партнер олимпиады — компания «Яндекс».

«Анализ данных используется во многих сферах далеко за пределами IT»

На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике состоялась лекция экспертов Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Представители методической комиссии и члены жюри ВсОШ обратили внимание учителей, сопровождающих школьников-олимпиадников, на востребованность навыка работы с информацией в различных сферах и рассказали, как помочь ученикам выстроить свой путь в этом направлении.

«Программирование плюс реальная жизнь»: подведены итоги олимпиады PROD

В Центре культур НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения дипломантов олимпиады PROD. Это новая и первая в России олимпиада по промышленной разработке для учеников 9–11-х классов, организованная НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральным университетом. В отборочном этапе приняли участие около 4 тыс. человек из 89 регионов России, а также из Казахстана, Беларуси, Армении, Китая, Туркменистана. Победителями и призерами олимпиады стали 43 человека.

При участии ВШЭ состоялась Открытая олимпиада школьников по программированию

В марте в учебном центре компании «1С» прошла Открытая олимпиада школьников по программированию. В этом году она проводилась на четырех площадках: в Москве, Перми, Липецке и Тегеране (Иран). Организаторами соревнования выступили Департамент образования и науки города Москвы, МФТИ и НИУ ВШЭ в партнерстве с «1С», «Яндексом» и Центром педагогического мастерства.

«Чтобы попасть в сборную России по информатике, старшеклассникам приходится пройти сложный путь»

Филипп Грибов, эксперт Центра студенческих олимпиад и ассистент департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук Вышки, получил Премию Президента Российской Федерации заподготовку победителя 4-й Международной олимпиады по информатике. Филипп Грибов входит в состав тренерского штаба сборной России по информатике и более пяти лет тренирует одаренных школьников для участия в соревнованиях в области компьютерных наук.

«Взять от учебы всё»: в Вышке стартовала серия встреч со школьниками

В Большом зале Центра культур НИУ ВШЭ состоялась встреча учеников школ Москвы и других регионов с представителями Приемной комиссии и пяти факультетов университета. В ней приняли участие около 400 человек, и это начало серии очных встреч, которые пройдут в Вышке в период до 11 апреля. Об образовательных программах бакалавриата и специалитета, особенностях студенческой жизни, карьерных перспективах выпускников НИУ ВШЭ и многом другом смогут узнать потенциальные абитуриенты от Калининграда до Якутска и Владивостока.

Заключительный этап олимпиады «Высшая проба» прошел в 37 городах России

Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба» в этом учебном году была проведена по 27 профилям, не считая профиля «Анализ данных» в формате Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Общее число регистраций составило 259 479 — почти на 20 тысяч больше, чем в прошлом году. За выход во второй (заключительный) этап соперничали 114 236 участников, приглашение на заключительный этап получили 34 442 участника. Для проведения очных состязаний заключительного этапа в разные регионы было направлено почти 50 преподавателей из всех кампусов НИУ ВШЭ.

В НИУ ВШЭ учеников предпрофессиональных классов посвятили в будущие профессионалы

8 февраля, в День российской науки, 20 тысяч учеников 10-х предпрофессиональных классов школ Москвы прошли посвящение в будущие профессионалы на площадках более 30 столичных вузов. Одним из них стала Высшая школа экономики — в мероприятиях приняли участие более тысячи учеников предпринимательских, инженерных, ИТ- и медиаклассов. Они ознакомились с исследовательскими и образовательными возможностями университета, побывали на лекциях и интерактивных занятиях, пообщались с преподавателями.

Участники DANO написали задачный тур заключительного этапа

Завершился задачный тур заключительного этапа Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Участниками стали 296 человек. В этот раз школьникам предстояло не тестовые задания решать, а работать над практическими задачами, которые требовали знания основ теории вероятностей и математической статистики.

«Находить интересные и нестандартные ходы»: завершилась Математическая регата для 11-го класса

25 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре состоялся заключительный тур Математической регаты для 11-классников — интеллектуального состязания, входящего в число олимпиад Вышки. В нем приняли участие 70 команд, победителем стала команда из московской школы № 2086, оставившая далеко позади всех своих соперников. Еще 15 команд заняли вторые и третьи места.