• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Наш опыт показывает, что мотивация и терпение могут сотворить невозможное»

«Наш опыт показывает, что мотивация и терпение могут сотворить невозможное»

© iStock

Психологи Сергей Андреев и Егор Сурдейкин окончили Высшую школу экономики. Вместе с другими выпускниками ВШЭ они создали проект «Расследуй» по дополнительному образованию для детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Программа для учеников средней и старшей школ охватывает такие предметы, как информатика, основы программирования и математика.

Сергей Андреев

Фото из личного архива

Как помогать детям с РАС

На летних каникулах после 10-го класса дедушка подсунул мне парочку научно-популярных книг по психологии. Прочитав их, я решил, что если уж и получать высшее образование, то исключительно в том направлении, которое мне никогда не надоест. Именно таким направлением для меня и стала психология.

Когда я учился в Вышке на ОП «Психология», то познакомился с девушкой, работавшей в ресурсном классе (класс для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательной школе. — Ред.). В августе перед 3-м курсом меня официально оформили в этот класс на должность тьютора. Так я и познакомился с расстройством аутистического спектра.

Сказать, что было тяжело и страшно, — ничего не сказать. Но мне дичайше нравилось, я понимал, что хочу развиваться в этом направлении. Параллельно с работой в школе (5/2!) и учебой в Вышке за один год я прошел три ступени повышения квалификации по психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС. Параллельно я изучал РАС с точки зрения нейронаук (к тому моменту я учился на когнитивном треке), работал в частных центрах с детьми разного возраста, с разной степенью тяжести диагноза — в общем, погрузился в проблематику целиком и полностью. В какой-то момент осознал, что хочу работать именно с подростками и взрослыми с РАС. В октябре 2021 года я запустил первый авторский проект «КиберNETики» при поддержке благотворительного фонда «Искусство быть рядом» и куратора ресурсного центра «Добрый».

Как появился проект «Расследуй»

В рамках проекта «КиберNETики» я много общался с родителями подростков с РАС и часто слышал один и тот же вопрос: «Нет ли у вас знакомых специалистов, которые могли бы преподавать моему ребенку математику и информатику?» В средней и старшей школе учебный материал значительно усложняется. Профильным учителям не хватает времени, мотивации, а порой и компетенций, чтобы объяснять сложные абстрактные понятия каждому отдельному ученику, да еще и с РАС. Как помочь подобным ребятам и их семьям? В математике и информатике я смыслю совсем слабо, однако отлично понимаю, как адаптировать материал. Нужно было найти мотивированных и ответственных преподавателей. Многие ребята в студенчестве занимаются репетиторством, кто-то имеет очень серьезный стаж и опыт работы с самыми разными детьми. Я нашел несколько таких студентов, провел семинары по специфике работы с подростками с РАС, и мы начали пробовать. Первое время я лично сопровождал каждое занятие, через пару недель стал курировать ребят удаленно. У нас появилась системность, увеличивался спрос, появились новые идеи, открылись новые горизонты. К нам пришли родители из других регионов и даже стран. На этом этапе к нам присоединился Егор Сурдейкин, и мы вместе придумали проект «Расследуй».

На данный момент мы предоставляем дополнительное образование по таким направлениям, как математика, информатика и основы программирования. Недавно апробировали онлайн-формат, выделили в нем много плюсов и планируем специализироваться именно на нем. Также у нас в разработке занятия по биологии, химии, русскому языку и базовой компьютерной грамотности для младших школьников с РАС.

Особенности детей — особенности проекта

Данный проект предназначен для детей и подростков с особыми потребностями, не только с РАС, которые учатся в общеобразовательных школах. Наша цель — не заставлять зубрить, а увлечь каждого ученика изучением трудных дисциплин.

Родители учеников оплачивают нашу работу, но мы ищем стороннее финансирование, чтобы минимизировать оплату или сделать занятия для ребят полностью бесплатными.

Работая с конкретным ребенком, мы проводим диагностику его академических навыков, разрабатываем и реализуем индивидуальную учебную программу. Обучение ведется на основе методик прикладного анализа поведения, с регулярным отслеживанием прогресса и своевременным корректированием программы. Наш опыт показывает, что мотивация и терпение могут сотворить невозможное.

Проект «Расследуй» в «Телеграме»

Егор Сурдейкин

Фото из личного архива

Поступить за компанию

Я учился в физико-математическом классе и много слышал про Вышку. Мой старший брат окончил здесь бакалавриат по программированию, так что академическую и корпоративную культуру университета я знал и понимал. Мне нравилось, как в НИУ ВШЭ относятся друг к другу студенты, преподаватели. Однако из-за отсутствия в Высшей школе экономики медицинского направления я не планировал сюда поступать. Документы на образовательную программу «Психология» принес за компанию — в последний день подачи заявлений моя хорошая подруга предложила пойти вместе с ней. Я ничего не знал о психологии, но тем интереснее было окунуться в непривычную сферу. Сейчас я выпускник и бакалавриата, и магистерской программы «Позитивная психология» НИУ ВШЭ. Имея этот опыт, а также общаясь со студентами и выпускниками других вузов, я понимаю, как мне повезло учиться именно здесь.

Помощь особым людям

В бакалавриате я учился на консультирующего психолога. У нас поднимались разные темы, в том числе тема работы с особыми детьми и взрослыми. Уже на тот момент я достаточно погрузился в проблему, однако еще не мыслил, что могу начать работать в этом направлении. С 3-го курса я много общался с Сергеем Андреевым, который в процессе обучения профессионально и очень плотно работал с детьми с РАС. Я видел, что деятельность Сергея приносит ощутимые результаты.

Уже в магистратуре у меня был курс «Позитивная психология затрудненных условий развития», на котором мы много говорили про особенности помощи людям с ОВЗ, в частности с РАС. Не раз поднимался вопрос о том, что у них в целом достаточно мало возможностей и ресурсов для развития и адаптации. Тогда я подумал, что хочу помогать таким людям. Проект «Расследуй» на это и нацелен — при нашем содействии старшеклассники с РАС могут изучать точные науки на максимально высоком для себя уровне.

Вам также может быть интересно:

«Когда от профессии есть позитивная отдача, человек окрылен результатом»

В Вышке стартовал набор на англоязычную программу факультета социальных наук “Applied Social Psychology”. С сентября 2022 года обучение в магистратуре, структура и набор дисциплин которой характерны для программ по социальной психологии европейских университетов, будет проходить в онлайн-формате.

Пользователи лучше распознают нейтральные рекламные баннеры

Специалисты по рекламе часто делают ее яркой и броской. Однако российские ученые из НИУ ВШЭ показали, что баннерная реклама на сайтах должна быть нейтральной, чтобы эффективнее воздействовать на пользователей. Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Psychology.

В хроническом стрессе легче прощать

Российские исследователи изучили связь между аутентичностью личности (способностью быть самим собой) и умением прощать при разных уровнях стресса. Оказалось, что больше всего склонны к прощению люди, испытывающие хронический стресс, а меньше всего — подверженные повседневному стрессу. Способность прощать помогает развитию аутентичности. Результаты исследования, опубликованные в журнале «Клиническая и специальная психология», могут использоваться в программах личностного роста и коучинге.

Пандемия спровоцировала рост стрессовых расстройств среди врачей

Психологи из НИУ ВШЭ совместно с коллегами из Екатеринбурга провели исследование о влиянии пандемии на психологическое здоровье российских врачей: оказалось, что медицинские работники чаще стали страдать от стресса, тревоги и депрессии. Результаты работы опубликованы в журнале International Journal of Environmental Research and Public Health.

Ученые выяснили, что помогает человеку быть экологичным

Исследователи департамента психологии НИУ ВШЭ изучили психологические, социальные и политические факторы проэкологического поведения россиян. Оказалось, что женщины более экологичны, чем мужчины, вера в свободный рынок отрицательно влияет на устойчивое потребление, а знание о пользе экологических действий мотивирует людей заниматься раздельным сбором отходов сильнее, чем беспокойство об окружающем мире и связь с природой. Исследование опубликовано в SSRN.

Социальная адаптация, секреты общения, канистерапия: в Вышке завершилась Psychological Welcome Week

Организатором серии мероприятий выступил Центр психологического консультирования Высшей школы экономики. С 13 по 21 сентября психологи центра рассказывали вышкинцам о ловушках общения и умении выстраивать доверительные отношения, сложностях адаптации к новой среде и необходимых для этого ресурсах, работе экстренной психологической службы университета и терапии с помощью животных. Часть мероприятий прошла на английском языке.

Доверие армии, церкви и правительству повышает гордость россиян за свою страну

Исследовательница из НИУ ВШЭ Маргарита Фабрикант изучила взаимосвязи национальной гордости (гордости страной) и социального доверия в России в сравнении с другими странами. В ходе работы использовались данные Международного исследования ценностей (World Values Survey, WVS) и Европейского исследования ценностей (European Values Study, EVS).

Убийственный труд. Чем опасны нестандартные рабочие графики

Свыше 64% занятых россиян регулярно трудятся вечером, ночью  или в выходные. По этому критерию наша страна на лидирующих позициях в Европе. Масштабы явления и его воздействие на баланс между работой и жизнью изучили Андрей Шевчук и Анна Красильникова.

Стратификация буллинга. Как расслоение в обществе стимулирует подростковую агрессию

Социальное неравенство повышает риски школьной травли. Малообеспеченные дети чаще становятся жертвами буллинга. В то же время, в школах со «сложным контингентом» — из бедных, малообразованных, неполных, проблемных семей — могут пострадать социально благополучные ученики.

Эмоции от прикосновений. Текстуры радости и грусти

Прикосновения к разным поверхностям способны вызывать определенные эмоции. К такому выводу пришли психологи в результате эмпирического исследования. Новая работа позволила составить первую базу текстур, прикосновения с которыми у людей ассоциируются с радостью, страхом, удивлением, отвращением, злостью либо грустью.