• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Игры, в которые играют женщины

13 марта Лаборатория экономико-социологических исследований ГУ-ВШЭ (ЛЭСИ) провела семинар "Игры, в которые играют женщины" (по материалам к/ф "Прогулка" А. Учителя). Мероприятие посвящалось Международному женскому дню

13 марта Лаборатория экономико-социологических исследований ГУ-ВШЭ (ЛЭСИ) провела семинар "Игры, в которые играют женщины" (по материалам к/ф "Прогулка" А. Учителя). Мероприятие посвящалось Международному женскому дню, и как бы это ни было непривычно после недавней серии семинаров "Герои нашего времени", в центре дискуссии на этот раз оказалась Героиня.

В роли докладчика по традиции выступил руководитель ЛЭСИ д.э.н., проф. Вадим Радаев. В качестве оппонентов были приглашены к.и.н., проф. кафедры прикладной политологии Вышки Сергей Медведев и к.и.н. доцент кафедры истории философии Школы Виталий Куренной.

В начале своего выступления В. Радаев попытался определить жанр "Прогулки". Он остановился на том, что фильм представляет собой романтическую городскую молодежную комедию. Вкратце напомним, что по сюжету главная героиня (Оля Малахова) заключает пари со своим немолодым женихом ("папаней") о том, что она целый день проведет, гуляя по городу, при этом ни разу не присядет и еще приведет с собой двух свидетелей, которые это подтвердят. О мотивах и сути этого пари и рассуждали участники семинара. В. Радаев предложил четыре возможных интерпретации поведения главной героини:

1. В "феминистической версии" пари рассматривалось как самоутверждение, желание героини доказать всем, что "я на самом деле могу, особенно если захочу").

2. В "поисковой версии" прогулка героини по Питеру объяснялась как "поиск недостающего" - ведь каждый из трех Олиных "кавалеров" по характеру дополняет двух остальных.

3. В "игровой версии" мотивы героини свелись к созданию искусственных рамок, выдуманного мира, который контролируется самой женщиной.

4. В "манипулятивной версии" поведение героини было позиционировано как "оттачивание мастерства" соблазнения.

Судя по всему, "манипулятивная версия" была особенно дорога сердцу докладчика: ей В. Радаев уделил наибольшее внимание. В частности, он предложил рассматривать пять основных уровней овладения "мастерством манипуляции". Главным критерием "классификации" было количество мужчин, которым женщина способна манипулировать одновременно. По такой шкале главная героиня фильма "Прогулка" получила наивысшую отметку. Впрочем, в общей атмосфере Международного женского дня В. Радаев настоятельно отрицал циничность манипулятивного поведения, ведь "действительно манипулировать другими, не отдавая часть себя, нельзя". Ольга Малахова, по его мнению, искренне верила в собственные выдумки, в результате чего, вместо того, чтобы просто поиграть с мужчинами, "заигралась" сама.

Нужно сказать, что профессор кафедры прикладной политологии С. Медведев представил "Прогулку" в несколько ином свете. С его точки зрения, сюжет фильма отражает "полуэмансипированность" современных женщин. Стремясь к освобождению от рабства "кастрюль", женщины, сами того не замечая, стали "рабынями потребления". С одной стороны, им кажется, что они стали почти свободными, что теперь они сами могут выстраивать правила своей жизни, но с другой, они превратились в субъектов потребления, стали зависимы от материальных благ и денег, зарабатываемых мужчинами, то есть получили лишь иллюзию эмансипации.

Второй оппонент доцент кафедры истории философии В. Куренной продолжил разговор о поведении героини, уделив особое внимание актерской игре в фильме "Прогулка". По его словам, "актерская игра может быть не менее подлинной, чем сама реальность", актер может моделировать жизнь таким образом, что она будет казаться ярче, чем действительность. Также В. Куренной остановился на том, что в фильме представлены важные социальные проблемы сегодняшнего дня. Например, расслоение общества, при котором, для кого-то потеря мобильного телефона или кража кошелька является ощутимым ударом, а для кого-то — лишь интересным приключением и способом пережить необычные эмоции. В заключение своего выступления В. Куренной отметил, что в современном обществе соседствуют два понимания любви. Любви, как желания присвоить, подчинить своей воле волю любимого человека, и любви, как стремления к благу того, кого любишь. Таким образом, посвященный Международному женскому дню семинар ЛЭСИ закончился на позитивной ноте. И докладчик, и оппоненты, сошлись во мнении, что "Прогулка" — это фильм о Любви, благодаря которой повседневность легко может превратиться в настоящее Чудо. Что касается присутствующих на семинаре женщин, то они единогласно утвердили, что из семинара получился настоящий социологический подарок к 8 марта.

Екатерина Немкова, сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований, студентка 4-го курса факультета социологии ГУ-ВШЭ

Ссылки:

Вам также может быть интересно:

Iarskaia-Smirnova E.R. Class and gender in Russian welfare policies: Soviet legacies and contemporary challenges. Geteborg: University of Gothenburg, INEKO, 2011

В книге рассматривается риторика социальной политики и практики социальной работы сквозь призму социального класса и гендерных отношений, изучаются латентные механизмы социальной маргинализации, ресурсы устойчивости и сопротивления стигме среди социально уязвимых групп.

Сложно организованные удовольствия синефилов

Каждый год Институт гуманитарных историко-теоретических исследований (ИГИТИ) ГУ-ВШЭ предлагает студентам Вышки большой набор общеуниверситетских гуманитарных факультативов. Одно из основных направлений этой новаторской преподавательской работы — современная культура. Это авторские курсы, посвященные кино, фотографии, театру, рекламе, медийным аспектам современной политики и т.д.

Найти работу или выйти замуж?

13 декабря состоялся очередной семинар научно-учебной Лаборатории исследований рынка труда ГУ-ВШЭ на тему: "East-West Migration and Gender: Is there a "Double Disadvantage"?" (Гендерные аспекты миграции с востока на запад в Германии: есть ли "двойная потеря"). С докладом выступила Анжелика Зайцева, научный сотрудник Университета Болоньи и Германского Немецкого института труда.