• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Что такое смарт-общество?

В ВШЭ прошел первый конгресс «Пути развития смарт-общества в России: от информационного общества к обществу знаний», организованный Высшей школой бизнес-информатики и Институтом информационных технологий НИУ ВШЭ, а также Союзом IT-директоров России и компанией «Дойче Мессе Рус».

Открывая работу конгресса, председатель его программного комитета, член правления Союза IT-директоров России Борис Славин отметил, что эпоха информационного общества вступает в стадию смарт (в переводе «умный», «интеллектуальный»). Она характеризуется, прежде всего, наличием коммуникационных технологий коллективной деятельности, которые существенно преобразуют бизнес, образование и прочие виды деятельности в государстве, да и само государство. «Смарт трансформирует бизнес, делая его управление более интеллектуальным (умным, гибким), а деятельность — направленной на использование знаний (инноваций). Образование, за счет использования электронных и коллективных технологий, становится более массовым и эффективным. При этом в смарт образовании применение электронных технологий сочетается с индивидуальным обучением мышлению и творчеству, которое невозможно без участия человека. Соответственно, смарт-государство должно формировать смарт-гражданина (за счет постоянного обучения, снижения доли рутинного труда), а также использовать смарт-управление», — подчеркнул Борис Славин.

Смарт-граждане — это высокообразованные люди, которые используют для жизни современные технологии, действуют коллективно и участвуют в управлении

За два дня конференции прошло 18 секций, круглых столов, семинаров и мастер-классов, в которых приняло участие более 120 ученых и экспертов из практически всех регионов России и многих стран мира.

Профессор Джанмарко Чифальди (University of Chieti - Pescara, Италия), выступавший на пленарном заседании, рассказал о взаимосвязи смарт-общества и смарт-граждан. По словам профессора, смарт-граждане — это высокообразованные люди, которые используют для жизни современные технологии, действуют коллективно и участвуют в управлении. В этом смысле смарт-граждане неотъемлемая часть смарт-общества. Однако, как отметил профессор, часто под смарт-обществом подразумевают только смарт-технологии (интеллектуальные транспортные системы, «умные» ЖКХ, «зеленые» дома), забывая о людях.

Профессор Дэ Джу Хван (Sungkyunkwan University, Сеул, Южная Корея) рассказал о принципах смарт-образования и опыте южнокорейского государства в этой сфере. Южная Корея сделала ставку на электронное образование в масштабах страны, обучая не только молодежь, но и все население. В результате этого значительно развилась IT-отрасль, так как требовались программисты для создания электронных ресурсов. Успехи компании «Samsung», заметил профессор, вовсе не случайны. Повышение уровня образования всех граждан привело к инновационному развитию промышленности — отсюда успехи и в других отраслях и сферах деятельности граждан.

Созданию смарт-университета и в целом переходу к смарт-образованию посвятил свое выступление Владимир Тихомиров, научный руководитель Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ). «Переход от электронного обучения к формату смарт, — считает профессор,— подразумевает изменение всей системы образования: включение платформ массовых открытых онлайн курсов (МООК), систем индивидуального трекинга обучаемых, включение в процесс преподавания самих студентов, создание сетевых электронных учебников и консультаций, эстетическое воспитание посредством медийных инструментов, обучение мышлению через геймификацию образования и другое».

В заключительном докладе пленарного заседания профессор Владимир Фомичев (НИУ ВШЭ, факультет бизнес-информатики) подчеркнул, что смарт образование предполагает усиление внимания к развитию личности - интеллекта и когнитивно-эмоциональной сферы. Очень важную роль в этом играет доуниверситетское образование. В ВШЭ родилась новая научная дисциплина — когнитоника. Ее основные идеи поддерживают исследователи из 21 страны, успешно прошли три международные конференции в Словении (см. http://www.hse.ru/news/37564760.html, http://www.hse.ru/news/14560892.html, http://www.hse.ru/news/102294527.html). Основная часть доклада была посвящена вкладу когнитоники в позитивное развитие личности в обществе знаний (смарт обществе). Базовая для мировой психологии развития модель развития сознания ребенка, предусматривающая четыре уровня развития и охватывающая возрастной диапазон от года до 4 лет, была расширена тремя дополнительными уровнями развития (В.А. Фомичев и О.С. Фомичева): уровнем широкого понимания красоты, уровнем понимания ценности мысли и уровнем углубленного осознания социаль-ных соглашений и социальной ответственности, возрастной диапазон: 5 – 13 лет.

Особая секция конференции была посвящена проблемам перехода школы к режиму работы смарт, и главная проблема, по мнению участников, заключается в том, что у школы нет авторитетов в вопросах смарт. А на секции, посвященной экономике знаний, обсуждались не только экономические проблемы новой экономики, авторского права, но и социально-политические проблемы: смарт-безопасность, смарт-войны и прочее.

Передовые страны уже давно занимаются вопросами развития смарт-общества, некоторые страны даже разработали стратегию развития такого общества. В России пока живут программой развития информационного общества и не очень признают необходимость координации и методического обеспечения развития общества стадии развития смарт

Олейник Александр Иванович
директор Высшей школы бизнес-информатики

В время двух секций участники конференции могли наблюдать за жизнью «виртуальных миров», объединяющих реальных людей и виртуальные университетские площадки. В демонстрации приняли участие студенты и преподаватели из России, Норвегии и Великобритании. Например, было продемонстрировано обучение студентов-юристов через их участие в игровом судебном процессе: реальные участники виртуального процесса находились в разных городах и даже странах, но на экране в виде людей-аватаров они действовали в одном зале.

Участники решили провести в 2015 году следующую конференцию, на которой, кроме прочего, будут подведены итоги и награждены победители конкурса «Лучшие смарт-вузы, смарт-предприятия и смарт-регионы», объявленного на прошедшем форуме. Также одним из важных итогов конференции стало решение о создании на общественных началах Международного института развития смарт-общества, его партнерами выступят университеты России, Италии, Южной Кореи и Германии.

По словам директора Высшей школы бизнес-информатики Александра Олейника, основной результат работы конференции — определение существующих проблем понимания и развития смарт-общества. «Передовые страны уже давно занимаются вопросами развития смарт-общества, некоторые страны даже разработали стратегию развития такого общества. В России пока живут программой развития информационного общества и не очень признают необходимость координации и методического обеспечения развития общества стадии развития смарт», — заключил Александр Олейник.

Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Кружковое движение НТИ подвело итоги Всероссийского конкурса проектов с открытым кодом

Объявлены победители и призеры третьего Всероссийского конкурса проектов с открытым кодом для школьников и студентов, организованного Кружковым движением Национальной технологической инициативы (НТИ). Результаты по трекам «Создатели» и «Контрибьюторы» опубликованы на официальном сайте и учитываются в конкурсе цифровых портфолио «Талант НТО», победители и призеры которого смогут получить до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении в вузы в 2024 году.

НИУ ВШЭ и Банк России подготовят магистров по информационной безопасности

Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова НИУ ВШЭ и Банк России открывают новую магистерскую программу «Информационная безопасность в кредитно-финансовой сфере». Набор на программу уже стартовал — с 1 сентября 2024 года начнется обучение специалистов по информационной безопасности для банков и других организаций финансового сектора.

ФКН ВШЭ и Яндекс расширят сотрудничество в сфере подготовки специалистов по ИИ

В следующие 10 лет партнерство Яндекса и факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ расширится по трем направлениям: создание новых образовательных программ, развитие исследований в области ИИ и применение генеративных нейросетей в учебном процессе. ФКН был основан Вышкой и Яндексом 10 лет назад и стал одним из лидеров в подготовке разработчиков и специалистов по ИИ и машинному обучению. За это время выпускниками факультета стали 3385 человек.

МИЭМ НИУ ВШЭ и YADRO провели День телекома

Телекоммуникации — одно из ведущих образовательных направлений в МИЭМ ВШЭ. В марте в институте состоялся уже второй День телекома, и мероприятие планируется сделать традиционным. Участие в нем приняли специалисты компании YADRO, преподаватели, возглавляющие образовательные треки МИЭМ в области телекоммуникаций, и их студенты.

ВШЭ и ИТ-кампус «Неймарк» подписали договор о сетевой программе по ИИ

Высшая школа экономики совместно с ИТ-кампусом мирового уровня «Неймарк» готовят уникальную профессиональную среду для будущих ИТ-специалистов. В Нижегородском регионе будет создана ИТ-школа, а с 1 сентября в НИУ ВШЭ — Нижний Новгород стартует первая сетевая программа высшего образования «Технологии искусственного и дополненного интеллекта».

«Студенты Вышки толковые, жадные до развития»

В сентябре 2023 года на факультете компьютерных наук НИУ ВШЭ была открыта базовая кафедра МТС, которая работает по актуальным направлениям развития цифровых технологий. В интервью новостной службе «Вышка.Главное» заведующий кафедрой, первый вице-президент по технологиям МТС Павел Воронин рассказал, зачем и как компания сотрудничает с университетами, чему обучает студентов, какие требования предъявляет к молодым специалистам.

«Рутинную работу должен взять на себя робот»

Сможет ли Вышка создавать свои коммерческие программные продукты, чем занимается созданный недавно Центр программных разработок и цифровых сервисов и зачем проводится хакатон по технологиям роботизации бизнеса — обо всем этом рассказал старший директор по финансовым технологиям Леонид Новиков.

Вышка, Центральный университет и «Тинькофф» открывают совместный бакалавриат по подготовке ИТ-разработчиков

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и Центральный университет запускают совместную программу бакалавриата «Дизайн и разработка информационных продуктов». Ее цель — повысить качество подготовки специалистов в области проектирования информационных систем и инженерии данных. Выпускники получат два диплома о высшем образовании: от НИУ ВШЭ по специальности «программная инженерия» и от Центрального университета по специальности «математика и компьютерные науки». Индустриальным партнером программы стал «Тинькофф».

Нижегородская Вышка стала участником областного ИТ-кластера

НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде заключила соглашение о сотрудничестве по созданию образовательно-производственного кластера ИТ-профиля в городе Кулебаки Нижегородской области. Со стороны НИУ ВШЭ планируются выездные занятия от преподавателей и студентов по ИТ-дисциплинам, а также подготовка кулебакских школьников к участию в интеллектуальных проектах и соревнованиях — олимпиадах, конкурсах и хакатонах нижегородской Вышки.

Система мониторинга эффективности задач на суперкомпьютере НИУ ВШЭ включена в Реестр российского ПО

Разработанная в Высшей школе экономики система мониторинга эффективности задач на суперкомпьютере HPC TaskMaster включена в Реестр российского программного обеспечения. Для этого был выполнен большой комплекс подготовительных работ. Доказав эффективность системы, Вышка готова распространять ее и в другие университеты и компании.