• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Надо заполнить анкету, получить визу и приехать»

17 декабря состоялось торжественное вручение сертификатов участникам программы «Осенний семестр» Школы российских исследований ГУ-ВШЭ. Полгода иностранные студенты изучали особенности российской политики, экономики и культуры, а также знакомились со спецификой учебы, работы и жизни в Москве.

Программа «Осенний семестр» была создана Школой российских исследований в 2005 году. С тех пор каждый год студенты из университетов Европы и Америки приезжают учиться в Вышку. Среди участников программы были студенты бакалавриата и будущие PhD, люди, уже владеющие в определенной степени русским языком, изучавшие Россию и решившие подготовиться к работе в нашей стране, а также те, кто ничего раньше о России не знал. На протяжении полугода профессора Высшей школы экономики читают студентам на английском языке лекции, посвященные различным аспектам внутренней и внешней политики, экономики и культуры России. Кроме того, участники программы проходят интенсивный курс русского языка.

Уже в ближайшие дни выпускники «Осеннего семестра» вернутся домой: в Нидерланды, США, Францию встречать Рождество и Новый год. Но возможно, что некоторые из них теперь свяжут свою дальнейшую жизнь с Россией и вновь появятся в стенах Вышки, как им того пожелали во время вручения сертификатов об окончании курса декан Школы российских исследовании Леонид Ионин и преподаватели программы профессора Максим Братерский и Владимир Зуев.

Декан Школы российских исследовании Леонид Ионин
Декан Школы российских исследовании Леонид Ионин
О студентах нынешнего, 5-го по счету выпуска, рассказывает декан Школы российских исследований ГУ-ВШЭ Леонид Ионин.

— Нынешний выпуск чем-то отличается от предыдущих?

— Да. Тем, что все студенты — бакалавры третьего года обучения. До этого среди участников программы преобладали учащиеся магистратуры. Нынешние ребята в большинстве своем учащиеся Уортонской школы бизнеса, входящей в Университет штата Пенсильвания (Wharton Business School, University of Pennsylvania), но есть один студент из Нидерландов. В соответствии с требованиями программы обучения у себя в университетах они должны один семестр отучиться за границей. У нас учатся студенты, выбравшие Россию.

— Выпускники программы «Осенний семестр», как правило, связывают дальнейшую карьеру с работой в нашей стране?

— У них бывают самые разные мотивы. Я думаю, что очень многие действительно осматриваются с тем, чтобы в дальнейшем получить здесь работу. Мы обеспечиваем им возможность стажировок. В этом году это были банковские структуры и организации, связанные с фондовым рынком. С этим нам, кстати, очень помогли Банковский институт ГУ-ВШЭ и лично его директор Василий Солодков. В прошлом году мы организовали для наших ребят стажировки в структурах, связанных со СМИ. В целом участники программы очень активные, сами с удовольствием пытаются найти какие-то возможности подработать здесь, принять участие в каких-то проектах.

— Но, наверное, это относится в первую очередь к тем, кто уже знает русский?

— Большинство работающих, конечно, знали в какой-то степени русский язык еще до приезда в Москву. Но в этом году один из участников программы, Райан Морган, работал в Calyon Rosbank, практически не говоря по-русски. У коммерческих структур ведь очень большая потребность в англоговорящих сотрудниках. Большинство ребят имеет какие-то связи с Россией: либо родственников, либо у себя они учат русский язык в качестве профилирующего. Но есть, конечно, и те, кто приезжает, ничего не зная о России.

— Что нужно сделать иностранному студенту, чтобы стать участником программы?

— Надо заполнить анкету на сайте ШРИ (www.hse.ru/srs), получить визу и приехать. Однако это только звучит просто. Мы в Школе российских исследований помогаем с визами, встречаем здесь, так как большинство приезжающих студентов зачастую оказывается в положении иностранцев, ничего не знающих о России и сталкивающихся с не самым дружелюбным отношением чиновников.

— За пятилетнюю историю программы вам наверняка приходилось работать с самыми разными людьми. Кто из выпускников больше всего запомнился?

— Самым экзотическим был первый выпуск. Там был даже майор американской морской пехоты, которому после службы в Ираке предстояло занять должность в американском посольстве в России.

О том, чем иностранные студенты отличаются от российских, рассказывает профессор кафедры мировой политики ГУ-ВШЭ Максим Братерский.

— Как вам понравилось работать со студентами этого года?

— В этом году очень хорошие ребята, читающие, способные поддерживать дискуссию. Я таких студентов люблю. А в целом, все группы очень разные. Бывают более дружные, бывают менее дружные. Бывают более интеллектуальные, бывают менее. Иностранные студенты очень разные, зависит, откуда они приехали. По ним очень виден класс университета, который они представляют. Люди из элитных вузов более дисциплинированы, у них голова лучше работает. Люди из средних вузов от среднего российского студента мало чем отличаются. А вот ребята из вузов ниже среднего существенно хуже наших.

— А как студенты Вышки на фоне иностранцев?

— Вышкинский студент на фоне западного выглядит очень достойно. Единственное, что можно сказать против наших ребят, это то, что по сравнению с западными, они до зачетной сессии сравнительно мало читают научной литературы и мало работают самостоятельно.

Своими впечатлениями от учебы в Вышке и некоторыми своими планами поделились участники программы.

Джорджина Батлер
Джорджина Батлер
Джорджина Батлер, университет Пенсильвании, Уортонская школа бизнеса (Georgina Butler USA, the Wharton School of the University of Pennsylvania)

— Джорджина, почему вы выбрали именно эту программу?

— У себя, в университете Пенсильвании, я изучаю историю искусства, но я бы хотела в будущем заниматься бизнесом в сфере искусства и специализироваться на искусстве России. Для этого мне нужно больше узнать о России, о бизнесе в этой стране и получить базовое представление об экономике.

— Какой из курсов показался вам самым интересным?

— Курс профессора Братерского, посвященный политике безопасности в России. В целом, этот курс дал мне некоторое представление о российской политике.

— Как вам кажется, российская политика существенно отличается от американской?

— Да. Я родилась во Франции, но училась в Америке, и могу сказать, что ваши политические практики очень сильно отличаются от того, что принято и во Франции, и в Америке. Удивительно видеть, как один или два человека могут действительно управлять целой страной. У нас очень многое связано с борьбой оппозиционных партий, у вас же есть только одна идея, которой все подчиняются.

— Что стало самым сильным впечатлением от Москвы?

— Когда мы только приехали, здесь проходил Биеннале современного искусства, куда я пошла вместе с русскими студентами. Мы говорили об искусстве, сравнивали американский, европейский и российский взгляд. Мне очень понравилось. Еще удивительно было то, что на улицах Москвы почти не слышно иностранной речи. В Париже постоянно слышишь английскую, испанскую речь, а здесь — только русскую.

— Вы знаете русский?

— Практически нет. Я его учила два года, но почти не говорю на нем. Однако студенты Высшей школы экономики хорошо говорят по-английски. Еще мне понравилась местная кухня. Она очень тяжелая, особенно пельмени, но вкусная.

Рамон Ван Брюхем
Рамон Ван Брюхем
Рамон Ван Брюхем, университет Радбауд в Нимейгене, Нидерланды (Ramon van Bruchem, Radboud University, Nymegen, the Netherlands)

— Рамон, чем вы занимаетесь у себя в университете?

— Я специализируюсь на управлении бизнесом, но занимаюсь также философией. Сюда я решил приехать, потому что, во-первых, это повышает шансы поступить на PhD, и во-вторых, в прошлом году мы с другом ездили в Москву и Санкт-Петербург, и были очень впечатлены архитектурой и культурой России.

— Как вы справлялись с языковым барьером?

— Когда не знаешь языка, нужно просто думать о том, что предстоит сделать. Когда нам нужно было пообщаться, мы находили нужное слово в словаре и показывали его прохожим.

— Как вам кажется, российские студенты отличаются от европейских?

— Американские студенты отличаются и от российских и от европейских. Русские и европейцы более внимательно слушают преподавателей.

Наталья Когай
Наталья Когай
Наталья Когай, университет Пенсильвании, Уортонская школа бизнеса (Natalia Kogai, USA, the Wharton School of the University of Pennsylvania)

— Как вы попали на эту программу?

— Я родилась в Ташкенте, но сейчас наша семья переезжает в Америку. В Филадельфии я живу с 2007 года. Ребята из нашего университета очень положительно отзывались об этой программе, рассказывали, что здесь очень интересный контакт с профессорами.

— Вы работали в Москве во время обучения в ГУ-ВШЭ?

— Да, я работала в течение семестра в компании «Ренессанс-капитал», хотела посмотреть, как мне будет здесь, интересно ли строить карьеру. В принципе, я планирую работать в Нью-Йорке, но если там не получится, то можно и в Москве попробовать. Моя специализация — это финансы, а Нью-Йорк — это центр финансового мира. У меня было две стажировки в Америке.

— Как вам кажется, чем обучение в Америке отличается от обучения здесь?

— В Америке более узкое образование, идет фокус на конкретную область интересов. Из-за этого знания дают достаточно ограниченные. Поэтому детей из Америки в Европе и в России зачастую считают более глупыми. Здесь, в Вышке, мы изучали материал шире, чем в Америке.

Райан Морган
Райан Морган
Райан Морган, университет Пенсильвании, Уортонская школа бизнеса (Ryan Morgan, USA, the Wharton School of the University of Pennsylvania)

— Расскажите, пожалуйста, о своей работе в Москве?

— Я работал в представительстве французского банка — Школа российских исследований помогла найти мне эту работу. Должен сказать, в России работают совсем не так, как в Америке. Здесь можно опаздывать на работу, и люди в целом более расслабленно к работе относятся.

— Вам не было сложно работать без знания языка?

— Нет. И на работе, и в Высшей школе экономики я говорил на английском. Вне работы и учебы людей, которые понимали бы английский, конечно, было мало, но нас здесь учили русскому, и через какое-то время я уже мог читать вывески и сам ходить в магазин.

— Что вам больше всего понравилось в России?

— Учеба в Школе российских исследований. Мне очень понравились все курсы и все преподаватели, но в особенности Максим Братерский. Он блестяще знает английский и свой предмет. Я бы хотел, чтобы он преподавал у нас, в Америке. А вообще, все преподаватели здесь подходят к своим курсам по-настоящему вдохновенно.

Екатерина Рылько, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Ивана Морякова

Вам также может быть интересно:

«Я мечтала об учебе в Вышке»

Мария Белоусова, абитуриентка из Узбекистана, осенью 2021 года станет первокурсницей Высшей школы экономики. Девушка будет учиться в московском кампусе университета в Школе иностранных языков. Новостная служба портала спросила у Марии, почему она предпочла НИУ ВШЭ, чем ей интересна выбранная образовательная программа и насколько сложно было поступать в университет в дистанционном формате.

«Хочу вести активную вышкинскую жизнь, ведь университет создает для этого все условия»

До 15 августа Высшая школа экономики проводит набор иностранных абитуриентов на бакалаврские и магистерские программы. Несмотря на то, что приемная кампания находится в самом разгаре, более 60 школьников из Великобритании, Чили, США и стран СНГ уже подписали договор с университетом и ожидают начала учебного года. Елизавета Цинк и Роман Кусаинов из города Алматы республики Казахстан рассказали новостной службе портала, почему они выбрали Вышку, чего ожидают от учебы, а также поделились впечатлениями от онлайн-процесса поступления.

«Для меня обучение в Вышке — лучший опыт»

Несмотря на пандемию, Высшая школа экономики открыта для приема иностранных студентов. Они могут выбрать для учебы любой кампус университета: Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород или Пермь. Даниил Хайтович из Минска поделился с новостной службой портала опытом жизни в Москве, а Нга Фам, прилетевшая из Вьетнама, рассказала, почему ей близок Санкт-Петербург.

Распределение 100% стипендий для иностранных абитуриентов почти завершено

Традиционно в мае НИУ ВШЭ распределяет между абитуриентами последние стипендии, которые на 100% покрывают стоимость обучения в университете. Последнее заседание Комиссии по отбору пройдет 27 мая 2021 года. В каждом конкретном случае комиссия принимает решение о зачислении на полную или частичную стипендию.

«Я узнала, насколько разной может быть экономика»

Семья Да Ын Хан, студентки третьего курса бакалаврской программы по экономике факультета экономических наук ВШЭ, из Южной Кореи. Но Да Ын Хан родилась в России и ходила в московскую школу, поэтому обучение на русском языке дается ей легко, позволяя с головой погрузиться в экономическую науку. О своем выборе университета и интересе к экономике Да Ын Хан рассказала в интервью новостной службе ВШЭ.

«Вышка – это прекрасное место для становления будущих высококвалифицированных специалистов»

Почему иностранные абитуриенты выбирают Высшую школу экономики? Чем отличается жизнь в небольшом городе на западе Беларуси от московской и причем здесь глазированные сырки? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с переездом в Россию, поступлением в ВШЭ и учебой в онлайне, новостной службе портала дала второкурсница Марта Омельянович.

«Вышка – это идеальный вуз для иностранных студентов»

Кафедра менеджмента инноваций НИУ ВШЭ реализует программы в области управления R&D и инновациями в компаниях, организациях инновационной инфраструктуры, научных и образовательных учреждениях. Программы подразделения привлекают не только российских школьников, но и иностранных абитуриентов. Так, в 2020 году МП «Управление исследованиями разработками и инновациями в компании» окончили Штефан Амаксимоаие из Румынии и Шариф Хлал из Сирии. Более того, выпускники решили остаться в России. О поступлении в Вышку и учебе здесь они рассказали новостной службе портала.

«Я был уверен, что буду учиться только с лучшими»

Магистерские программы Высшей школы экономики привлекают внимание не только российских выпускников бакалавриата, но и абитуриентов из стран СНГ. Почему иностранным студентам стоит обратить внимание на магистратуру Вышки и в чем главные достоинства университета, отвечают Адиль Хазиев и Зафар Махсудалиев.

«Вышка для меня была Хогвартсом: представить не могла, что когда-нибудь тут окажусь»

Камола Талипова из Ташкента последние пять лет живет в России. Девушка окончила бакалавриат в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, а сейчас учится на магистратуре факультета мировой экономики и мировой политики московского кампуса Вышки. О Петербурге и Москве, поступлении и удаленной учебе студентка рассказала новостной службе портала.

«Я не представляю себя студентом другого российского университета»

Владимир Шестаков приехал в Москву из небольшого города на северо-западе Казахстана. В этом году он станет выпускником факультета экономических наук Высшей школы экономики, а пока учится удаленно и проходит стажировку в инвестиционной компании. Почему именно Москва, легко ли было поступить и чем так притягательна Вышка, студент рассказал новостной службе портала.