• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Что такое смарт-общество?

В ВШЭ прошел первый конгресс «Пути развития смарт-общества в России: от информационного общества к обществу знаний», организованный Высшей школой бизнес-информатики и Институтом информационных технологий НИУ ВШЭ, а также Союзом IT-директоров России и компанией «Дойче Мессе Рус».

Открывая работу конгресса, председатель его программного комитета, член правления Союза IT-директоров России Борис Славин отметил, что эпоха информационного общества вступает в стадию смарт (в переводе «умный», «интеллектуальный»). Она характеризуется, прежде всего, наличием коммуникационных технологий коллективной деятельности, которые существенно преобразуют бизнес, образование и прочие виды деятельности в государстве, да и само государство. «Смарт трансформирует бизнес, делая его управление более интеллектуальным (умным, гибким), а деятельность — направленной на использование знаний (инноваций). Образование, за счет использования электронных и коллективных технологий, становится более массовым и эффективным. При этом в смарт образовании применение электронных технологий сочетается с индивидуальным обучением мышлению и творчеству, которое невозможно без участия человека. Соответственно, смарт-государство должно формировать смарт-гражданина (за счет постоянного обучения, снижения доли рутинного труда), а также использовать смарт-управление», — подчеркнул Борис Славин.

Смарт-граждане — это высокообразованные люди, которые используют для жизни современные технологии, действуют коллективно и участвуют в управлении

За два дня конференции прошло 18 секций, круглых столов, семинаров и мастер-классов, в которых приняло участие более 120 ученых и экспертов из практически всех регионов России и многих стран мира.

Профессор Джанмарко Чифальди (University of Chieti - Pescara, Италия), выступавший на пленарном заседании, рассказал о взаимосвязи смарт-общества и смарт-граждан. По словам профессора, смарт-граждане — это высокообразованные люди, которые используют для жизни современные технологии, действуют коллективно и участвуют в управлении. В этом смысле смарт-граждане неотъемлемая часть смарт-общества. Однако, как отметил профессор, часто под смарт-обществом подразумевают только смарт-технологии (интеллектуальные транспортные системы, «умные» ЖКХ, «зеленые» дома), забывая о людях.

Профессор Дэ Джу Хван (Sungkyunkwan University, Сеул, Южная Корея) рассказал о принципах смарт-образования и опыте южнокорейского государства в этой сфере. Южная Корея сделала ставку на электронное образование в масштабах страны, обучая не только молодежь, но и все население. В результате этого значительно развилась IT-отрасль, так как требовались программисты для создания электронных ресурсов. Успехи компании «Samsung», заметил профессор, вовсе не случайны. Повышение уровня образования всех граждан привело к инновационному развитию промышленности — отсюда успехи и в других отраслях и сферах деятельности граждан.

Созданию смарт-университета и в целом переходу к смарт-образованию посвятил свое выступление Владимир Тихомиров, научный руководитель Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ). «Переход от электронного обучения к формату смарт, — считает профессор,— подразумевает изменение всей системы образования: включение платформ массовых открытых онлайн курсов (МООК), систем индивидуального трекинга обучаемых, включение в процесс преподавания самих студентов, создание сетевых электронных учебников и консультаций, эстетическое воспитание посредством медийных инструментов, обучение мышлению через геймификацию образования и другое».

В заключительном докладе пленарного заседания профессор Владимир Фомичев (НИУ ВШЭ, факультет бизнес-информатики) подчеркнул, что смарт образование предполагает усиление внимания к развитию личности - интеллекта и когнитивно-эмоциональной сферы. Очень важную роль в этом играет доуниверситетское образование. В ВШЭ родилась новая научная дисциплина — когнитоника. Ее основные идеи поддерживают исследователи из 21 страны, успешно прошли три международные конференции в Словении (см. http://www.hse.ru/news/37564760.html, http://www.hse.ru/news/14560892.html, http://www.hse.ru/news/102294527.html). Основная часть доклада была посвящена вкладу когнитоники в позитивное развитие личности в обществе знаний (смарт обществе). Базовая для мировой психологии развития модель развития сознания ребенка, предусматривающая четыре уровня развития и охватывающая возрастной диапазон от года до 4 лет, была расширена тремя дополнительными уровнями развития (В.А. Фомичев и О.С. Фомичева): уровнем широкого понимания красоты, уровнем понимания ценности мысли и уровнем углубленного осознания социаль-ных соглашений и социальной ответственности, возрастной диапазон: 5 – 13 лет.

Особая секция конференции была посвящена проблемам перехода школы к режиму работы смарт, и главная проблема, по мнению участников, заключается в том, что у школы нет авторитетов в вопросах смарт. А на секции, посвященной экономике знаний, обсуждались не только экономические проблемы новой экономики, авторского права, но и социально-политические проблемы: смарт-безопасность, смарт-войны и прочее.

Передовые страны уже давно занимаются вопросами развития смарт-общества, некоторые страны даже разработали стратегию развития такого общества. В России пока живут программой развития информационного общества и не очень признают необходимость координации и методического обеспечения развития общества стадии развития смарт

Олейник Александр Иванович
директор Высшей школы бизнес-информатики

В время двух секций участники конференции могли наблюдать за жизнью «виртуальных миров», объединяющих реальных людей и виртуальные университетские площадки. В демонстрации приняли участие студенты и преподаватели из России, Норвегии и Великобритании. Например, было продемонстрировано обучение студентов-юристов через их участие в игровом судебном процессе: реальные участники виртуального процесса находились в разных городах и даже странах, но на экране в виде людей-аватаров они действовали в одном зале.

Участники решили провести в 2015 году следующую конференцию, на которой, кроме прочего, будут подведены итоги и награждены победители конкурса «Лучшие смарт-вузы, смарт-предприятия и смарт-регионы», объявленного на прошедшем форуме. Также одним из важных итогов конференции стало решение о создании на общественных началах Международного института развития смарт-общества, его партнерами выступят университеты России, Италии, Южной Кореи и Германии.

По словам директора Высшей школы бизнес-информатики Александра Олейника, основной результат работы конференции — определение существующих проблем понимания и развития смарт-общества. «Передовые страны уже давно занимаются вопросами развития смарт-общества, некоторые страны даже разработали стратегию развития такого общества. В России пока живут программой развития информационного общества и не очень признают необходимость координации и методического обеспечения развития общества стадии развития смарт», — заключил Александр Олейник.

Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Это был “курс выживания” в программной инженерии»

Считается, что молодой специалист должен выбирать: или академическая карьера, или бизнес-трек. Выпускнику факультета компьютерных наук, лауреату стипендии имени Ильи Сегаловича Михаилу Фомичеву удается и то и другое. О работе в университете и в Яндексе он рассказал порталу Вышки.

НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов

Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.

Выпускница ВШЭ получила премию Бертрана Мейера

Полина Казакова, окончившая образовательную программу «Фундаментальная и компьютерная лингвистика», стала лауреатом премии Бертрана Мейера за лучшую исследовательскую работу на конференции SECR.

Как обучить иностранному языку Билла Гейтса и африканского школьника

Новые информационные технологии кардинально меняют наши представления об образовании. О том, как компьютерные программы учат людей общаться и создают новые социальные лифты, на лекции в Вышке рассказал Луис Фон Ан, основатель компании reCAPTCHA и образовательной платформы Duolingo.

Компания Parallels примет участие в обучении студентов Вышки

Высшая школа экономики и компании Parallels договорились о сотрудничестве по научно-образовательным проектам в области информационных технологий. Parallels  начнет работать со студентами МИЭМ НИУ ВШЭ. Кроме того, в ближайшее время планируется подписание соглашения о сотрудничестве с факультетом компьютерных наук университета.

«Главное в предпринимательстве — это мотивация, а не бизнес-план»

В июле 2014 года был принят закон, который обязал участников рынка ЖКХ, в том числе управляющие компании и ТСЖ, перевести свои данные на портал «Госуслуги.ру». Это в одночасье породило многомиллиардный рынок IT-услуг для решения проблемы автоматизации переноса. Сейчас компания «Телеком-проект» выпускника магистратуры Вышки Евгения Цаплина — один из лидеров этого рынка.

Для современных выпускников общий уровень культуры важен не меньше, чем профессиональные знания

22 января состоялась встреча ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова и других руководителей университета со студентами и преподавателями факультета компьютерных наук. Участники встречи, в частности, узнали, зачем IT-специалисту изучать историю и английский язык и какие дополнительные занятия студентов по интересам будет финансировать университет.

Студенты факультета компьютерных наук прошли практику в Facebook

Cтуденты бакалавриата факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Илона Папава, Роман Александров и Павел Белов в течение трех месяцев проходили стажировку в штаб-квартире компании Facebook (Менло-Парк, США). Как они получили эту возможность, в чем заключались их обязанности в компании и какое впечатление на них произвел Марк Цукерберг, они рассказали новостной службе ВШЭ.

Молодые ученые ВШЭ награждены премией правительства

Правительство РФ присудило Премию в области науки и техники для молодых ученых за 2015 год коллективу исследователей Московского института электроники и математики ВШЭ «за разработку и внедрение информационной технологии управления надежностью электронных средств».

Студент магистерской программы «Системы больших данных» принял участие в форуме IBM Best Student Recognition Event-2015

С 8 по 10 июля 2015 года в Амстердаме (Нидерланды) прошел очередной ежегодный форум IBM Best Student Recognition Event. Корпорация IBM проводит это мероприятие с 2008 года и собирает на него лучших студентов из стран Европы. Всего в этом году в форуме приняло участие около 70 студентов, среди них студент НИУ ВШЭ Дмитрий Шостко. Дмитрий учится на магистерской программе «Системы больших данных» по направлению «Бизнес-информатика» и входит в первую десятку лучших студентов в текущем рейтинге за 2-й семестр.