• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Надо научиться говорить о проблемах бывшей Югославии хладнокровно»

В середине сентября в ВШЭ стартовал цикл общеуниверситетских факультативов по истории конфликтов на территории бывшей Югославии. По словам автора курса, преподавателя кафедры всеобщей и отечественной истории ВШЭ Александра Сафонова, одна из основных задач факультатива — рассказать человеческим языком о бесчеловечном.

— Александр, какова концепция факультатива?

— Фактически перед нами не один факультатив, а цикл из трех последовательных факультативов. Первый факультатив — вводный, будет длиться два модуля, в течение которых мы постараемся через знакомство с ключевыми фигурами балканской политики изучить и осмыслить фактический материал. Кроме известных широкой публике Слободана Милошевича, Ратко Младича, Радована Караджича, мы рассмотрим деятельность Франьо Туджмана, Алии Изетбеговича, Аркана (Желько Ражнатовича), Рамуша Харадиная, Анте Готовины, сыгравших значительную роль в судьбе Югославии. Несколько лекций будут посвящены личности Иосифа Броза Тито. Во многом именно благодаря его железной воле существовала единая Югославия, она «пережила» своего создателя всего на десять лет. Хотелось бы также рассмотреть и судьбы нескольких «властителей дум» и культовых личностей Югославии, таких как Милован Джилас, Эмир Кустурица, Горан Брегович.

Два других факультатива «Россия, Америка и балканский узел» и «Военные преступления в ходе войны в Югославии: мифы и реальность» будут рассматривать югославские войны в аспекте международных отношений, а также с точки зрения культурных и социальных последствий. Ведь война — это не только конкретные боевые действия и не только юридический феномен, связанный с преступлениями, нарушением прав человека, она также имеет свою повседневную сторону, которую мы будем изучать. Не стоит никого судить или выносить приговоры и оценки, но, тем не менее, надо уже научиться говорить об этой теме хладнокровно, исследовать ее с научной точки зрения.

— С чем связан ваш персональный исследовательский интерес к истории конфликтов в Югославии?

— Мой исследовательский интерес всегда в той или иной степени был связан с историей южной части Югославии, в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова я изучал этническую историю Македонии и Косова. В прошлом году я защитил диссертацию на тему «Внутренняя Македония в составе Османской империи (конец XIV — начало XVII века)». Пока писал диссертацию, я собирал материалы в Скопье, Белграде, Приштине, Тетове. Многие важные события постюгославской истории прошли у меня на глазах. Я общался с очевидцами и участниками этих событий. В итоге у меня сложилось свое собственное мнение о причинах и последствиях военных конфликтов на территории бывшей Югославии.

— В чем, на ваш взгляд, актуальность данного курса сегодня?

— В рамках факультатива студенты получат возможность изучать историю региона, который пока выпадает из поля зрения вышкинских экономистов, социологов и международников. С одной стороны, это понятно, страны Балканского полуострова маленькие, экономики скромные. Но, с другой стороны, процесс распада Югославии происходил фактически в одно время с развалом СССР. И многие процессы, происходившие на территории бывшей Югославии в последние 20 лет, имеют прямые параллели с тем, что происходило и происходит, например, в Закавказье. Поэтому трансформация политического режима социалистической Югославии в новые национальные государства интересна в качестве сопоставительного материала с постсоветскими процессами. Я уверен, что объективный подход в рассмотрении конфликтов в Югославии — это один из способов, в том числе, лучше понять собственную историю.

— С какими сложностями вы сталкивались в процессе подготовки и преподавания курса?

— По данной теме пока написано не так много по-настоящему научной литературы на русском и английском языках. При этом существует множество мифов вокруг событий в Югославии, которые транслируются не только СМИ, но, к сожалению, попадают и в серьезные научные издания. Кроме проблемы количества литературы по данной тематике, встает также проблема ангажированности тех или иных авторов, поэтому студентам необходимо осваивать методику критического чтения источников и литературы. Думаю, этот навык полезен не только профессиональным историкам, но и всем интересующимся современными политическими процессами.

— На какую аудиторию рассчитан курс, кого вы бы хотели видеть на своих лекциях?

— Разрабатывая курс, я предполагал, что он будет востребован, прежде всего, в среде магистрантов, так как они были уже достаточно взрослыми, когда происходили основные военные события. Хотя, конечно, я рад и бакалаврам, возможно, с ними удастся найти более взвешенный взгляд на события, в силу большой временной дистанции. Что касается факультетов, то моя целевая аудитория — историки и политологи, студенты факультета мировой экономики и мировой политики. Во вторую очередь факультатив может быть интересен и полезен философам, культурологам, журналистам. Поскольку Югославия, точнее то, что мы о ней знаем — это не столько некие реалии, события и имена, сколько образы и мифы. Мы будем их анализировать, для того чтобы разделить фактическое ядро и ту культурную оболочку, которая родилась вокруг югославских событий. И еще один блок вопросов, связанный с психологическим воздействием войны на массовое сознание, может заинтересовать психологов и социологов. Мы попытаемся разобраться, как и почему люди, мирно сосуществовавшие в течение десятилетий, начали убивать друг друга и почему каждая из сторон продолжает считать себя правой.

— Одним из самых знаменитых в мире выходцев из Югославии является сербский кинорежиссер Эмир Кустурица, как вы относитесь к тому, как он показывает военные и поствоенные события?

— Кустурица — это культурный феномен, он попытался рассказать о войне на языке кинематографа, и благодаря его творчеству у многих сложилось свое отношение к происходящему. Но нельзя забывать, режиссер в своих картинах высказывает авторский взгляд на войну, взгляд, приспособленный к определенной аудитории, его творчество — это экспортный продукт. Но даже со всеми этими оговорками с культурологической точки зрения его творчество может дать студентам бесценный материал для анализа.

— По вашим наблюдениям, на территории бывшей Югославии многие испытывают ностальгию по единой стране?

— Да, есть даже такое понятие как «югоностальгия», многие представители старшего поколения испытывают ностальгию по единой Югославии, и в связи с этим возникают различные мифы и домыслы, главная цель которых очень часто это найти виновных в произошедших войнах и конфликтах. Весьма популярна теория внешнего заговора, что объяснимо, особенно с учетом того, что те границы, которые мы имеем в настоящее время, сложились не столько в результате войны, сколько в результате переговоров международных посредников. И у местного населения есть большие претензии практически ко всем великим державам, которые перекраивали карту Балканского полуострова, исходя из собственных интересов, а не из национальных устремлений народов этого региона.

— Что сегодня происходит на Балканах?

— В последние годы к Балканам вновь повысился интерес со стороны различных политических сил и СМИ в связи с двумя проблемными сюжетами. Первый связан с частично признанной независимостью Косово, ранее имевшего автономный статус в пределах Сербии. США и большинство европейских государств признали независимость Косова, а Сербия, Россия, Китай, Индия, Испания, Румыния и многие страны «третьего мира» — нет. С одной стороны, эта земля для сербов является национальной святыней, там сосредоточено большинство сербских культурных памятников. С другой стороны, сегодня свыше 90 процентов населения территории составляют албанцы, не видящие себя в качестве граждан Сербии ни при каких условиях.

Вторая проблема связана с последствиями экономического кризиса в Греции, которые сказались не только на Балканах, но и во всех остальных странах Юго-Восточной Европы. В частности, поменялся расклад сил в вопросе евроинтеграции, для многих стран она перестала быть столь привлекательной. Буквально несколько недель назад Болгария отказалась от принятия евро. Словения недавно заявила о возможности дефолта. Пока этот сюжет в основном затрагивает экономическую сферу, но мы не можем предсказать, как будут развиваться события через пять лет, возможно, экономический тупик и ожидаемый социальный кризис заставит вновь выйти на поверхность дремлющие национальные и религиозные противоречия.

— Каковы условия участия в факультативе?

— Условия участия стандартные, как и для большинства общеуниверситетских факультативов, его могут посещать студенты и аспиранты Вышки и МИЭМ. Факультатив будет проходить каждую неделю, по понедельникам в 18.00 по адресу Петровка, 12, в аудитории 405. В конце модуля необходимо будет сдать зачет, итоговая оценка выставляется по итогам активности на занятиях и качества эссе.

 

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Регистрация на общеуниверситетские факультативы на второе полугодие открывается для всех

5 декабря начинается регистрация на общеуниверситетские факультативы НИУ ВШЭ второго полугодия. Они открыты и для студентов Вышки, и для внешних слушателей. Рассказываем о том, как записаться на них.

«Ты уходишь в землю и погружаешься в Средневековье»

Студенты-историки совместно с коллегами из Института археологии РАН во второй раз побывали на раскопках в северокавказской республике. О найденных погребениях, особенностях полевой работы и радости археологов новостной службе рассказал доцент факультета гуманитарных наук Андрей Виноградов.

Общеуниверситетские факультативы: что Вышка предлагает своим студентам, сотрудникам и внешним слушателям

5 сентября начинается регистрация на общеуниверситетские факультативы НИУ ВШЭ. Они открыты и для студентов Вышки, и для внешних слушателей. Рассказываем о том, как записаться на них.

Какие общеуниверситетские факультативы выбрали студенты ВШЭ и внешние слушатели

20 декабря завершилась кампания по выбору студентами НИУ ВШЭ и внешними слушателями общеуниверситетских факультативов на 1-е полугодие 2019 года. Сколько заявок подали на эти курсы? Какой курс оказался самым «многолюдным»? Куда записалось больше всего внешних слушателей? Подводим итоги.

Вышка открыла запись на общеуниверситетские факультативы первого учебного полугодия

Факультативы доступны студентам Вышки, студентам других университетов и всем желающим.

Вышка приглашает на общеуниверситетские факультативы

В 2017/2018 учебном году НИУ ВШЭ открывает 50 общеуниверситетских факультативов, присоединиться к которым могут не только студенты университета, но и внешние слушатели. Факультативы открыты для всех независимо от возраста и уровня обучения. Посещение бесплатно для всех слушателей, в том числе внешних.

Начинается запись на общеуниверситетские факультативы, стартующие во втором полугодии

С 1 декабря по 20 декабря будет открыта запись на общеуниверситетские факультативы ВШЭ, стартующие во втором полугодии 2016/2017 учебного года. Занятия, как обычно, будут бесплатными, записаться на них могут не только студенты ВШЭ, но и все желающие.

Открыта запись на общеуниверситетские факультативы

В 2016/2017 учебном году НИУ ВШЭ открывает более 50 общеуниверситетских факультативов, присоединиться к которым могут не только студенты университета, но и внешние слушатели. Факультативы открыты для всех независимо от возраста и уровня обучения. Посещение факультативов бесплатно для всех слушателей, в том числе внешних.

GR в современной России: теория и практика

Так называется общеуниверситетский факультатив, который реализуется в Вышке кафедрой теории и практики взаимодействия бизнеса и власти. На презентации курса о тематике предстоящих мастер-классов рассказали спикеры факультатива Александр Шохин, Элла Памфилова, Сергей Борисов, Иосиф Дискин, Владимир Саламатов, Леонид Поляков.

Общеуниверситетские факультативы: что, где, когда

Дорогие друзья! Мы получили около 35 тысяч заявок от 13 тыс. потенциальных слушателей наших общеуниверситетских факультативов, т.е. в среднем каждый выбрал для себя не менее 3 курсов. Наши преподаватели очень рады, что предлагаемые ими курсы вызывают такой живой интерес, но поскольку возможности вуза и лекторов не безграничны, мы вынуждены были остановить запись через неделю после ее начала.