• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мы рассматриваем теологию теоретически — как философский вариант познания Бога»

«Мы рассматриваем теологию теоретически — как философский вариант познания Бога»

© Высшая школа экономики/ Михаил Дмитриев

В этом году Светлана Глебова окончила магистерскую программу «Философия и история религии», которую Вышка реализует в партнерстве с Общецерковной аспирантурой и докторантурой. О сочетании философии и богословия, полевых исследованиях и интересе к этике войны она рассказала порталу ВШЭ.

Из политологии в философию — через маркетинг

Я окончила образовательную программу «Политология» в Вышке. Училась на аналитическом направлении, изучала количественные методы и после бакалавриата пошла работать в маркетинг. Использовала количественные исследования для выявления потребительских предпочтений. Но вскоре поняла, что эта сфера деятельности — не моя.

В результате от количественных методов я перешла к философии. В магистратуру поступала по результатам олимпиады ВШЭ для студентов и выпускников. Тогда у программы не было партнерства с ОЦАД (Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия). Но когда о нем было объявлено, стало еще интереснее — ведь мы должны были стать первыми выпускниками.

© Высшая школа экономики/ Михаил Дмитриев

Философия и богословие — в чем разница?

Это одна из ключевых тем магистерской программы в целом. Однозначного ответа нет. Этот вопрос поднимается на философских курсах, например, на курсе «Терминология религии» — там обсуждается разграничение богословской, религиоведческой и философской терминологии. Эти различия также рассматриваются на курсах ОЦАД и на научно-исследовательском семинаре.

Нужно ли самому быть включенным в религию, чтобы заниматься теологией? У нас есть выбор. Программа Вышки — светская.

Мы рассматриваем теологию теоретически — как некий философский вариант познания Бога

При этом формально мы являемся не студентами, а «обучающимися» дисциплинам ОЦАД. Но те, кто воцерковлен, имеют возможность получить богословское образование, став полноценными студентами ОЦАД. Это решение принимается во время собеседования в ОЦАД — на прием в Вышку оно не влияет.

О структуре магистерской программы

Условно дисциплины программы можно разделить на три группы — общефилософские, курсы ОЦАД, религиоведение.

Философские курсы пересекаются с параллельной программой Вышки «Философская антропология». Это такие дисциплины, как современные проблемы философии, философия русской истории и культуры, научно-исследовательский семинар по философской антропологии и проч.

© Высшая школа экономики/ Михаил Дмитриев

Среди дисциплин ОЦАД — метод в теологии, современные проблемы теологии, современная история христианских церквей и другие. От ОЦАД у нас был еще и курс по английскому языку — профессиональному, в сфере теологии и религиоведения. В рамках этого курса у нас даже была поездка в Сергиев Посад, которую организовал наш преподаватель по английскому языку — там мы общались с иностранцами.

На религиоведческих дисциплинах рассматриваются исторические вопросы трансформации религии (особенно в контексте поляризации), гражданской религии. Был курс по истории ислама, по восточной философии, то есть немного компаративистики.

У программы есть партнерства с западными вузами, имеющими сильные факультеты теологии

Это Гронингенский и Неймегенский университеты в Нидерландах, Университеты Париж IV Сорбонна и Кан-Нормандия во Франции, Университет Джорджа Мейсона (США). На второй год обучения студенты могут отправиться на полугодовую стажировку в один из этих вузов.

Полевые исследования и практика

Мы ездили в Удмуртию. Там встречались с представителями различных конфессий, пытались понять, как они живут и каковы их представления о быте, государстве и мире в целом. Удмуртия очень насыщенный в этом плане регион. Мы разделились, и каждый изучал свое направление. Я взяла себе неоязычество — я интересуюсь марийской традиционной религией (ее относят к неоязычеству) и ездила еще и в Марий Эл, где опрашивала местных жителей.

Программа Вышки хороша тем, что если ты проявляешь инициативу, тебя охотно поддерживают в исследованиях

На программе предусмотрена практика на первом и втором курсах. Было несколько вариантов, например, выступить на конференции или помочь в организации семинаров «Религия в эпоху диджитал». Со стороны ОЦАД нам предложили практику в онлайн-проекте «Православная энциклопедия». Мы познакомились с архивом энциклопедии, изучили сложный процесс редактирования. Было очень интересно работать с текстом.

Чем я занимаюсь сейчас

Тема моего диплома связана с изучением современного религиозного терроризма и его обоснования с точки зрения философии религии. Интерес к этой теме возник еще в бакалавриате, там я занималась военными вопросами, в частности, вопросами безопасности, а в современном мире главная угроза исходит от террористических группировок. В дальнейшем я планирую заниматься этикой и философией войны.

Есть Европейское общество военной этики, на конференциях которого представители вооруженных сил разных стран рассказывают, как они проводят обучение солдат и командования по этическим проблемам — о том, как принимать решения, на какие нормы ориентироваться. Теория справедливой войны, на которую раньше опирались в этих вопросах, сейчас находится в кризисе — нормы, которые должны были сдерживать насилие, сейчас работают на его оправдание. Эти проблемы требуют философского переосмысления, и я смогу ими заниматься в аспирантуре Вышки, куда я уже поступила.

В 2019 году на магистерской программе «Философия и история религии» предусмотрено 15 бюджетных и 5 платных мест. Прием идет по результатам конкурса портфолио. Призеры олимпиады ВШЭ для студентов и выпускников могут поступить на программу без вступительных испытаний.

Вам также может быть интересно:

«Секрет успешной коммуникации: быть открытым к диалогу»

Как в одной аудитории уживаются католик, мусульманин и буддист? Каким духовным ценностям учит магистратура Вышки? Рассказывает студент 1 курса магистерской программы «Церковь, общество и государство. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений» Давур Дорджиев.